Проблема жилья является ключевой для нашей цивилизации. Это стартовая точка для решения вопросов демографии, экономики, для формирования новой национальной идеи. Не решив проблему жилья, в России ничего выстроить нельзя.
Специфика жилищного вопроса в России уникальна. Только здесь жилищные нормы устанавливались правительством. Изначально полагалось четыре метра на человека, потом — девять, затем — двенадцать. Пришлось на собственных ошибках понять, что это все нереально, нежизненно. У каждой цивилизации собственный масштаб и свои требования к пространству. Примерив разные объемы, в ХХI веке мы пришли к выводу, что требуется 35-40 метров на человека, чтобы он нормально учился, женился, трудился. Парадокс в том, что для решения жилищной проблемы у России уже есть в наличии все инструменты, все возможности, в том числе материальные.
Не хватает всего лишь одной мировоззренческой ступеньки, одного шага, который приведет к концептуальной революции: назрела острая необходимость нового отношения к пространству. Чиновники, строители и большая часть граждан продолжают мыслить штампами прошлого столетия. Город остается для нас ловушкой, патологической средой, в которой действуют центростремительные законы, хотя уже давно должны включиться центробежные.
У Европы и у других наших соседей, драматически опередивших нас в области науки и промышленности, больше нет территорий для дальнейшего развития собственных цивилизационных проектов. Россия обладает колоссальным богатством, ценность которого значительно выше углеводородов и полезных ископаемых — свободным пространством.
Все, что сегодня требуется от российской власти и бизнеса — создать транспортную клетку с квадратными ячейками в десять километров. При разумно организованном процессе в эту сеть обязательно польются инвестиции в виде наукоемких производств, новейших ферм и экопоселений самих граждан России. Мы обязаны разумно использовать свою территорию, не уступая при этом ни в суверенитете, ни в национальном своеобразии.
Рассмотрим проект на примере московского региона. Для пространственной эволюции Москвы потребуется четырехугольный участок площадью 30 тысяч квадратных километров, стороны которого определяются примерно по осям: Смоленск-Ярославль, Калуга-Владимир, Тула-Новгород, Рязань-Углич. Превратив 30 тысяч квадратных километров в сотовую систему транспортных сообщений, мы получаем пространство для строительства новой экономики и нового общества. Это сельскохозяйственные земли. Для их извлечения требуется государственная воля, системный подход.
На первый взгляд, предложенная схема почти примитивна. Но вся соль в том, что она дает человеку принципиально новое восприятие мира, освобождает от городской зависимости, дарит ему сознание ответственного жителя Земли. Теперь гражданин не замкнут в камере из камня и стекла, где работают свои камерные законы, а там хоть трава не расти. В сущности, это попытка уйти от патологического урбанизма, когда мир сжимается в одну точку, а человек утрачивает функции социального существа. При организованном расселении, большой город превращается в устаревшую субкультуру. Большое скопление людей перестает быть оправданием безразличия и равнодушия. На психологическом уровне включаются здоровые механизмы взаимопомощи и сочувствия.
На логическом уровне включаются модели разумного и ответственного хозяйствования. Человек перестает быть потребительской корзиной и возвращается на ступень выше, снова становится «человеком умелым» и предприимчивым. Клетка — самая эффективная модель охвата пространства. Она уже реализована в некоторых странах: в частности, в США и Австралии. Живописные места легко вписываются в сотовую транспортную сеть. Она оставляет нетронутыми национальные парки, берега водоемов, рекреационные зоны.
Города ценны как историческое наследие. Но они устарели даже с точки зрения экономической обоснованности. При современных возможностях науки и прогрессивного сельского хозяйства существование гипер-урбанизированных центров абсурдно и убыточно. Чем объяснить, что при проектировании транспортной сетки выбран шаг в десять километров? Тем, что населенный пункт — это пространство дня. Человек должен днем поработать, а ночью отдохнуть, днем снова поработать. Расстояние, на которое он может отойти от дома, чтобы вернуться на ночлег, взято за основу разумного расселения по лицу планеты.
Города среднего размера лежат примерно в ста километрах от Москвы, далее следует круг Золотого кольца — около двухсот километров. Эта дистанция обусловлена тем, чтобы город был в состоянии себя прокормить. Чем выше технологизация сельского хозяйства, наукоемких отраслей промышленности, эффективность транспортной сети, тем свободнее мы используем территории.
Сегодня территории можно и нужно использовать целиком. Изменился масштаб личности. Мы переросли город как явление. Значит, выстраивание жизни вокруг потерявших смысл центров притяжения — это самоубийство. Раздувая мегаполис, мы занимаемся созданием обреченной башни, архивированием собственного разума, тиражированием бессмысленных симулякров (то есть, копий, не имеющих оригиналов в реальности) в виде виртуальных профессий, избыточной индустрии развлечений и не менее избыточной сферы услуг. Мы прекрасно видим на примере Москвы, как мегаполисы превращаются в черные дыры, пожирающие позитивную энергию — интеллектуальную, нравственную и материальную.
Строительный бизнес сегодня привязан к городу, потому что ему позволяют почти даром получать уцелевшие зоны общегородских ценностей, вести строительство объектов без вложений в инфраструктуру, в освоение нового пространства. Следует начать с реформы налогового закона, градостроительного кодекса, где будет четко прописано и гарантировано приведение всех территорий к использованию только после утверждения в проекте. Жилищный узел должен быть развязан в форме национальной программы, с изменением законодательства, социальным преображением, возможностью для всей нации участвовать в этом проекте. Самая трудная задача в том, чтобы доступ к новым территориям в безусловном порядке имели все (!) без исключения граждане России. Проект начнет работать, если людям дадут возможность к самоорганизации. По моим подсчетам, цена национальной эволюции — три триллиона евро, которые должны попасть в руки тридцати миллионов семей.
Сетевая архитектура в освоении пространства подразумевает сетевое самоуправление в обществе. Мы должны прийти к коммунитаризму, к евангельскому принципу «несите тяготы друг друга». Коммунизм и капитализм друг другу необходимы. Для того, чтобы достичь коммунизма, нужно хозяйствовать по-капиталистически. Если не иметь коммунистического идеала — ты не будешь хозяйничать с пользой для человечества. Кризис рано или поздно закончится, начнется реальная экономика, которая требует стратегического мышления, эволюционного разумного хозяйствования планетой.
Евгений Пхор, заслуженный мастер архитектурного бюро Александра Асадова
Свободное пространство России ценнее нефти и газа
Свободное пространство России ценнее нефти и газа