В глубине Государственного выставочного зала «На Каширке», что находится в Москве на улице Академика Миллионщикова, 35, корпус 2, спряталась небольшая галерея старинных вещей, пользующаяся неизменным вниманием посетителей. Мы назвали её «Сундучком», потому что в ней хранятся бесценные сокровища — свидетельства ушедшей эпохи.
Здесь и альбомы в бархатных переплётах, украшения в шкатулках, зонты, портфели, гобелен в раме, футляры для очков. Дамские сумки, пальто, шляпки соседствуют с милыми плюшевыми мишками, стеклянной чернильницей, книгами, журналами 60-70-х годов, письмами, документами, театральными билетами и биноклями. «Домашние артефакты» советской эпохи многими нашими посетителями воспринимаются, как встреча с собственным детством: шкатулки «под Палех», пудреницы, веера, статуэтки, флакон духов «Красная Москва»... В витринах — вышивка «ришелье», кружево, столовые приборы с посудой того времени: всё то, что окружало советских людей в их повседневной жизни, наполняя её теплотой и уютом.
А такие предметы как чёрный телефонный аппарат или настольная лампа «Летучая мышь» (её ещё называли «лампой НКВД»), с которыми связано множество разных историй, теперь можно увидеть только в старых кинофильмах. Возле стены — коньки «канадки», самые популярные в 50-е годы: на них катались даже девочки, поскольку «фигурки» достать было чрезвычайно трудно, беговые «норвежки». Рядом санки — точно на таких же мы съезжали с горки за школой. С санками связано одно из самых ярких моих детских воспоминаний: в конце 40-х годов меня, маленькую, всю закутанную в большой, завязанный крест-накрест серый платок, отец в длиннополой шинели (как пришёл в ней с фронта, так и ходил после войны) в сильный мороз, пургу, возил на санках в детский сад с улицы Герцена (теперь Б. Никитская) на Красную Пресню и обратно...
На санках — чемодан с игрушками. И чего здесь только нет: «неваляшка», волчок, пирамидка, деревянная лошадка, детская стиральная доска, резиновые мячи, куклы... А на полу под венским стулом уютно устроились резиновые ботики на высоких каблуках — такие носила моя мама. Они надевались в сырую погоду прямо поверх туфель. Денежные знаки, награды, пуговицы соседствуют с пионерской атрибутикой: барабан, галстук, значки, грамоты — всё это вызывает неподдельный интерес школьников, которые знают об этом только из рассказов взрослых.
Галерея располагает обширной и любовно подобранной коллекцией дореволюционных фотографий. В них — магия времени, истории... Чувствуется порода в лицах, в осанке, взглядах. Такие сейчас встречаются все реже. На школьных фотографиях 50-х девочки с косами в форме тех лет — (многие серьезны не по годам) в коричневых платьях с белыми фартуками. И строгие мальчики в кителях...
Мы также собираем и записываем истории людей и предметов, овеянные флёром старины, передающие во всех подробностях черты и детали московского быта. Например, в рассказах о быте советских семей того времени всегда присутствует такая деталь, как «Шоколадница» Лиотара или «Неизвестная» И. Н. Крамского, вырезанная из «Огонька»... Такими же непременными атрибутами жизни наших бабушек и прабабушек, членов их семей, были чайный «с кобальтовой сеткой» сервиз и жанровая скульптура Ленинградского фарфорового завода. Фарфоровые статуэтки ЛФЗ и «Дулёво» собирали и бережно хранили — многие из них представлены в галерее «Сундучок». К раритетам, безусловно, относятся красивые вазы из бирюзового сульфидного стекла, известного в своё время на весь мир завода «Красный май», на котором отливали рубиновые звёзды для башен Московского Кремля. Этого завода давно нет, он прекратил своё существование вместе с развалом СССР — а вазы радуют нас своей красотой и принадлежностью к нашему прошлому...
В галерее постоянно экспонируется не только советское ретро. Со дна сокровищницы «Сундучка» — настоящая деревенская прялка XIX века, зеркало начала ХХ века в резной деревянной раме, а также прекрасные дореволюционные автолитографии «Уголки Троице-Сергиевой Лавры» художника В. И. Соколова с очень интересной историей. Владимир Иванович Соколов (умер в 1946 году) был достаточно известным, но, к сожалению, забытым художником, одним из немногих москвичей, которых С. П. Дягилев пригласил участвовать в первой выставке «Мира искусства». Известно всего три авторских экземпляра «Уголков Троице-Сергиевой Лавры»: один был у автора и два на руках — в собраниях коллекционеров Я. З. Сурица и Е. П. Климова. С большим трудом в 1922 г. удалось в одноцветном варианте издать 14 литографий. В полном объёме (все двадцать семь) они увидели свет впервые только в 1992 году, когда были изданы, к сожалению, снова небольшим тиражом, и сегодня они по-прежнему большая полиграфическая редкость.
Живое, родное и близкое прошлое окружает вас в галерее «Сундучок» в каждом предмете. Проникнитесь им, когда застрекочет ровным стуком ножная швейная машинка «Зингер» на инкрустированном столике с ажурной чугунной подставкой и большим колесом, когда заиграет раритетный патефон, зазвучит музыка с виниловой пластинки и проплывут перед внутренним взором танцующие вечерами в послевоенных московских дворах пары...
«Сундучок» — это не застывший раз и навсегда в определенном порядке музей, а живой мир, подбадривающий воображение, пробуждающий воспоминания, которые дают возможность ненадолго потеряться во времени, когда были «мама молодая и отец живой», как написал поэт Геннадий Шпаликов. И «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли» — это уже Юнна Мориц...
Самое удивительное, что галерея вызывает неподдельный интерес у нынешних детей и молодежи: ведь одно дело читать о событиях прошлого в книге или учебнике, смотреть по телевизору сериалы, где незнакомые актеры играют чужие жизни, и совсем другое — ходить по музею рядом с бабушкой или мамой, которые постоянно ахают: «И у нас в семье тогда это было!» — и рассказывают семейные предания, связанные с теми или иными советскими реалиями...
Несколько лет назад корреспондент газеты «Южные горизонты» Наталья Рогило назвала в своей публикации наш «Сундучок» «машиной времени», имея в виду, что с помощью собранных здесь артефактов можно, преодолевая пространство и время, перенестись в далёкие годы. Так оно и есть! Из семейных историй молодёжь узнаёт о жизни их родных в совсем другой стране — СССР. Молодым интересно знать: как жили советские люди, как одевались, как проводили свободное время, какие у них были увлечения.
Те, кто всерьёз увлекается фотографией, с удовольствием разглядывают старые фотоаппараты — «Киев», легендарный ФЭД и «зеркалку» Зенит «3М», обсуждают качество снимков. Привлекают внимание кассетный магнитофон «Электроника» — один из первых советских магнитофонов; пылесос, старые приёмники, телевизоры, всяческие замысловатые электроприборы, которые, за неимением места в экспозиции, хранятся в запаснике. Проводя параллели с прошлой жизнью, молодёжь расширяет свои представления и о современной жизни, осознает движение прогресса.
Наш энтузиазм по поводу коллекционирования старых вещей и предметов быта разделяют представители разных поколений. И в этом погружении — историческом, культурном и художественном — наверное, и заключается секрет успеха проекта, который продолжается вот уже семь лет. А начиналось всё в 2005 году, буквально с нуля, когда мы решили на волне огромного интереса к советской эпохе подготовить и провести большую выставку, посвященную СССР. Большинство экспонатов — дары частных лиц. Многие москвичи, узнавая о готовящейся выставке, приносили из дома сохранившиеся вещи. Позже подключились коллекционеры и частные галереи. Откликнулся Политехнический музей, закрывшийся в этом году до 2018 г. на реконструкцию. И когда мы поняли, что идея осуществима, мы начали готовить выставку, которая в 2006 г. под названием «СССР — сквозь годы. Маленькие вещи Большой страны» прошла с большим успехом. Тогда же и возникла идея продолжить проект, но уже в другом виде — создать галерею старинных вещей «Сундучок» с проведением в ней небольших тематических выставок, посвящённых истории нашей страны.
За эти семь лет в «Сундучке» прошло большое количество интереснейших фотовыставок, посвященных и семейным династиям Москвы, и её достопримечательностям, а также несколько серий выставок старой открытки (дореволюционной и советской). Хочется отметить такие экспозиции, как «Москва. Архитектура 50-х годов», прошедшую в 2007 году, «Возвращая забытое имя. В. И. Соколов. Уголки Троице-Сергиевой Лавры» — в 2007-м, «Особняк С. П. Рябушинского («К 150-летию со дня рождения Ф. О. Шехтеля») — в 2009-м, «Кумиры. Ольга Лепешинская» и «Мода в СССР. 70-е годы. Эскизы, фотографии, винтаж» в том же году, «Московское метро» — в 2010-м и др.
В планах, или, скорее, в мечтах провести выставку, посвящённую советскому дизайну, углубляющую понимание современного коммуникативного дизайна на примере показа его связей с уже имеющимся историческим отечественным опытом. К сожалению, недостаток площадей не позволяет развернуть в галерее «Сундучок» более масштабную, интерактивную экспозицию с инсталляциями, аудиогидом, чтобы воссоздать неповторимый стиль целых десятилетий советской эпохи, рассказать о знаменитых дореволюционных московских династиях, подмосковных дворянских усадьбах, славных именах и кумирах прошлого, чтобы широко распахнуть окно в мир историко-культурного и художественного наследия нашей страны. Но мы надеемся, что наши мечты когда-нибудь станут реальностью — ведь одна из них уже осуществилась!
Людмила Чекалина, искусствовед
«Сундучок» с богатствами советской эпохи
«Сундучок» с богатствами советской эпохи