Выступление Замглавы Всемирного Русского Народного Собора, Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в программе «Комментарий недели» телеканала «Союз» 27 июня 2015 года.
За последние несколько дней обострилась ситуация в одном из мест, где планируется строительство нового московского храма — в Осташковском проезде на севере Москвы, в месте, где живет достаточно большое количество людей и где относительно недавно был обустроен парк.
Некоторые люди — отчасти местные жители, отчасти активисты, которые приехали из разных районов Москвы, в том числе члены анархистского движения, движения «Рот Фронт», некоторых политических партий, особенно партии «Яблоко», и Коммунистической партии Российской Федерации, — начали выступать против строительства этого храма, обосновывая это тем, что они хотели бы сохранить зеленые насаждения. Многие люди действительно озабочены сегодня тем, что в Москве и в других крупных городах становится меньше зелени.
Это действительно проблема. Более того, известно, что во многих местах люди выступают против любого нового строительства, считая, что здания в Москве стоят слишком плотно друг к другу, нет дворов, нет зеленых насаждений, нет мест, где люди могли бы погулять, вместе провести время.
Недавно мне удалось побывать в одном из только что построенных жилых массивов, которые относятся к Московской области, но находятся очень близко к Москве. Два десятка домов высотой в 25 этажей стоят очень близко друг к другу, и между ними почти нет пространства. Сложно себе представить, как огромная толпа людей, выходя из этих домов, будет двигаться к ближайшей станции железной дороги, не говоря уже о том, как эта толпа будет двигаться на своих машинах куда бы то ни было. В этом массиве, на очень небольшой территории, как можно ожидать, будет жить не менее 10 тысяч человек, а скорее всего — 15 или даже 20.
Города становятся все менее пригодными для жизни. Но, наверное, лучшим способом хоть как-то компенсировать тяжелую жизнь, стрессовую жизнь, замороченную жизнь в крупных городах, жизнь в очень скученном пространстве, жизнь в каменных джунглях является строительство храма. Слава Богу, что в том микрорайоне, о котором я только что сказал, есть древний храм, и он находится в шаговой доступности. Более того, сегодня мы часто слышим предложения о том, что в новых микрорайонах уже на стадии планирования нужно предусматривать храмы — так же, как предусматриваются школы, больницы, поликлиники и другие социальные объекты.
Очень многим людям нужен храм. Очень многим людям будет сложно добираться до храма, расположенного в 15-30 минутах езды общественным транспортом, особенно в местах, где появляются новые районы и где транспорт только налаживается. Нельзя не вспомнить и о людях пожилых, немощных, инвалидах — тех, кто буквально не отходит от своего дома больше чем на 300 метров. Этим людям храм действительно нужен рядом с домом. Если будет больше храмов, будет меньше стресса. Если будет больше храмов, будет меньше преступлений, меньше людей, которые заперты в своих домах без возможности хоть с кем-то поговорить, хоть как-то разделить человеческое сообщество, прочувствовать себя не просто обитателем квадратных метров, на которых ты живешь, но человеком, окруженным вниманием и заботой.
Недавно был еще в одном месте, которое относится к Московской области, но, по сути, является Москвой. Там рядом с железнодорожной станцией недавно был построен храм, а рядом с храмом появился сквер. В этом сквере гуляют люди, в этом сквере происходит культурная деятельность, в этом сквере устраиваются народные праздники. И так часто бывает. Храм — это место, куда приходят очень и очень многие, и рядом с которым начинается и самоорганизуется, и утверждается, и втягивает в себя новые поколения, в том числе детей, жизнь местной общины.
Сегодня некоторые предлагают даже в новых комплексах, которые объединяют сотни жилых квартир, магазины, рестораны и предприятия бытового обслуживания, создавать маленькие храмы. И это, возможно, перспективная идея. Если не получается у наших людей сегодня жить в двухэтажных городах — так, как живет большинство населения богатых стран, то давайте попробуем создать какую-то местную жизнь, в том числе жизнь духовную, жизнь религиозную, в новом большом комплексе, где живут или работают иногда две, три и больше тысяч человек и где тоже нужна некая местная община, некая культурная, информационная, духовная среда, которая поможет людей объединить.
Все это понимают сегодня многие люди — даже те, кто обычно выступают против любого другого строительства в том или ином месте. А таких людей достаточно много. Я вспоминаю случай, как в месте, где я живу, хотели построить спортивный зал, ориентированный не на богатых людей, а на каждого местного жителя, достаточно дешевый и открытый для бесплатных детских кружков и занятий. Многие люди, в том числе хорошо мне знакомые, стали говорить: зачем здесь эта стройка? Появятся бомжи, алкоголики, разнузданная молодежь, нелегальные мигранты. Мне стоило некоего труда сказать, что это ложные страхи, что неплохо иметь рядом с домом спортивный зал, даже если кто-то не сможет ставить на этом месте свою машину. Это лучше, чем если бы молодые люди были предоставлены сами себе. И сегодня стоит этот спортивный зал — в достаточном удалении от жилых домов, и в нем или вокруг него нет ни нелегальных мигрантов, ни алкоголиков, ни разнузданной молодежи. Зал служит людям, которые живут в окрестных домах, и утихли все споры.
Точно так же утихают споры после того, как начинается реальная жизнь церковной общины, потому что люди видят пользу от храмов, и там, где кипели страсти, жители благодарят за то, что церковная община существует и вовлекает в свою жизнь молодежь, за то, что построен или строится прекрасный храм, который сразу же становится архитектурной и культурной доминантой городского района, где подчас до этого ничего не было, кроме полузагаженных зеленых участков, бесчисленных жилых домов и мест для так называемого досуга людей, которые не представляют себе иного отдыха, чем ни к чему не обязывающая болтовня на лавочке с бутылками пива и легкими закусками.
В связи с ситуацией вокруг проекта строительства храма в Осташковском проезде в Москве появилась опасность провокаций, опасность того, что люди начнут бросаться обвинениями, оскорблениями, плевками, и у кого-то не выдержат нервы и начнется потасовка — или кто-то, подойдя близко к другому человеку, вдруг закричит, что его избили или толкнули, и из-за этого может произойти столкновение. Поскольку вероятность такого развития событий была велика, священноначалие Церкви приняло очень определенное решение: нужно остановить нецивилизованные процессы, нужно добиться того, чтобы проблемы, которые действительно существуют, и разногласия разрешались мирно, в правовом поле, через судебные процессы, которые уже идут, потому что оппоненты строительства храма оспаривают результаты общественных слушаний по проекту его строительства и подали в связи с этим в суд.
Есть у каждой из сторон свои аргументы — значит, нужно чтобы они были спокойно выслушаны, чтобы суд принял решение, которому, очевидно, все должны будут подчиниться. В связи с опасностью провокаций Святейших Патриарх сделал специальное обращение, в котором сказано: «Прошу всех — и сторонников, и противников постройки храма в этом месте — к отказу от конфронтации и к мирному и цивилизованному урегулированию всех противоречий. Знаю, что храм в Лосиноостровском районе Москвы очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность. Благодарен за эту поддержку — в случаях, когда она оказывается мирным и законным образом. Знаю и то, что некоторые живущие в районе люди, также при поддержке общественных организаций, высказывают возражения против проекта, в том числе оспаривая результаты общественных слушаний по проекту строительства храма в данном месте».
И далее Святейший Патриарх сказал очень важную для каждого христианина вещь: «В этих условиях полагал бы правильным дождаться судебного решения. Призываю православных верующих в эти дни не приходить на предполагаемое место строительства храма, чтобы избежать провокаций, а тем более столкновений с противниками строительства храма. Для мирного разрешения ситуации прошу противников возведения храма также покинуть упомянутое место».
За некоторыми, может быть, исключениями православные христиане, которые поддерживают строительство храма, послушались призыва Святейшего Патриарха. Более того, в месте, где собирались люди для споров и выступлений, были вывешены копии этого обращения, чтобы каждый знал: не нужно православному христианину участвовать в агрессивных перепалках и уж тем более поддаваться на провокации, которые могут привести к столкновениям.
Противники строительства храма призыва Святейшего Патриарха не послушали — они вновь пришли. Некоторые православные христиане пытались фиксировать происходившее во время собрания противников строительства храма на видеокамеры — и соответствующие материалы уже есть в интернете. Но православные люди отказались от того, чтобы участвовать в конфронтации и в конфликте. Более того, сегодня строительные работы остановлены, и верующие люди смиренно ждут решения суда. Противники строительства храма продолжают собираться на месте, где планируется его строительство, и призывов Святейшего Патриарха многие из них, судя по всему, не послушали.
Любопытно, что иногда на месте строительства храма выступают люди, которые именуют себя православными, но говорят: «Храм здесь не нужен, мы хотим, чтобы он был в другом месте». Говорят и о том, что вообще храмы в таком количестве, в котором они сегодня нужны Москве и нужны жителям нашего города, на самом деле якобы не нужны. Интересно спросить: кто эти православные, — как они говорят, противники строительства храма? Люди ли, которые заботятся о сохранении зеленых насаждений и готовы обсуждать возможность переноса строительства храма в другое место? Или это люди, которые именуют себя православными и выступают против строительства храмов в принципе? Последнее достаточно удивительно. Если человек именует себя православным, он, по крайней мере, должен спросить своего духовника, свою Церковь, священников, с которыми он общается, что они думают, что Церковь думает о строительстве новых храмов?
Еще раз подчеркну: речь не о том или ином конкретном месте — места могут меняться и компромисс с жителями, выступающими против строительства храмов в конкретном месте, может достигаться. А вот если человек действительно говорит, что новые храмы не нужны в принципе, православный ли он? Если он имеет связь с церковной общиной, если он берет благословение священника на действия, которые касаются развития церковной жизни, то он должен спросить своего духовника или просто знакомого пастыря: не совершает ли он грех, выступая в принципе против строительства храмов? И, конечно, ему будет сказано, что в этом случае совершается грех. Поэтому, за исключением случаев, когда можно спорить, стоит ли ставить храм в том или ином конкретном месте, выступление против строительства храмов несовместимо с тем, чтобы человек именовал себя православным христианином, и об этом нужно знать.
И, конечно, странной выглядит ситуация, в которой противник или даже сторонник строительства храма не исполняет того, что было сказано в призыве Святейшего Патриарха, призвавшего уйти от конфронтации и разрешать существующие проблемы мирным путем. Хорошо, что сегодня православная общественность отстаивает строительство храмов, когда устраиваются общественные слушания или когда устраиваются мирные дискуссии на ту или иную тему.
Православные христиане не только имеют право, но и должны участвовать в этих слушаниях, в этих дискуссиях, дабы не создавалось впечатления, что в том или ином месте все жители, вся общественность или подавляющее их большинство выступает против строительства храма, а за не выступает никто или почти никто. Обычно это не так — обычно большинство все-таки строительство храма поддерживает. И значит, нужно, чтобы эти люди говорили, что храм им нужен, и не давали противникам строительства храма массой, активностью, громкостью выступлений создать иллюзию того, что они представляют всех местных жителей, а сторонников строительства храма не представляет никто. Поэтому говорить нужно, и присутствовать нужно, и участвовать в диалоге с властью и с обществом нужно, но делать это необходимо исключительно в мирном духе, а уж тем более не позволять себе никаких незаконных или безнравственных действий.
Будем надеяться, что спокойная, но твердо выраженная воля православных христиан, их готовность к диалогу со всеми общественными силами и со всеми жителями того или иного района — помогут нам уйти от конфронтации и конфликта и одновременно добиться того, чтобы везде, где люди хотят иметь храм рядом со своим домом, такая возможность у них всегда появлялась.
Строительство новых храмов: от конфликта к мирному выражению православной позиции
Строительство новых храмов: от конфликта к мирному выражению православной позиции