26 июня комитет сената США по иностранным делам единогласно одобрил законопроект о так называемом «списке Магнитского» или, по имени инициатора законопроекта, «списке Кардина». По официальной версии, документ этот предусматривает ввод визовых ограничений и заморозку активов российских чиновников, которые якобы имеют отношение к смерти юриста Сергея Магнитского в СИЗО в ноябре 2009 г. Для того, чтобы документ приобрёл силу закона, осталось лишь получить одобрение президента США. Смерть Сергея Магнитского в самом деле была окружена достаточно неоднозначными событиями, причем специфика участия в его судьбе работодателей — фонда Hermitage Capital — пока что не может быть определена. Однако воспоследовавшая активность не менее интересна.
То, что правительство США бдительно следит за малейшей тенью нарушении прав человека во всех странах, кроме собственной — факт общеизвестный. Не особенно удаляясь от Вашингтона, можно было бы составить, например, «список Слободана Милошевича», которого по каким-то причинам не желали отпускать на лечение в Россию. Или «Список Монтойи» — осуждённого на два хода за махинации с банковскими чеками, и умершего от разрыва селезёнки в тюрьме штата Иллинойс осенью 2009 года. Причём охранники, несмотря на жалобы заключённого, отказывались вызывать к нему врача, а после его смерти запрос родственников о проведении вскрытия был отклонён без объяснения причин.
Поводов для заседания Конгресса в данном случае не меньше, чем в «деле Магнитского». И столько же, сколько в деле пакистанского гражданина, оказавшего ЦРУ помощь в обнаружении бин Ладена, который после обвинения в государственной измене был осуждён на 33 года тюрьмы властями Пакистана. Или в заявлении министра юстиции и генеральный прокурора США Эрик Холдера, который в 2011 году сообщил о том, что намерен начать полноценное уголовное расследование обстоятельств смертей двух подозреваемых в терроризме лиц, в то время, когда они находились в руках ЦРУ. Расследование закончилось тем, что было решено — несмотря на то, что двое подозреваемых скончались от совокупных последствий «интенсивных методов допросов» — сотрудники ЦРУ действовали по инструкции, и, стало быть, невиновны.
Выбор «дела Магнитского» из всего изобилия поводов порадеть о защите прав человека случайным не выглядит. Особенно с учётом того, что приданием максимального ему резонанса занимались представители так называемой российской несистемной оппозиции. Её лидеры сообщали о том, что единогласная поддержка Конгрессом США «списка Магнитского» — исключительная их заслуга, что останавливаться на достигнутом рано. Для того, чтобы аналогичное решение вынес и Европарламент, отдельные оппозиционеры отправились в своеобразное рекламное турне по странам ЕС. Также, по словам несистемной оппозиции, их трудами была якобы обеспечена отмена поправки Джексона-Вэника, обсуждавшаяся пакетом со «списком Магнитского».
Желание оппозиции заявить о себе вполне понятно. Правда, сложнее с логикой, ведь сами американские сенаторы открыто заявляли о том, что поправка Джексона-Вэника мешает в первую очередь самим США, крайне заинтересованным в гигантском рынке сбыта, которым является Россия. Законопроект о предоставлении России постоянного статуса нормального торгового партнера США и отмене действия поправки Джексона-Вэника 12 июня представили сенаторы Макс Бокас, Джон Тьюн, Джон Керри и Джон Маккейн. Последнего уж точно нельзя заподозрить в какой-то любви к России. По словам Бокаса, являющегося председателем сенатского финансового комитета, одобрение этого законопроекта и предстоящее присоединение России к ВТО представляют США «благоприятную возможность удвоить свой экспорт в Россию и создать тысячи рабочих мест во всех секторах американской экономики, причем сделать это можно без каких-либо затрат для США». Что, разумеется, позволяет сделать ряд предположений о мотивах российской оппозиции, которая так последовательно отстаивает интересы США.
Относительно количества дискриминационных законов, направленных против России, ничего, таким образом, не изменилось. «Список Магнитского» пришёл на смену «поправке Джексона-Вэника». Более того, за время своего рассмотрения в сенате, законопроект S1039 «Сергей Магнитский — верховенство закона и ответственность», как официально называется «список» составленный «во имя помощи российскому народу», приобретал всё более любопытные детали. Список чиновников и официальных лиц, равно как и то, что в точности понимается под этими категориями, оказался засекреченным. А в последней редакции, которая, якобы, является небывалой уступкой России, закон предоставляет Государственному департаменту право вводить визовые и финансовые санкции не только против чиновников РФ, но и против официальных представителей любых других стран, причастных к нарушениям прав человека. Другими словами принятый закон позволит вводить санкции против кого угодно. Во всяком случае, официально получить информацию о том, присутствует ли некое лицо в секретном списке или нет — невозможно, так как сведения о его содержании причастны к национальной безопасности США.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон во время своего визита в Финляндию сообщила журналистам, что рассмотрение в конгрессе США «списка» не должно негативно сказаться на отношениях между Москвой и Вашингтоном, по крайней мере, правительство США на это надеется. Почему оно на это надеется — непонятно, представители влиятельных американских бизнес-кругов оценивают ситуацию более трезво. По мнению президента организации USA Engage и главы Национального совета по внешней торговле Билла Рейнша закон неминуемо навредит отношениям США с Россией и многими другими странами, и может свести на нет существенную выгоду, на которую рассчитывают транснациональные компании в результате вступления России в ВТО.
Что до беспристрастности, с которой будет выполняться будущий закон — можно делать выводы уже сейчас. На фоне готовности вводить санкции во всепланетном масштабе против выборочных чиновников по подозрению в нарушениях прав человека, 24 июня председатель комитета Палаты представителей Конгресса по национальной безопасности Питер Кинг потребовал объяснений от министра национальной безопасности Джанет Наполитано по поводу выданной на въезд в США визы Хани Нур Альдину. Это член египетской исламистской группы «Аль-Гамаа Аль-Исламия», боевого крыла «Братьев-мусульман», отметившегося чередой терактов, убийством 60 туристов в Луксоре и египетского президента Анвара Садата.
Пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд объяснила, что Альдин не представляет угрозы для США и на момент подачи заявки был членом египетского парламента, а разрешение этого визита объяснялось желанием американских дипломатов познакомиться с новыми египетскими политиками и дать им возможность лучше узнать США.
Автор документа, сенатор Бенджамин Кардин, говорит, что этот закон универсален. Его принятие целиком мотивировано «делом Магнитского», но его применение может быть всесторонним. Например — оружейные поставки России в Сирию могут быть сочтены поводом для введения санкций для ряда российских компаний. И таких очевидных вариантов много. Аморфные «права человека» в сочетании с секретностью ключевых деталей делают законопроект S1039 идеальным инструментом для выборочных мер воздействия на любое официальное лицо планеты. Судя по всему, ради этой цели сенат готов пойти даже на снижение дивидендов от вступления России в ВТО.
Андрей Полевой
«Список Магнитского» как универсальный инструмент
«Список Магнитского» как универсальный инструмент