Всего через полгода, с 7 по 23 февраля 2014 года, в Сочи пройдут XXII зимние Олимпийские игры. Чего ожидают не только спортсмены, которые будут представлять свои государства в борьбе за первенство, но и борцы иного рода, использующие в качестве «спортивного снаряда» Олимпиаду в целом.
В середине июля американский сенатор-республиканец Линдси Грэм выступил с инициативой отказа от участия США в Олимпийских играх в Сочи. Таким образом, Грэм решил ответить на возможное предоставление временного убежища на территории России бывшему агенту ЦРУ Эдварду Сноудену. «Я хотел бы дать России понять, что то, что они делают, выходит за всякие рамки, — заявил непозволительно сурово Грэм. — После истории со Сноуденом мы просто не можем продолжать взаимодействие в позитивном ключе, потому что это пощёчина Соединённым Штатам».
Как известно, временное убежище до конца июля 2014 года Эдвард Сноуден получил. Явно испытывая теплые чувства к приютившей его России по объективным, в общем-то, причинам — правительство США аннулировало паспорт экс-агента и прямым текстом пообещало Сноудену если не смертную казнь, то пожизненное заключение, как только сможет до него добраться — бывший сотрудник ЦРУ не стеснялся в ответных выражениях. «Ярый неоконсерватор сенатор Линдси Грэм хочет, чтобы США бойкотировали Олимпийские игры. Ну и насмешил: таких дегенератов, как он, здесь в любом случае не ждут», — написал в своём твиттере Сноуден. Несмотря на резковатый тон, вряд ли получится спорить с тем, что мнение американского сенатора Россию и в самом деле не особенно интересует. Власти США энтузиазм Линдси Грэма также не разделили, ограничившись выражением глубочайшей озабоченности ситуацией со Сноуденом, отделив, однако, её от предстоящих Олимпийских игр.
К требованию сенатора-республиканца бойкотировать сочинскую Олимпиаду присоединились разве что наиболее деятельные гей-активисты. Правда, по другой причине, не связанной с сенсационными разоблачениями Эдварда Сноудена — 30 июня президент Путин подписал закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, что вызвало бурю возмущения различных ЛГБТ-сообществ, последовательно смешивающих особенности личной интимной жизни и межгосударственную политику. Справедливости ради — первой мишенью для призывов к бойкоту стала не Олимпиада, а русская водка, которую демонстративно отказались наливать в гей-барах Ванкувера и ряда других западных городов.
С чего вдруг возникло такое оживление — сказать трудно. Подписанный Россией закон, как ясно уже из названия, запрещает пропаганду среди несовершеннолетних — и не более того. Он никак не связан с запретом или даже ограничением права человека выбирать себе партнёра, исходя из внутренней потребности. Однако, известно, что излишне глубоко разбираться в том, против чего протестуешь — очень вредно для численности протеста. Что наглядно показали другие, не менее забавные акции возмущения, лозунги которых лежали в плоскости, никак не пересекающейся с пропагандой среди несовершеннолетних.
1 августа у здания российского генконсульства в Нью-Йорке состоялась акция протеста из 70 человек, сопровождавшаяся выливанием на мостовую шести бутылок водки «Столичная» и «Русский стандарт». Принесенные участниками плакаты гласили: «Из России с ненавистью», «Вылить русскую водку!», «Русская водка пропитана ненавистью!» и т. д. и т. п., все в том же духе. Такая антиалкогольная кампания c борьбой за сохранение рыбных ресурсов Российской Федерации, безусловно, привлекает внимание, но в недостаточной степени — можно ожидать разве что всплеска мысли маркетологов, ведь бесплатная рекламная кампания русской водки, как подчёркнуто гетеросексуального напитка, просто обязана быть использована.
Предстоящая Олимпиада выглядит куда более перспективным полем для протестов, лозунгов и бойкотов. И, как в случае с «водочным» протестом, который, начавшись с обиды на запрет гей-пропаганды, незаметно трансформировался в извечный тезис российско-западных отношений, типа «Россия — злая!», вся грядущая антиолимпийская риторика практически гарантированно сведётся к эмоциональным маркерам: Россия — злая, в России в немыслимых масштабах нарушаются права человека, а Владимир Путин — главный враг свободного человечества. Характерным в этом отношении является письмо известного британского комика Стивена Фрая, с которым он 7 августа обратился к премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону и Международному олимпийскому комитету. Имеет смысл его обильно процитировать и рассмотреть подробно, особенно с учётом того, что оно массово тиражируется в западных СМИ.
Письмо буквально с первых абзацев задаёт высокую планку, сообщая, в частности, следующее: «Я пишу вам с искренней надеждой, что все те, кто любит спорт и ценит Олимпийский дух, осознают, как запятнаны были Пять Олимпийских колец, когда в 1936 году под эгидой торжествующего тирана в Берлине прошли Олимпийские игры. За три года до Олимпиады этот тиран законодательно выделил в отдельную группу меньшинство, чьей единственной виной была доставшаяся им от рождения национальность. По его словам, евреи «пятнали» традиционную чистоту всего немецкого, они были врагами государства, угрозой детям и самому будущему Рейха». После чего Стивен Фрай уведомляет: «Путин страшным образом повторяет это безумное преступление, на сей раз — против ЛГБТ — сообщества в России. Избиения, убийства, унижения этих людей полиция игнорирует полностью».
Вот так без особых затей и стряпается яркий образ «Путина, повторяющий безумные преступления Гитлера». Для закрепления его, Стивен Фрай заявляет, что «МОК обязан занять твердую позицию на стороне гуманизма, за который ему надлежит бороться, и выступить против варварского, фашистского закона, продавленного Путиным через Госдуму».
Непонятно только, Стивен Фрай нагло врёт или невероятно глубоко заблуждается, сообщая, в частности, следующее свидетельство ужаса правления Путина: «Например, заявление о том, что Чайковский был геем, и это повлияло на его жизнь и искусство, и может служить вдохновением для других геев — художников и музыкантов, карается по закону, вплоть до тюремного заключения». Стоит ещё раз напомнить, что описываемый Фраем «апокалипсис» на самом деле выглядит как запрет на гей-пропаганду для несовершеннолетних, карающуюся «страшным» штрафом в 5 000 рублей (или 100 фунтов стерлингов). И отсутствием иных препятствий в данном направлении.
Но кого это волнует? Чем невероятнее ложь, тем охотнее в неё поверят! Старый прием! Стивен Фрай продолжает: «Абсолютно недостаточно сообщить, что олимпийцы будут (или НЕ будут) в безопасности в пределах олимпийской деревни». Ну надо же: оказывается, Олимпиада в России теперь угрожает жизням всех спортсменов!
Удивительно, какой комплексный образ неправильности всего и вся можно создать в одном коротком письме. «Путин может заявить, что «ценности» России отличны от «ценностей» Запада, но это противоречит и философии Петра Первого, и надеждам миллионов россиян, которые еще не задохнулись в этой смеси из идеологии бритоголовых и религиозной нетерпимости; миллионов, которым больно видеть, как на смену демократии приходит новая автократия, которым больно за их многострадальную родину (чью музыку, литературу и драматургию — так уж вышло! — я люблю так страстно)», — без стеснения вещает писатель Фрай. После таких слов даже живущим в России будет страшно выглянуть на улицу — что уж говорить о западных обывателях, которые теперь твёрдо убеждены: в России царит идеология преступности!
Обильное цитирование основных документов МОК и Олимпийской хартии выглядит внушительно. Но не даёт ответа на вопросы: президент России что, развивает какое-то особое направление спорта, вредящее человечеству и угрожающее миру? Каким образом запрет на гей-пропаганду среди несовершеннолетних наносит ущерб Олимпийскому движению? Чем указанный закон мешает инициативам, объединяющим спорт с культурой?
По количеству спортивных объектов, построенных и строящихся, Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире — и ориентацией посещающих эти объекты граждан никто, кроме Стивена Фрая, во что он поверить не может и даже боится, по всей видимости, не интересуется. В письме, помимо передёргиваний и проистекающей, хочется верить, из недостаточной информированности русофобской пропаганды, есть один безусловно верный момент. «Давайте осознаем, что спорт не существует в вакууме вне общества и политики. Идея о том, что спорт и политика никак не связаны, хуже, чем глупа; она лицемерна. Это осознанно злонамеренная идея. Всем известно, что политика связана со всем, ибо «политика» по-гречески значит «связанная с людьми» — пишет Стивен Фрай. И тут он абсолютно прав: Зимние Олимпийские игры-2014 — вторые после Олимпиады-1980 игры, проходящие на российской территории. И проходят они в той же атмосфере, что и предыдущие — тогда президент США Картер, объясняя планы бойкота, сообщил, что ему лично хотелось бы «в агрессивной форме бросить вызов Советскому Союзу и другим странам, разумеется, мирным путём, чтобы приобрести влияние во всех районах мира, которые, по нашему мнению, имеют для нас сегодня решающее значение или могут приобрести такое значение через 15-20 лет».
В этом смысле ничего не меняется, и Олимпийские игры, вопреки надеждам своего «крестного отца» Пьера де Кубертена, превращаются из инструмента снижения политического напряжения в прямо противоположный механизм. Несмотря на то, что правила МОК прямо запрещают политическую агитацию на Играх, а НОК страны, которая попытается выступить с бойкотом, будет оштрафован, вплоть до дисквалификации соответствующей сборной на одну или несколько будущих Олимпиад, приостановки членства или полного исключения страны из Международного олимпийского комитета — можно быть практически уверенным в том, что скорые Олимпийские Игры в Сочи будут использованы для нагнетания русофобии и дальнейшей эскалации информационной войны. Ну не могут на Западе без этого!
Андрей Полевой
«Спецподготовка» к Олимпийским играм в Сочи
«Спецподготовка» к Олимпийским играм в Сочи