Возникшие в последние недели колебания курса рубля по отношению к доллару, выгодные для импортёров, но тревожные для экспорта, обусловлены целым рядом факторов.
Среди них не последнее место занимает чрезмерная «долларизация» российской экономики, в значительной степени оперирующей именно этой валютой, в ущерб собственной национальной. Хотя эта проблема не чисто российская, а общемировая. Финансовая монополия — главный инструмент контроля Соединённых Штатов в планетарном масштабе. Курс российского рубля тесно связан с нефтяными котировками, которые представлены исключительно в долларовом выражении. Эта взаимосвязь американской валюты и одного из важнейших ресурсов современной цивилизации, усугубляет весьма паразитарную практику под названием «экспорт инфляции».
Известно, что методом сохранения статус-кво мировой экономики, точнее, гегемонии США, в последние годы было использование так называемого «количественного смягчения» — вливания всё новых и новых порций долларов. В любой нормальной стране это бы привело к гиперинфляции, но в случае с США это работает.
В данный момент времени экономика США способна обеспечить реальными товарами и услугами, в лучшем случае, 1% всей накопившейся долларовой денежной массы в мире. Соответственно, негативный инфляционный эффект от печати энного количества необеспеченных долларов скажется в самих США минимально — роста цен не будет, поскольку 99% роста цен будет «размазано» по всем странам мира.
О том, что такое положение дел больше не устраивает страны мира, в первую очередь государства, которые лишь по привычке считаются «второстепенными», в последнее время говорится всё громче. Более того, от голой теории страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия Китай и Южная Африка) и близкие к ним экономики переходят к действию.
Произведённая недавно попытка устроить «цветную революцию» в Гонконге стала веским стимулом для Китая. 11 октября на 18-м заседании российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян заявил о том, что Китай считает западные санкции против России ошибкой и призывает Москву наращивать взаимную поддержку, чтобы противостоять попыткам устроить т. н. «цветные революции». Ван Ян подчеркнул, что именно в критические моменты, подобные настоящему, необходимо проявление солидарности. Он напомнил, что президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин провели ряд переговоров, которые позволили наращивать взаимную поддержку и расширять взаимную открытость, совместно противодействовать внешним рискам и предоставлять друг другу заимствования.
Ван Ян добавил, что в таких условиях и Россия, и Китай должны сконцентрироваться на продвижении взаимовыгодного стратегического сотрудничества и таким образом дать достойный ответ Западу. С целью продвижения реализации стратегических проектов по поручению лидеров России и КНР были проведены три рабочие встречи сопредседателей межправительственной комиссии, была создана рабочая группа для контроля реализации этих проектов.
Председатель одного из крупнейших государственных финансовых учреждений — Банка Китая, Чэнь Сыцзин призвал банки обеих стран создавать консорциумы для финансирования крупных проектов в инфраструктуре, а также активнее использовать долговые и производные инструменты. «Необходимо усиливать сотрудничество в сфере валютных операций и устранить монополию доллара. Это соответствует стратегическим интересам обеих сторон», — заявил Чэнь Сыцзин. Он подчеркнул, что использование рубля и юаня в расчетах снизит зависимость предприятий от колебаний курса доллара и повысит эффективность конверсионных операций.
Выступая на российско-китайском экономическом форуме, зампред Внешэкономбанка Александр Иванов заявил о том, что достигнуты договоренности России и КНР о проведении валютных свопов (операций по обмену валютами) для экспортных расчетов в рублях и юанях. «Отрадно было слышать от представителя Национального банка Китая, что соответствующие договоренности о свопах рубль-юань достигнуты», — сказал Иванов. По его словам, российский ВЭБ также планирует подписать соглашение с китайским Эксимбанком на сумму 2 млрд долларов. «Все эти ресурсы, все эти инвестиции будут направлены в совместные проекты на территории России, в поставки передовых технологий и передового оборудования, создание рабочих мест и создание производств», — отметил зампред Внешэкономбанка.
В конце сентября «Газпром нефть» начала поставлять нефть с одного из своих месторождений за рубли. А с некоторыми азиатскими партнерами уже наладила торговлю «черным золотом» за юани. Тем самым компания, заявившая о необходимости перехода в расчетах с американского доллара на рубли, юани и евро, сделала первый реальный шаг, который позволит отказаться от американского доллара при поставках российской нефти за рубеж.
За последние несколько недель доллар США очень сильно вырос, а все остальные валюты не менее сильно снижались. На фоне продолжающегося последние несколько недель роста доллара и падения всех остальных валют, многие центральные банки активно закупают золото. Китай признает: физическое золото является единственным катализатором, способным положить конец господству системы фиатных валют. Переоценка золота поможет защитить свою собственную валюту и отобрать финансовый контроль у Запада, избавившись от гегемонии доллара.
На базе Шанхайской биржи золота Китай пытается создать центр по формированию рынка этого металла. По мнению международных экспертов, Китай хочет взять под контроль весь оборот золота подальше от американской биржи Comex, а затем устроить валютную перезагрузку за счет резкого изменения цены на золото.
В одном из сценариев дальнейшего развития событий, Китай увеличит текущую стоимость золота как минимум в два раза. Что в свою очередь будет иметь разрушительное последствие для рынка деривативов на Comex, где сейчас стоимость золота искусственно занижается с целью защиты доллара. С середины 2012 г. Comex изменила условия исполнения контрактов. Теперь вместо поставки металла нужно поставить деньги, что превращало рынок золота во фьючерсный рынок.
Шанхайская биржа золота начала предлагать контракт с реальной поставкой, что несет серьезную угрозу для торговых площадок в Лондоне и Нью-Йорке. Любопытный момент заключается в том, что совсем скоро — после запуска контракта в Гонконге, начались беспорядки. Китайская биржа может стать единственным местом, где определяется реальная стоимость золота, в силах Китая будет привести его стоимость к реальной. Что приведёт, в свою очередь, к построению совершенно новой финансовой мировой системы. Учитывая большую заинтересованность Китая, который в настоящее время является наиболее близким к США конкурентом, в изменении мировых правил финансовой игры, костяк новой системы становится всё более реальным. Перевод нефтегазовой торговли крупнейшего поставщика и крупнейшего потребителя в национальные валюты сам по себе не сулит ничего хорошего действующему миропорядку. Тем более, когда речь идёт об изменении всей действующей Ямайской валютной системы.
По всем признакам, это изменение неотвратимо. В том числе, в силу фундаментальных изменений баланса сил. Новая «большая семерка» развивающихся стран в составе Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, России и Турции превзошла по объему ВВП (по паритету покупательной способности) старую G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония), говорится в аналитической колонке Financial Times. Экономические обозреватели издания пришли к такому выводу, проанализировав вышедший доклад МВФ.
Суммарный ВВП «новой семерки» достигает $37,8 трлн, а G7 — $34,5 трлн. На первом месте Китай с $17,6 трлн, опередивший США ($17,4 трлн). По номинальному ВВП Китай значительно отстает от США с $10,4 трлн. Россия — шестая в рейтинге с $3,5 трлн, но она опережает Францию и Великобританию. По мнению исследователей Financial Times, несмотря на малую точность расчетов ВВП по ППС, эти данные указывают на резкие перемены в балансе сил на мировой арене: «Теперь в первой двадцатке рейтинга половину позиций занимают страны с развивающейся экономикой».
То, что перемены назрели, понимают даже союзники США: 10 октября стало известно о том, что возможность перехода на расчеты в национальных валютах обсуждают Россия и Объединенные Арабские Эмираты. Министр иностранных дел ОАЭ Абдалла бен Заид аль-Нахайян заявил, что «существуют определенные сложности из-за того, что национальная валюта ОАЭ очень тесно связана с долларом США. Но с политической точки зрения я могу твердо сказать, что мы выступаем за всесторонние отношения с Россией и сотрудничество. И если есть политическая воля, то мы всегда можем с помощью наших экспертов в области экономики по техническим вопросам преодолеть эти сложности».
Олег Головачёв
Союзники финансовой войны: национальные валюты против доллара
Союзники финансовой войны: национальные валюты против доллара