Члены Международной общественной организации «Союз православных женщин» внимательно и с некоторой тревогой следили за визитом в Польшу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Причин для тревог много. Как известно, столетиями непростые отношения разделяли наши страны — и не только в Смутное для России время и в периоды, когда Польша теряла свою государственность. Ещё в 1054 году главы католической и православной церквей предали всех папистов и православных взаимной анафеме, и только в 1965 году Константинопольский Патриарх и Папа Римский подписали соглашение об изъятии этого события из памяти Церкви.
Символом воплощения острых разногласий с Россией стали в исторической памяти поляков события в Катыни, где весной 1940 года были расстреляны почти 20 тысяч польских военнослужащих и мирных жителей. Со своей стороны из нашей памяти также не ушли в прошлое многие болезненные воспоминания из истории российско-польских отношений. Что касается Русской Православной Церкви, то она всегда требовала от польских католиков отказаться от миссионерской политики прозелитизма на российской территории как непременного условия для дальнейшего диалога.
И когда 17 августа глава РПЦ и глава польской епархии Римско-католической церкви подписали исторический документ — совместное Послание народам России и Польши — одни радостно вздохнули, а другие начали очередную серию нападок на Русскую Православную Церковь.
Православные женщины поддерживают изложенный в Послании призыв к верующим «просить прощения за нанесённые друг другу обиды, несправедливость и всякое зло», без которого нет ни прочного человеческого сообщества, ни подлинного примирения. «Простить — значит, отказаться от мести и ненависти, участвовать в созидании согласия и братства между людьми, нашими народами и странами, что является основой мирного будущего».
Как важное событие и «большую надежду на сближение церквей» оценил визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу Папа Римский Бенедикт XVI. Конференция епископата Польши также дала ему высокую оценку, назвав «прорывом в православно-католических отношениях» и отметив, что реализация Послания является «моральным долгом» поляков и россиян.
Потребовалось около трёх лет, чтобы подготовить визит Святейшего Патриарха Кирилла в католическую Польшу, которую ранее не посещал ни один глава РПЦ. После подписания Послания Святейший Патриарх Кирилл заявил, что «на межгосударственном уровне прилагается немало усилий для сближения наших народов, что, безусловно, соответствует общим экономическим интересам. Однако одних прагматических соображений недостаточно, чтобы построить подлинно братские отношения между русскими и поляками. Именно поэтому мы, христиане, призваны внести вклад в многотрудный процесс российско-польского примирения». Со своей стороны председатель Епископской конференции Польши архиепископ Юзеф Михалик отметил, что этот документ «мы не подписывали для внешнего одобрения». По его словам, «мы братья, друзья, соседи, а не враги..., настало время для диалога».
Нормализацию российско-польских отношений вряд ли будут приветствовать сторонники идеи «однополярного мира» под эгидой США. Но наши страны сближает тот факт, что христианские ценности в Польше, как и в России, по-прежнему сильны. Не случайно поэтому совместное Послание народам России и Польши начинается словами: «Наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада». Осознание христианских корней, сформировавших национальную культуру и менталитет русских и поляков, вполне может стать отправной основой для позитивного российско-польского диалога.
Обе Церкви сталкиваются сегодня с общим для них вызовом воинствующего секуляризма и безнравственности. По словам Ю. Михалика, содержание Послания «приведёт многих в замешательство. Но у епископов обеих Церквей есть мужество назвать вещи своими именами. Под угрозой находится сам фундамент из-за отсутствия права на присутствие Бога в общественной жизни, святость игнорируется, формируются модели человеческого поведения, противоречащие корням, из которых мы выросли. Это должно быть причиной для беспокойства ответственных людей».
Косвенным подтверждением этого заявления стала искусственно раздутая шумная кампания ангажированных польских СМИ вокруг «дела «Pussy Riot» во время визита Святейшего Патриарха Кирилла, хотя заметных протестов в католической Польше в поддержку участниц панк-молебна, в отличие от других стран Европы, не было. Эта кампания, как и в России, показала, что «оппозиция» в обеих странах теряет, если уже окончательно не потеряла, национальные корни. Процессы «глобализации» среди её лидеров с неумолимой неизбежностью усиливают их конфронтацию как с православной, так и с христианской верой в целом, которая сегодня объективно выполняет роль последнего оплота государственного суверенитета от посягательств на него прислужников «глобализации», опирающихся на политическую, финансовую и идейную поддержку извне.
Нина Борисовна Жукова, сопредседатель Союза православных женщин, член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук
Союз православных женщин приветствует итоги визита Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси в Польшу
Союз православных женщин приветствует итоги визита Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси в Польшу