Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Социальные сети как критерий здоровья психики?

        Социальные сети как критерий здоровья психики?

        Социальные сети как критерий здоровья психики?

        В последнее время о роли социальных сетей в жизни общества говорится немало. В них видят сразу всё: неподконтрольный «режимам» способ организации носителей протестной идеологии, непревзойдённое средство коммуникации и множество других вещей. При этом иногда возникают мнения, способные создать неоднозначные прецеденты в оценке тех или иных вещей.

        20 июля в городе Аврора (штат Колорадо, США) 24-летний Джеймс Холмс ворвался в кинотеатр, где шел премьерный показ фильма «Темный рыцарь: возрождение легенды», разбросал гранаты со слезоточивым газом и открыл огонь по зрителям. Всего были убиты 12 человек, ранены более шестидесяти. Убийцу арестовали на выходе, когда он шел к своей машине. Сопротивления он не оказывал.

        Впрочем, главным «событием» в ходе расследования и составления психологического портрета маньяка стало даже не то, что он вполне серьёзно отождествлял себя с антигероем комикса про Бэтмена, Джокером, и не исключительно грамотное минирование его квартиры, на обезвреживание которой сапёрам понадобилось более суток. Представителей американской Фемиды и штатных психологов поразил минимальный уровень присутствия Холмса в социальных сетях. По сравнению с этим обстоятельством все прочие подробности трагедии сразу отошли на второй план.

        Прежде всего, это резко осложнило работу следствию. Сотрудники полиции в интервью сокрушались, что теперь им будет трудно понять мотивы содеянного и исследовать жизнь обвиняемого. Отсутствие Холмса в социальных сетях и блогах привело к тому, что огромное число пользователей, также неспособных представить столь парадоксальную для их образа жизни ситуацию, массово обрушилось с проклятьями на тёзок Холмса, в социальных сетях присутствующих. Которым, чтобы не утонуть в потоке обвинений, пришлось размещать на своих страницах объявления, вроде «я не тот Холмс, что стрелял в людей».

        Резюме психологов и экспертов было весьма категоричным. Как сообщила доктор Морено из Университета Висконсина, от 95 до 98% людей в возрасте Холмса активно пользуются социальными сетями, что позволяет счесть это нормой поведения. Отказ же от использования интернет-сервисов оставшимися 2-5% молодых людей в возрасте до 30 лет, свидетельствует об их паранойе и депрессивности. И не менее. Впрочем, чтобы несколько смягчить столь радикальные заявления, комментаторы предусмотрительно добавляют — может быть так, что пользоваться соцсетями Холмсу мешала довольно сложная учеба, или его аккаунты все же существуют, но не привязаны к его настоящему имени.

        Наиболее интересно, разумеется, не то, существуют ли у убийцы из Колорадо аккаунты в социальных сетях или нет. Изумляет другое — то, как неожиданно социальные сети, вместо «возможности» безграничного общения, превратились в «обязанность», невыполнение которых ведёт к самым нелицеприятным выводам о нарушителе негласно установленного порядка вещей. Почему-то ни у дипломированных психологов, ни у разъярённых сетевых пользователей, устроивших поиски убийцы с целью наговорить последнему гадостей, не возникло мысли о том, что человек может не быть вовлечённым в глобальный тренд виртуального процесса «поиска» таких же виртуальных «друзей» по целому ряду причин. Среди которых наиболее очевидная — ему это просто не нужно. В силу самых разных обстоятельств: например, рабочая загруженность или, наоборот, общее довольство течением настоящей жизни, избавляющее от необходимости утолять коммуникативный и сенсорный голод в псевдореальных пространствах.

        При этом вряд ли получится спорить с тем, что социальные сети вместо средства, позволяющего с меньшими затратами и психологическими издержками налаживать общение, давно уже превратились в цель. Вряд ли у среднестатистического человека найдётся больше пары десятков знакомых, с которыми необходимо и возможно поддерживать постоянный контакт, следить за малейшими перипетиями их жизни, комментировать новые фотографии и реагировать на изменение статусов. А ведь количество «друзей» у пользователя с «нормальной» активностью исчисляется порой сотнями. Что, в свою очередь, позволяет некоторым исследователям влияния социальных сетей на психику говорить о феномене «сетевого эксгибиционизма», когда человек, в силу неких обеспеченных технологиями порывов, выбрасывает в Сеть (то есть, фактически, в никуда и везде) свои мысли, душевные переживания, фотографии, впечатления, страхи и надежды. И, одновременно, о паритетных желаниях «знакомиться» с кем угодно, как можно больше и как можно чаще.

        Об остроте этой новой информационной природы зависимости говорит многое. В частности, реакция «населения» одной из российских социальных сетей, регулярно фигурирующей в скандалах с распространением порнографии. Когда стало известно о том, что по новым законам данному ресурсу может угрожать блокировка, наиболее преданные пользователи ответили на угрозу закрытия любимого места времяпровождения обещаниями устроить в стране революцию.

        Если предварительный вердикт американских психологов будет воспринят серьёзно, то возникнет парадоксальная ситуация. Тогда стремление человека к сохранению той самой неприкосновенности частной жизни, о которой так много говорилось носителями так называемых «либеральных ценностей», будет считаться подозрительным и даже опасным, а добровольное раскрытие как можно большей информации о себе всему миру будет полагаться нормой, обязательной к выполнению.

        Не только полиция и спецслужбы используют социальные сети для более эффективного решения своих задач. В конце концов, сервисы так называемых «личных» страниц действительно представляют собой подробнейшее досье на сотни миллионов жителей Земли, причём данные досье заполняются добровольно и с похвальной интенсивностью. И не воспользоваться данной информационной базой было бы странно. Но даже частные компании, при рассмотрении кандидатур на ту или иную должность, всё чаще обращают внимание как на наличие аккаунта в соцсети, так и на его содержимое. Отсутствие регистрации означает, что соискатель «что-то скрывает». Причём нередки случаи, когда на территории США от кандидата требовали предоставить и пароль к аккаунту, чтобы отдел кадров мог беспрепятственно ознакомиться со всеми нюансами жизни, вплоть до сексуальных и политических предпочтений будущего сотрудника.

        Насколько отсутствие регистрации в социальных сетях говорит о банальном нежелании человека устраивать сеанс добровольного показа деталей собственной жизни всему Интернету, а в какой степени — о его «антисоциальном» характере и склонности к преступлениям? В последнее время нередко можно убедиться в том, что интенсивное использование чуть ли не всех существующих социальных сетей отнюдь не является гарантией добропорядочности пользователя. Именно соцсети являются в наши дни основной площадкой для тиражирования фото и видео событий и акций, которые никак не могут говорить о здравом уме их участников. Палитра тут богатая — от рисования разных непотребств в общественных местах до плясок в Храме Христа Спасителя.

        Андрей Полевой

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"