30 августа в Центре социально-консервативной политики состоялся круглый стол «Историческая память в цифровом обществе: потенциал «Семейной истории».
Центральной темой дискуссии стала этика и культура общественного диалога в области исторической памяти, а также историческая память российских семей как фактор единства многонационального народа Российской Федерации, развития общественных связей на постсоветском пространстве, укрепления связей с соотечественниками за рубежом.
В ходе работы круглого стола генеалог, общественный деятель Артем Маратканов и философ, заместитель руководителя Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора Сергей Волобуев представили общественный проект «Семейная история», призванный популяризировать глубокое изучение собственной истории среди граждан России и соотечественников с использованием современных технологий и практик.
«В нашем обществе сегодня очень высок интерес к семейному прошлому. Однако большая часть граждан не обладает достаточными компетенциями для воссоздания полномасштабной семейной истории, а в стране отсутствует соответствующая массовому запросу информационно-коммуникативная среда, считает координатор проекта Артем Маратканов. По его мнению, в данной сфере присутствуют административные и правовые барьеры, просто неготовность существующих институтов хранения генеалогической информации к удовлетворению массового спроса.
Концепция общественного проекта «Семейная история» зародилась на стыке социологии, политологии и новых технологий, существенно развивающих возможности традиционной генеалогии, придающих ей актуальное общественное значение, пояснили инициаторы проекта.
«Именно поэтому мы в настоящее время инициируем новый общественный проект „Семейная история“, призванный стать платформой для укрепления гражданского единства российского общества, общественных связей на евразийском пространстве и среди соотечественников путем воссоздания глубинной исторической памяти российских семей, расширения внутрисемейной и межсемейной коммуникации, формирования соответствующей социальной и информационно-коммуникативной среды», — сообщили инициаторы проекта.
«Задача проекта — раскрыть потенциал семейной истории в сферах гражданского диалога и просвещения, укрепления исторической памяти и солидарности российского общества, международных гуманитарных связей. Для реализации этой масштабной задачи мы предлагаем широкий спектр решений. Мы будем продвигать Гражданскую хартию исторической памяти, а также планируем работу по просвещению граждан в данной сфере. Сейчас в разработке Школа семейного историка и Генеалогический диктант — ежегодное добровольное онлайн-тестирование по вопросам генеалогии», — рассказал о планах проекта Сергей Волобуев.
Участники круглого стола обсудили текст проекта предлагаемой авторами Гражданской хартии исторической памяти, состоящей из десяти базовых принципов общественного диалога в области исторической памяти.
Принявший участие в работе круглого стола советник председателя Государственной Думы Российской Федерации Владимир Плигин согласился с тем, что российская семейная история должна возрождаться, а проделанная авторами работа вызывает интерес.
«Для нас, для нашей страны и истории важнейшим аспектом является этический код. Очень важно раскрытие семейной истории. Но, например, какую-то информацию из архивов нужно отдавать только семье, а если есть необходимость использовать эти сведения в публичной плоскости, то необходимо просить соответствующего разрешения у семьи. Деликатная проблема», — заявил Плигин и подчеркнул, что при этом главное — «не утратить воспроизводство семейной истории».
В круглом столе приняли участие политические и общественные деятели, представители органов власти, научного и экспертного сообщества, среди которых: член президиума Российского исторического общества, директор департамента государственной политики в сфере общего образования министерства просвещения Российской Федерации Андрей Петров, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, профессор Сергей Перевезенцев, директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев, один из инициаторов движения «Бессмертный полк» Сергей Лапенков, профессор Федор Шелов-Коведяев, редактор сайта «Бессмертный барак» Андрей Шалаев, руководитель отдела государственной культурной политики Института наследия им. Д. С. Лихачева Татьяна Беспалова, президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин и другие.
Гражданская хартия исторической памяти
(проект для общественного обсуждения)Настоящая Хартия представляет собой общественный документ, утверждающий:
— гражданское понимание исторической памяти, её значение для личности, общества и государства,
— базовые принципы общественного диалога в области исторической памяти.1. Историческая память — важное измерение гражданского самосознания, основа ответственной гражданской позиции.
2. Оценка истории — бесспорное право гражданина, однако дискуссия об историческом прошлом не должна приобретать характер гражданского и политического противостояния.
3. Не следует злоупотреблять историческими аргументами в общественной дискуссии по актуальным вопросам современности, подменять рациональные и ценностные суждения ссылками на исторический опыт.
4. Интерес и уважение к духовным поискам, вере, социальным идеалам прошлых поколений составляет неотъемлемую часть зрелой гражданской культуры.
5. Сохранение памяти о многовековой истории своей семьи, воспитание у новых поколений культуры семейной памяти являются важными гражданскими добродетелями.
6. Сочувствие, сострадание к жертвам исторических катастроф составляет неотъемлемую часть зрелого гражданского сознания. Оправдание терроризма и террора, массовых репрессий недопустимо.
7. Не следует противопоставлять патриотизм, любовь к Родине и критику несовершенств государственного, правового и общественного порядка. Патриотические чувства не должны использоваться для апологетики несправедливости. Критика несправедливости не должна сопровождаться отрицанием человеческого достоинства нынешних и прошлых поколений, достоинства страны в целом.
8. Историческая информация должна быть доступна гражданам в полном объеме. Критерии для ограничения доступа к исторической информации в целях обеспечения национальной безопасности должны быть понятными, не носить избыточный характер. Сроки ограничений должны неукоснительно соблюдаться.
9. Фальсификация истории недопустима и не может быть оправдана никакими соображениями.
10. Недопустимо связывать достоинство страны, народа, культуры с уровнем развития и состоянием экономики. Публичные утверждения такого рода неприемлемы.
Соб. Корр.