Реалии в мире сегодня таковы, что необходимость во имя защиты «государственных интересов» проводить армейские силовые операции за рубежом становится чуть ли не неотъемлемым атрибутом стран, сколько-нибудь претендующих на глобальные интересы.
В ночь с 4 на 5 мая военно-воздушные силы Израиля (предположительно) нанесли ракетный удар по пригородам Дамаска. По утверждению ряда СМИ, целью ракетного удара были склады с высокоточными иранскими ракетами Fateh-110, которые двумя днями ранее были якобы доставлены на территорию Сирии из Ирана. Причём ночной рейд израильских ВВС был вторым актом операции — днём 4 мая был нанесён первый удар, уничтоживший, согласно информации из тех же источников, военные склады на территории международного аэропорта Дамаска, предположительно емкости с топливом.
Согласно информации из сирийских источников, атаке подверглись не склады с ракетами и топливом, а исследовательский центр в пригороде Дамаска Джамараи. «Вновь предпринятая прямая агрессия Израиля подтверждает участие Израиля в заговоре против Сирии и его связь с террористическими группировками, действующими в Сирии при поддержке Запада и некоторых арабских стран», — гласит официальная позиция сирийского руководства, которое назвало двойную атаку объявлением войны и пообещало ответить симметрично. Решимость Сирии подкрепляется тем, что авиаудары ВВС Израиля становятся регулярным явлением — несколько недель назад израильские самолёты уже наносили удары по неким целям на территории Сирии, вторгнувшись в воздушное пространство со стороны Ливана. Также сирийский МИД направил письмо в СБ ООН, в котором говорится: «израильская агрессия привела к гибели и ранениям нескольких человек и масштабным разрушениям».
Официальные представители ЦАХАЛ по понятным причинам избегают прямых формулировок. Глава военно-политического отдела министерства обороны еврейского государства Амос Гилад выразил удивление по поводу распространения информации о причастности Израиля и отметил, что такое подтверждение может дать только пресс-служба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). По его словам, версия о том, что Израиль уничтожил некие ракеты во избежание их передачи Сирией боевикам «Хесболлах» — такую версию сообщили The New York Times со ссылкой на неназванных представителей администрации США — несостоятельна. Поскольку боевики и так не испытывают недостатка в ракетных снарядах, затевать такую операцию было бы якобы неразумно.
Тем не менее, израильские и американские СМИ сообщают всё больше деталей и подробностей. Например о том, что ночные атаки — плод длительного сотрудничества нескольких разведывательных служб, в первую очередь, Израиля и США. С осуждением авиаударов по сирийской территории выступил Египет. В сообщении канцелярии египетского президента в воскресенье говорится, что удары являются «нарушением международных законов и еще больше усложнят ситуацию». Лига арабских государств (ЛАГ) также осудила авиаудары по Сирии и призвала Совет Безопасности ООН «действовать незамедлительно, чтобы прекратить израильские атаки на Сирию». В ЛАГ подчеркнули, что авиаудары являются «опасным нарушением суверенитета арабского государства».
Вне зависимости от того, стоял ли за двойной атакой на Дамаск Израиль или кто-то ещё, данный инцидент продолжает внушительную статистику случаев, когда некое государство решает некие задачи в агрессивной, прямой манере и в обход действующего международного законодательства. Неназванные государства считают вполне логичным и возможным нанести ракетный удар по территории сопредельного государства, а государства названные, как США, демонстрируют ту же точку зрения во время спецопераций на территории формального союзника. Самым ярким примером силовой акции, о которой не подозревали власти страны, на территории которой она происходила, является операция «Копьё Нептуна», осуществлённая в Пакистане. В результате которой объединёнными усилиями спецподразделения DEVGRU (SEAL Team Six), находящегося в ведении Объединённого командования специальных операций и ЦРУ, два года назад был убит Усама бен Ладен. Операция проводилась без особенной скрытности — со стрельбой, потерей секретного вертолёта и убийством безоружных, в том числе самого бен Ладена, которого даже не пытались захватить живым. Правительство Пакистана заявило решительный протест — но этим всё и закончилось.
Ранее, американские отряды сил специальных операций (ССО) отметились в ливийском Бани-Валиде, где взяли под контроль ключевые нефтяные месторождения. В настоящее время силы спецопераций ряда государств действуют на стороне мятежников в Сирии, как в качестве высококвалифицированных боевых единиц, так и инструкторов.
Помимо США, в которых командование спецопераций (U. S Special Operations Command, USSOCOM или SOCOM) было создано еще в 1987 году, ССО, предназначенные для прямого действия на территории другого государства, существуют в Германии (три роты специального назначения и две роты глубинной разведки), Канаде (созданное в 2006 году CANSOFCOM на базе объеденной целевой группы JTF2, Канадского полка специального назначения (CSOR) и 427-й эскадрильи по проведению спецопераций), Франции (GCOS, создано в 1992 году, управляет всеми подразделениями, отрядами и частями спецназначения). Специализированные подразделения существуют также в странах Прибалтики и Грузии. Другими словами, реалии таковы, что способность во имя защиты государственных интересов осуществлять армейские силовые операции за рубежом, игнорирующие суверенитет державы, на территории которой обосновалась цель, становится чуть ли не неотъемлемым атрибутом страны, сколько-нибудь претендующей на наличие глобальных интересов.
В России специализированные управления, официально предназначенные для устранения препон государственным интересам силовыми методами на территории других государств в мирное время, до последнего времени отсутствовали. Что выглядело явным анахронизмом и угрозой национальными интересам, особенно на фоне прогресса «заклятых союзников». В условиях, когда международное право выглядит иллюзорно, механизмы ООН по урегулированию конфликтов не всегда эффективны, а сама ООН нередко является легальным прикрытием для оправдания интервенций и военных действий, России необходим инструмент, позволяющий действовать наравне с другими государствами. Потому что слабых — бьют.
Одним из первых решений, которые принял на своём посту министра обороны РФ Сергей Шойгу, было создание такого управления. 6 марта начальник Генштаба Валерий Герасимов сообщил, что Минобороны России приступило к созданию Сил специальных операций и уже сформирована соответствующая структура и командование. 23 марта появилось сообщение о том, что Силы специальных операций созданы, и, согласно первоначальному плану, успешно готовятся к применению не только на территории страны, но и за ее пределами.
В российском варианте ССО представляют собой специально обученные и оснащенные формирования Сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты, «предназначенные для решения специфических задач в интересах достижения военных, политических, экономических и психологических целей». Согласно обнародованной информации, ССО России будут использоваться в конфликтах низкой интенсивности, когда применение крупных воинских контингентов будет нецелесообразно, а необходимы действия быстрыми мобильными группами. Основными направлениями в деятельности ССО будет контроль и противодействие распространению оружия массового поражения, борьба с терроризмом, стратегическая разведка, борьба с распространением наркотиков, «а также операции прямого действия». Сфера действий российских ССО будет глобальной, то есть, охватит весь земной шар. Существует, тем не менее, национальная специфика. Основной задачей российских ССО будет, согласно обнародованной информации, защита наших граждан за рубежом, освобождение россиян, попавших в заложники. Хотя другие традиционные для ССО задачи, тоже, по всей видимости, сохранятся.
Андрей Полевой
Солдаты — удачи во имя мира во всем мире?
Солдаты — удачи во имя мира во всем мире?