Создание Союза православных женщин в 1918 году, председателем которого была С.Д. Самарина, и его первые шаги только недавно стали предметом научного исследования. Начало изучения было положено Е.В. и Н.А. Беляковыми, Е.Б. Емченко, а публикацию некоторых документов подготовила Н.А. Кривошеева [5,10,11]. Однако связь Союза с реализаций законодательных актов новой государственной власти, с одной стороны, а с другой – с Советом объединенных приходов, возглавляемых А.Д. Самариным, в указанных работах не рассматривались. Данное исследование в какой-то мере восполняет этот пробел.
Сестра и брат Софья и Александр Самарины происходили из известной дворянской семьи. Их дядя Юрий Федорович – один из родоначальников славянофильства, участник подготовки реформы по отмене крепостного права. Отец Дмитрий Федорович – влиятельный член Московского земства. Об Александре Дмитриевиче Самарине (1868–1932), государственном и общественном деятеле конца ХIХ–начала ХХ вв., имеются сведения в различных исследованиях и источниках [7, 17]. О Софье Дмитриевне (1863–1934) исследований нет, ее биография известна фрагментарно, хотя и имеются некоторые, в том числе архивные, материалы. Вместе с тем в 2010 г. Союз православных женщин был возрожден, стал международной организаций, а в 2018 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет отмечаться его 100-летие, что определяет актуальность заявленной в данной статье проблематики.
1918 год насыщен различными историческими событиями, имевшими основополагающее значение для дальнейшего развития России. Для решения поставленных задач выделим лишь два из них.
Первое событие носит духовный характер и связано с кардинальным изменением в системе руководства Русской Православной Церкви. Летом 1917–осенью 1918 гг. состоялся Всероссийский Поместный собор Русской Православной Церкви, положивший конец синодальному периоду ее истории и восстановивший патриаршество. В конце октября 1917 г. Патриархом Московским и вся Руси был избран святитель Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась 21 ноября (4 декабря).
Второе событие связано с радикальными переменами в церковно-государственных отношениях, начало которым было фактически положено Декретом СНК РСФРС от 23 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Пункт 12 данного законодательного акта лишал церковные и религиозные общества статуса юридического лица и собственности [2]. В ходе реализации Декрета все церковное имущество и здания по договору передавались во временное пользование приходским общинам. Единственной легитимной формой осуществления церковно-общественного служения становились различные объединения верующих, среди которых важное место занимали женские организации.
С учетом коренных изменений в политической и социальной сферах эти события приобрели судьбоносное значение, как для развития самой Русской Православной Церкви, так и ее взаимодействия с новой государственной властью. Начался поиск форм приходской жизни в этих условиях.
30 января 1918 г. православные верующие Москвы на собрании представителей приходских советов создали Совет объединенных приходов, его председателем стал А.Д. Самарин. Инициатива была поддержана Поместным собором, который на заседании 18 апреля 1918 г. объявил о создании Всероссийского союза приходов.
В условиях социальных потрясений и грядущих гонений именно добровольные объединения верующих могли стать той силой, которая способна оказать хоть какое-то сопротивление и помощь пострадавшим. Поэтому в постановлении Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси Тихона о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти за № 65 от 15(28) февраля 1918 г. указывалось на важность объединения мирян в союзы при всех церквах, монастырях и учебных заведениях: «При всех приходских и бесприходских церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства» [1, с. 97–99]. В этом же документе содержалось указание на цели таких объединений, давались рекомендации по названию: «Союзы эти должны иметь просветительные и благотворительные задачи и именования, они могут быть под председательством мирянина или священника, но не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица» [1, с. 97].
В образовании подобного рода новых организаций наряду с другими слоями населения приняли участие православные женщины. Уже летом 1917 г. существовало «Содружество женщин для церковной работы», приветствие от которого поступило в адрес Всероссийского Поместного собора [3, т.1, с.150]. В свою очередь Собор на 11 и 16 заседаниях также рассматривал участие женщин в работе приходов [3, т.1, с. 150, 179; 3, т. 4, с. 24; 9, с.47].
Об особой роли женщин в просветительской деятельности, сохранении церковного имущества и храмов от разграбления и поругания 30 января (12 февраля) 1918 г. писал Патриарх Тихон в Открытом письме священнику Томской епархии Николаю Троицкому: «Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают Церковь Божию. Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, что найдете полезнее по местным условиям» [1, с.89].
Православные москвички откликнулись на это решение священноначалия. Летом 1918 г. в исполнительное бюро Совета объединенных приходов было подано заявление за подписью 17 человек о создании Союза православных женщин и просьбой назначить на 11 (24) июня первое общее собрание по его организации [4, с.322–323]. Собрание состоялось в Соборной палате Епархиального дома (Лихов переулок д.6). Вскоре здание было разграблено и несколько лет находилось в запустении. Затем было использовалось различными учреждениями и ведомствами [14].
Заседание было открыто председателем Совета объединенных приходов, бывшим обер-прокурором Святейшего Синода А.Д. Самариным. Он сообщил сведения о возникновении женской организации, как отделения Совета [4, с. 324–325]. Затем выступил П.И. Астров – юрист, член Поместного собора. В выступлениях участниц подчеркивалась важность координации работы приходов под руководством духовенства. При этом отмечалась, что она должна быть «проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место» [11]. Так, в выступлении М.Н. Кривоблоцкой предлагалось за основу взаимоотношений взять опыт православных сестричеств, «равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня» [11].
Председателем Союза православных женщин была избрана Софья Дмитриевна Самарина (1863–1934), старшая сестра Александра Дмитриевича. По воспоминаниям его дочери Е.А. Чернышевой-Самариной, «семья моего отца была исключительной по своим твердым убеждениям и моральным устоям. Это была старая московская дворянская семья, принадлежавшая к высшему дворянскому кругу и жившая в традициях этого круга, но, помимо и выше традиций дворянских, в семье Самариных незыблемо хранились устои Православия. На этих основах семья Самариных строила свои убеждения, твердые и в то же время отличавшиеся большой внутренней свободой взглядов, это ставило их в несколько обособленное положение в их круге. Самарины никогда не принадлежали к каким-либо партиям и группировкам и тем более были далеки от всяких интриг. Самарины всегда имели мужество держаться своих убеждений и, если это было нужно, высказывать свои взгляды при любых обстоятельствах. Эта непреклонность и прямота внушала уважение к ним даже среди людей совершенно других убеждений» [7, с.131]
В молодости Софья Дмитриевна вела активный образ жизни, посещала публичные лекции по литературе и истории, занималась общественной работой «с детьми в городских школах, приютах и детских колониях» [7, с. 131]. Писатель Иван Бунин писал о ней, называя «самой привлекательной девушкой Москвы» [12]. В мае 1896 г. она стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны, что было и почтено, и ответственно. В фонде Соллогубов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) сохранилась часть переписки Софьи Дмитриевны с двоюродными племянницами Еленой Федоровной Соллогуб и Верой Федоровной, также фрейлинами императрицы1. Там же можно найти ее письма двоюродному брату Федору Львовичу Соллогубу2, его жене Наталье Михайловне с ее ответом3 и тете Марии Федоровне Соллогуб4.
Став фрейлиной, Софья Дмитриевна продолжала заниматься просветительской деятельностью, сосредоточив свое внимание на помощи жителям Васильевского, родового имения на Волге, тем самым продолжив традиции, заложенный ее дедом и отцом. Первый владелец имения Федор Васильевич уделял много внимания просвещению и здоровью крестьян своих имений [13]. Став владельцем усадьбы, Дмитрий Федорович продолжил дело отца. В 1891 году в местной газете отмечалось, что «деятельность местного землевладельца г. Самарина на пользу местного населения заслуживает самого глубокого сочувствия и похвалы». Автор, прежде всего, отмечал «заботу Самарина о поднятии народного образования. С этой целью им давно уже содержится в селе Спасском на собственный счет прекрасно обставленное сельское училище, помещенное в специально для этого выстроенном им здании с квартирой учителя и с двухцветным залом для пения и литературных чтений. В училище имеется богатая коллекция учебных пособий и книг, и даже волшебный фонарь для литературных вечеров»[8].
Традицию поддержала Софья Дмитриевна: 14 октября 1904 г. она написала прошение на имя самарского губернатора А.С. Брянчанинова об открытии за ее счет и под ее ответственность в селе Спасском Самарского уезда бесплатной народной библиотеки-читальни. В документе указано, что «ближайшее заведывание библиотекой соглашается взять учительница Спасского имени Ю.Ф. Самарина начального училища Александра Михайловна Кильдюшевская. Библиотекарем желаю пригласить крестьянина села Спасского Прохора Бардина, грамотного» 5. С просветительской деятельностью связана и ее переписка Татьяной Анатольевной Рачинской (Мамонтовой), дочерью старшего брата Саввы Ивановича Мамонтова Анатолия Ивановича, также занимавшейся попечительской деятельностью6.
Но вряд ли Софья Дмитриевна, как фрейлина, снискала особое доверие императрицы и ее приближенных. Получив в своей семье строгое традиционное воспитание в общественной дискуссии вокруг имени Распутина она, как и ее младший брат Александр, заняла негативную позицию. В 1910-е гг. в определенных кругах Петербурга стал складываться его образ «целителя, прозорливца, царского друга», с одной стороны, и «хлыста, развратника», с другой. Сохранилась дневниковая запись великой княгини Ксении Александровны, младшей сестры императора Николая II, от 15 марта 1910 г.: «Сидели долго после с С.Д. [Софья Дмитриевна Самарина – О.Р.]. Она под впечатлением разговора с С.И. Тютчевой [Софья Ивановна, фрейлина императрицы, воспитательница царских детей – О.Р.] вчера в Царском и всего, что там творится: отношения Аликс и детей к этому темному типу Григорию, который считается чуть ли не святым, а на самом деле, говорят, просто хлыст!... Все няни под его влиянием и на него молятся. Я была совершенно подавлена этим разговором» [6]. Среди современных исследователей нет единого мнения по этому вопросу [16].
Но как бы реально не обстояло дело, Софья и Александр Самарины не считали правильным саму возможность нахождения человека подобного рода при дворе. Об этом пять лет спустя в 1915 г. дважды будет говорить с императором на личной аудиенции А.Д. Самарин [7, с.138–139]. Как вспоминала его дочь, «отец вернулся из этой поездки подавленный и измученный, но отказаться от возлагаемого на него бремени не смог» [7, с.139]. Видимо, такие же чувства подобные разговоры вызывали и у Софьи Дмитриевны, так как уже мае 1910 г. она была не «при дворе», а в Германии на курорте Кройцнах (Kreuznach), популярном среди аристократов своими минеральными водами для лечения ревматических заболеваний и опорно-двигательного аппарата. В это время к ней туда приезжал племянник Дмитрий, сын старшего брата Федора, который находился в университете Марбурга, о чем она сообщала в письме брату Федору и Ольге Николаевны Трубецкой [15].
В послереволюционное время Софья Дмитриевна поддерживала брата Александра в создании им Совета объединенных приходов, возглавив созданный при нем Союз православных женщин. В выступлении на учредительном заседании Союза православных женщин 11(24) июня 1918 г. она наметила основные направления работы новой организации. Предполагалось, что Союз будет иметь 7 отделов: 1) сбор сведений о деятельности женщин в приходах; 2) детского воспитания; 3) обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин; 4) сбора книг и библиотечный; 5) помощи нуждающимся в пище и одежде; 6) помощи заключённым за исповедание веры; 7) разведения шелковичных червей «как лёгкого, доступного и удобоприменимого в церковных оградах и садах и в то же время важного по большому спросу на шелковичные коконы» [4, с.324].
Работа Союза православных женщин была благословлена Патриархом Тихоном. Епископ Вятский и Слободской (с 1925 г. митрополит) Никандр (Феноменов) передал Отделу помощи заключённым неполный список находящихся в московских тюрьмах священнослужителей [5, с.75–76].
31 апреля 1919 г. Патриарху Тихону был представлен отчет о деятельности этого Отдела, который начал работу уже через неделю после создания. Его еженедельные заседания проходили под руководством Бюро в частной женской гимназии Н.П. Щепотьевой в Кисловском переулке. В отчете упоминаются наиболее активные работницы Отдела (Л.В. Фицнер, М.Я. Федорова, Руднева, Купер, Н.Л. Рогозина, М.Н. Кривоблоцкая, Д.И. Давидова, З.В. Васильева, С.Е. Колоколова, Н.М. Колоколова) и содержатся сведения о характере помощи конкретным заключенным. В резолюции Патриарха было указано на необходимость передачи этого документа членам делегации по переговорам с СНК о защите прав Церкви. 25 апреля (7 мая) 1919 г. Отделу Союза православных женщин была выражена благодарность Высшего Церковного Совета [5, с.76–78].
Свидетельства о дальнейшей жизни Софьи Дмитриевны Самариной весьма немногочисленны. Известно, что в 1920–30-е гг. она проживала в доме Самариных на Поварской 38, будучи больным человеком и за ней ухаживала младшая сестра Анна Дмитриевна. Умерла С.Д. Самарина в 1934 году.
Таким образом, образованный в 1918 г. Союз православных женщин, являясь одним из отделов Совета объединенных приходов, активно участвовал в поисках форм приходской жизни в новых исторических условиях и оказывал конкретную помощь заключенным в московские тюрьмы священнослужителям и мирянам. Председателем Союза была С.Д. Самарина, имевшая общность взглядов по ключевым общественно-значимым проблем с А.Д. Самариным, возглавлявшим Совет объединенных приходов. Ее, воспитанную в традиционной семье Самариных, отличала стремление к просветительству и преданность христианской вере.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994
2. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения 25.08.2017)
3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репринтное издание 1918 г. М.: Новоспасский монастырь. 1994–1996.
4. Еженедельник Совета Объединенных приходов г. Москвы № 10 от 27 мая/9 июня 1918 г. (гектограф) // Православная Москвы в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004.
5. «Забота о братском посещении арестованных». Вступ. статья, публикация, примечания Н А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Выпуск II. 2011, № 3 (40), с.72–79
6. Загадка убийства Распутина. Записки князя Юсупова // [Электронный ресурс] URL: http://detectivebooks.ru/book/34010351/?page=10 (дата обращения 25.08.2017)
7. Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: Изд-во ПСТГУ, 2001
8. Село Спасское Самарского уезда. Добрая деятельность Самарина // «Самарская газета» №203 за 1891 год
9. Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. М.: Изд-во Новоспасского монастыря. 1994–2000. Вып. 4.
Литература
10. Белякова Е.В., Белякова Н.А. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества // Церковь и время. 2009, № 3(48), с.220–234
11. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М.: Кучково поле. 2011. 780 с.// [Электронный ресурс] URL: http://biznes-knigi.com/avtor-nadezhda-belyakova/3501-zhenschina-v-pravoslavii-cerkovnoe-pravo-i-rossiyskaya-praktika-nadezhda-belyakova/read/page-29.html (дата обращения 25.08.2017)
12. Бунин И. А. Освобождение Толстого // [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_1850-1.shtml (дата обращения 25.08.2017)
13. Жуклёнков А.А. Становление и развитие усадебной культуры в России (на примере усадьбы Самарин в Васильевском (Приволжье) // [Электронный ресурс] URL: st-konkurs.ru/raboty/2010/1311-stanovlenie-i-razvitie-usadebnoj-kultury-v-rossii-na-primere-usadby-samarinykh-v-vasilevskom-privolzhe (дата обращения 25.08.2017)
14. Козлов В.Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902-1918. М.: Издательство ПСТГУ, 2015. 653 с.
15. Поливанов К.М. Борис Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели, Прочтения. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.
16. Рассул Юрий. Месть врага рода человеческого // [Электронный ресурс] URL: http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/mest_vraga_roda_chelovecheskogo/ (дата обращения 25.08.2017)
17. Сазонов Дмитрий, протоиерей. Александр Дмитриевич Самарин. История возникновения и деятельности Союза объединенных приходов г. Москвы. К оценке личности // http://www.bogoslov.ru/text/5467078.html (дата обращения 25.08.2017)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Розина Ольга Владимировна – почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета; e-mail: olgarozina2017@ yandex.ru