Выступление Митрополита Филарета на Чтениях «Духовно-культурные традиции русского народа и проблема национальной безопасности» (г. Ярославль).
Духовные и культурные традиции русского и белорусского народов, — я намеренно расширяю этнические рамки этого понятия, — весьма обширны. И хотя они, несомненно, имеют свои национальные особенности, вызванные геополитическими и историческими причинами, всё же абсолютное большинство их были и остаются близкими вплоть до полного совпадения.
Из всего множества этих традиций мне хотелось бы выделить одну, ибо она лежит в основании многих производных от нее особенностей национального образа мыслей и образа жизни белорусов и русских. Речь идет о соборности как окраеугольном камне национального характера и национальной безопасности наших народов.
Говоря о единении славянских народов, мы нередко ограничиваемся поверхностным или самым общим пониманием смысла и сути единства. Наверное, это происходит из-за сиюминутного контекста скоротекущих событий общественной жизни. На деле речь идет не столько о политических или экономических преимуществах единства Руси Белой и Руси Великой, но о восстановлении многовековой исторической правды в отношениях между двумя братскими народами. А корни этой правды уходят не в пятнадцатый и не в семнадцатый века! Они произрастают из десятого и одиннадцатого столетий, из общей купели Крещения, единых святых, соборных святынь и общих испытаний.
Славянское единение и единство самого русского народа — это огромная тема, в течение многих веков питающая общественную мысль и задающая канву исторических событий. В ее основании лежит Евангельский образ соборности, ставший одновременно идеалом и межславянского, и внутринационального, и церковноприходского устроения: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21).
Здесь изложена вся ценность и закон соборности, понимаемой как норма жизни народа, семьи и личности. Нераздельность и неслиянность определяют принцип межнационального единения. Единосущность выступает главным залогом межнационального, национального и семейного согласия. Триипостасность предполагает разнообразие народа в общем союзе любви и мира. Трехсоставность как принцип лежит в основе и христианской антропологии, и системы мер, и музыки — перечисление можно было бы продолжить...
Впрочем, приведенные слова Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа указывают непременное условие подлиннойсоборности: «...Они да будут в Нас едино». Соборность немыслима вне Творца, — вне Церкви она становится всего лишь средством для достижения более или менее долговременных целей. Судьба огромной державы, построенной на руинах Церкви, — тому свидетельство. Никакой «интернационал» не может существовать вечно, будь он построен в древнем мире, в средних веках или в новейшей истории. Церковь же пребывает вовек.
Наконец, обращаясь к Отцу небесному, Спаситель определил главный смысл соборности как принципа бытия человеческого рода: «...Дауверует мир, что Ты послал Меня». Всё остальное понимается лишь как ступень восхождения к этой высшей цели национальной миссии любого народа и всего мирового сообщества.
Залогом национального величия, национальной безопасности и вообще национального бытия наших народов была и остается благословенная особенность славянской души: христианство стало для нее генетически неотъемлемой составной частью. Эта часть может быть атрофирована, искажена, подавлена злой волей, — но она непременно воспрянет в грядущих поколениях несчастного, порою изуродованного бескультурьем и бездуховностью рода. По слову Писания, «обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102:5).
Думаю, что при попытке определить символ духовно-культурных традиций русского, пред мысленным взором весьма многих людей возникает образ Пресвятой Троицы, созданный преподобным Андреем Рублевым. Мне кажется, этот образ отражает, а лучше сказать, вмещает в себя всю совокупность наших искренних соборных усилий по возрождению Церкви и Отечества, по восстановлению порушенных международных, межнациональных и межгосударственных связей, по обеспечению внутреннего покоя и мира для народа Божия, для граждан страны.
Взирая на иконописный символ нашей веры и образ крестных страданий, понесенных народом нашим во все времена, позвольте мне повторить слова, звучащие из глубины веков и гулким эхом отзывающиеся в сердцах наших соотечественников и современников: «Сим победиши». Уверен, что с Божией помощью наши народы сумеют осуществить свою соборную историческую миссию.
Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Опубликовано на сайте «Русское Воскресение»
Соборность — краеугольный камень безопасности и единства славян
Соборность — краеугольный камень безопасности и единства славян