В своем выступлении на XXIII съезде ВРСН в октябре 2019 года заместитель главы собора Константин Малофеев заявил об усилении правозащитной деятельности организации. Уже в течение более полугода по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Правозащитном центре Всемирного русского народного собора действует новая команда, состоящая из юрисконсультов, адвокатов, конфликтологов, религиоведов и аналитиков. Как изменилась работа центра за прошедший период, и удалось ли осуществить намеченные планы, рассказывает его руководитель Роман Силантьев.
Роман Анатольевич, какие новые направления для своей работы избрал Правозащитный центр ВРНС?
Обновление команды – приход в нее группы опытных специалистов – позволил значительно расширить поле нашей деятельности. Если раньше Правозащитный центр в основном занимался межнациональными и межрелигиозными конфликтами, боролся с деструктивными движениями, то теперь круг проблем, по которым мы работаем, стал гораздо шире.
В своей работе мы прежде всего ориентируемся на запросы граждан, которые обращаются к нам, а также на значимые общественные события. Так, первые месяцы работы в новом составе показали, что одним из ведущих направлений нашей деятельности следует избрать общественно-правовой контроль за фактами, происшествиями и тенденциями, опасными для общества и государства, противоречащими нашему мировоззрению и вызывающими громкий общественный резонанс.
Как яркий пример – скандалы вокруг молодежного форума «Таврида» в Крыму и фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге – в обоих случаях были затронуты интересы детей, которые неожиданно для себя и родителей попали на спектакли с возрастным контентом 18+. В результате принятых нами мер организаторы «Тавриды» расторгли отношения с создателями скандальной постановки с гомосексуальным контекстом. Что же касается спектакля «Ревизора» со сценой изнасилования, показанного в столице Урала псковской труппой, то этот инцидент в очередной раз продемонстрировал некоторые лакуны в законе, и мы подготовили ряд предложений законодателям, в том числе и по жарко обсуждаемому закону о культуре.
Главный посыл заключается в следующем: театры, музеи и другие учреждения культуры должны быть безопасными для людей, а если они финансируются из госбюджета, то необходимо ввести дополнительные ограничения. Предлагать зрителям контент, рожденный чьим-то воспаленным мозгом и извращенным воображением, нельзя. Когда в Конституции России будут закреплены традиционные духовно-нравственные ценности, о которых говорит Константин Малофеев, предложивший свои поправки в Основной закон, бороться с подобного рода нечистотами будет легче.
Таким образом, одно из направлений работы – это защита детства?
Совершенно верно, причем всесторонняя защита. Особое значение придаём борьбе с педофилией. В нашем кейсе есть и ситуации, когда такого рода деяния в отношении детей не подтвердились, но есть и случай, когда удалось возбудить уголовное дело против мужчины, который развращал свою родную дочь.
Защита семьи, материнства и детства – это наш соборный профиль. Недавняя история с публикацией на странице Инстаграм Алены Водонаевой, поднявшая волну возмущений, также под нашим общественным контролем. После того, как к нам обратились многодетные матери, которых задело слово «быдло» – так стали дразнить их детей в школе после неосмотрительных слов блогерши – наши юристы помогли им составить заявление на имя генерального прокурора Российской Федерации.
Народосбережение является квинтэссенцией соборных и государственных программ, и мы будем противостоять чуждой нашему обществу идее бездетности и абортам, которые мы расцениваем как убийство, противное природе человека и вредное для здоровья женщины, и не позволим оскорблять народ низкопробными определениями.
Правозащитный центр ВРНС защищает прежде всего русских людей?
Соборное сознание – это православное сознание. ВРНС – это русский собор, и потому правовая поддержка русских людей – это наш долг. Как отметил Константин Малофеев на III Всероссийском собрании Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», пора признать, что в нашей стране есть русское православное большинство, и мы отстаиваем его интересы и защищаем права верующих. В частности, в последнее время на ТВ-экранах и в интернете появилось немало оскорбляющих веру видеоклипов и разного рода высказываний – мы отслеживаем их, формируем экспертную оценку и готовим для законодателей предложения на данную тему.
Вместе с тем, мы не делим людей на национальности и всегда готовы поддержать представителей других народов и конфессий нашей многонациональной страны. Мы активно развиваем сотрудничество со всеми нашими соотечественниками, а также с представителями иностранных диаспор. Совместно с ними наши эксперты-конфликтологи эффективно решают самые разные споры в различных регионах России. В настоящий момент формируется общественный совет при Правозащитном центре ВРНС, к участию в котором приглашаются представители разных национальностей и религий.
Ваше внимание также привлечено к конфликту между местными жителями и цыганской общиной в селе Чемодановка под Пензой?
Конфликт там давно перешел в скрытую стадию и находится под общественно-правовым контролем ВРНС. Наши специалисты не раз бывали в Чемодановке, познакомились с пострадавшими и теми, кому угрожали расправой. Недавно мы принимали одного из пензенских лидеров инициативной группы по разрешению этой проблемы, и в ближайшее время конфликтологи Правозащитного центра планируют очередную поездку в Чемодановку. Правозащитный центр ВРНС продолжит работу по защите прав и интересов ее жителей, в том числе в области укрывательства преступлений по их обращениям в правоохранительные органы.
А в чем выражается ваша поддержка Русской Православной Церкви?
Наши юристы помогают приходам в ситуациях, когда все административные и правовые возможности на местах уже исчерпаны, или же если случай, с которым сталкивается православная община, –редкостный, исключительный, вопиющий. Так, например, в Татарстане в одном из сельских храмов внезапно выяснилось, что здание церкви и земля под ней оказались в частных руках. После вмешательства Правозащитного центра имущество передали РПЦ. Еще одна необычная ситуация пока не разрешена во Владивостоке. Там Приморское УФАС квалифицировало действия волонтеров Центра защиты материнства «Колыбель», которые разместили напротив церкви плакат против абортов, как нарушение закона о рекламе. Решение повесить объявление было принято общиной храма.
Здесь наша позиция следующая. Конституция России и федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» закрепляют и гарантируют право каждого свободно исповедовать, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, а вот к закону о рекламе этот плакат не имеет никакого отношения, ибо волонтеры, предлагая свою помощь, действуют исключительно в благотворительных целях.
Что если человек попал в беду, он может к вам обратиться?
Обращения от граждан Правозащитный центр ВРНС принимает по электронному адресу pravo@vrns.ru. Мы помогаем, если человек попал в особо сложные обстоятельства. Сейчас в работе наших юристов несколько таких дел. Например, по реабилитации несправедливо осужденных многодетных супругов, по возврату квартиры человеку, потерявшему ее вследствие коррумпированности чиновников, по разрешению конфликта в многодетной семье, где психически больная мать отказывается от лечения.
И еще в качестве живого примера: на этой неделе юристы взяли в работу разбирательство в жилищных проблемах девушки-сироты, которой государство выделило квартиру, а теперь мошенники пытаются ее отнять, принуждая ее к совершению сделки по отчуждению.
Добавлю также, что Правозащитный центр, являясь структурным подразделением ВРНС, ведет всю внутреннюю правовую работу, обеспечивающую собору правовую безопасность и способствующую развитию организации.
Пресс-служба ВРНС