165-летний юбилей великого русского художника Василия Ивановича Сурикова 24 января этого года отмечали не только в России: в Русском центре Нюрнберга прошел мастер-класс по живописи, посвященный его творчеству.
Елена Барон, профессиональный художник, преподаватель живописи и руководитель проекта «Знакомим детей с великими художниками», поведала ученикам о Сурикове «языком» его картин. Рассказать обо всем творческом наследии великого художника на одном мастер-классе, конечно, невозможно, особенно учитывая, что участники его — дети, растущие в другой стране. Елена Барон начала с портретов, пейзажей, жанровых сцен, затем перешла к «Покорению Сибири Ермаком», «Степану Разину», «Взятию снежного городка». Последняя вызвала самый оживленный интерес! Ребята никогда не видели «вживую» нетронутую сибирскую тайгу, вольный народ, деревянные дома, лубочные картинки, русские обряды, молодецкие забавы, но они так живо встают на полотнах Сурикова, что дети прониклись и решили нарисовать русскую зиму сами! Многие из них впервые узнали, что это за штука такая — «взятие снежного городка». Что за городок такой? Кто его строил? Зачем брали и как?
Елена Барон объяснила им, что снежные городки строили на Святках: несколько недель сооружали хитрые ходы и фортификации из снега, стараясь превзойти противников в мастерстве, чтобы потом... разрушить минут за 20-30. Эх, русская удаль и размах! Сурикову удалось передать на картине сам веселый и сильный дух русского народа. Он и сам был таков. Сибиряк, красноярец, выучившийся в академии художеств на стипендию местного купца-мецената Кузнецова, стал великим русским живописцем — для этого мало было могучего таланта, тут и размах был нужен, и целеустремленность, и сибирская сила воли...
Пока дети рисовали русскую зиму, Елена Барон рассказала им, что кисти Сурикова принадлежит немало произведений, но место и значение художника в мировой живописи определили, прежде всего, его исторические полотна, которые он создал в 1880-е: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Главные действующие лица в его картинах — люди из народа, то есть сам народ. Елена Барон не только познакомила детей с творчеством художника, но и раскрыла некоторые его секреты, например, спросила: почему если долго смотреть на картину «Боярыня Морозова», начинает казаться, что толпа волнуется, движется? Ведь картина — вещь неподвижная, статичная?
Ребята хорошенько всмотрелись и обнаружили, что художник намеренно в особой очередности нарисовал головы людей в толпе: они то повёрнуты вправо, то влево! Вот вам и «волнующееся море людских голов»... Затем Елена объяснила, почему художник решил изображать не сам момент казни стрельцов, а «Утро стрелецкой казни». Дети поняли замысел Сурикова: до казни несколько минут, на картине нет крови, но ощущения драматические, потому что Василий Иванович использовал все оттенки красного цвета, алые пятна повсюду и, как лужа крови на первом плане — брошенный на землю кафтан стрельца. Смерть близка: у каждого стрельца в руке горящая свеча — символ жизни, их душа, которая сейчас угаснет...
Из увлекательного рассказа педагога о жизни и творчестве художника ученики поняли: его картины — огромный пласт русской истории, а сам он — удивительный художник огромного таланта. А пока слушали — рисовали свои замечательные работы, создав свою серию картинок «Русская зима от немецких детей»!
«Снежные городки» Василия Сурикова теперь знают и дети Германии
«Снежные городки» Василия Сурикова теперь знают и дети Германии