Интервью с Александром Посадским, профессором Смольного института Российской академии образования (Санкт-Петербург).
— Сегодня идут дискуссии о перспективах развития Санкт-Петербурга в глобальном измерении. Что вы думаете об этом?
— Во время организации глобальных информационных систем, время усиления универсализма социального развития происходит активизация национально-самобытных начал культурной жизни. Они приобретают особое значение, задавая параметры социально-политического и социально-экономического пространства, превращаясь в значимые факторы формирования мира. Эти начала концентрируются на зримых территориях, воплощаются в городах, выступающих в качестве центров геокультуры.
Структура современного мира во многом определяется соотношением городов — геокультурных центров. Такие города становятся средоточиями мирового сообщества в силу того, что интенсивная культурная жизнь органически переходит здесь в бурное экономическое и политическое развитие. Мощная ценностная энергетика позволяет распространять их влияние далеко за пределами государств, в которых они располагаются, культурно, а затем экономически и политически осваивать мировое пространство.
Они формируют поля притяжения, являющиеся концентрированным выражением самобытных ценностей конкретного цивилизационного организма. Подобные поля транслируют влияние города во всемирное измерение. Глобальное значение города обусловливается сегодня именно его геокультурными функциями.
Не в притязаниях на роль столицы видится сегодня перспектива развития Санкт-Петербурга, а в утверждении глобального значения его культурной самобытности в границах целостного государственного пространства, в актуализации универсального смысла геокультурных функций, что тесно связано с национальной стратегией многопланового участия в формировании современного мироустройства.
Крайне важно осознать самобытность Петербурга как культуротворческий ресурс российского и общемирового развития, интеллектуально освоить городскую культуру как опыт российского жизнестроительства, имеющий универсальное значение.
— Петербург создавался в эпоху Просвещения. Уже тогда развитие города подразумевало глобальный смысл?
— Созидание Петербурга связано с раскрытием принципов Русского просвещения. Эти принципы были сформированы в эпоху Средневековья при опоре на византийскую традицию и затем творчески развиты в эру Просвещения, которая в России отличалась глубоким национальным своеобразием. К ним можно отнести понимание просвещения как духовно-творческого преображения всей полноты человеческой личности, духовного формирования человека как целостного существа. Необходимо также говорить и о неразрывной связи теоретической и практической составляющей в развитии человеческой персоны, стремлении к синтезу естествознания, религии, философии, различных форм гуманитарного знания. Важно указать на восприятие просвещения как пути жизнестроения и миростроения, стези преображения бытия, созидания его духовных форм.
Просвещение понималось не только как приобретение знания, но и онтологически, как само бытие. Такое видение связано с православной метафизикой света. Божественный свет, выступая светом просвещающим, отражается в человеке и распространяется им в космосе. В итоге, просвещение отождествляется с сопричастностью божественному свету и самим Богом, а также с сопричастностью к излучающим духовность историческим формам, которые созданы людьми (ими могли быть храмы, монастыри и города).
Характерной чертой отечественного просвещения стала и тесная взаимосвязь ценностей русских, российских и общемировых, их отражение и раскрытие друг в друге, органическое сочетание при сохранении своеобразия. Последнее, во многом обусловлено влиянием византийских традиций. Нельзя забывать, что Византия была многонародной, вбирающей в себя различные культурные традиции страной.
Созидание Петербурга можно рассматривать как осуществление принципов отечественного просвещения. Новый этап развития страны ознаменовался появлением уникальной формы духовного бытия — города на Неве. Петербург — не просто город. Речь идет о своеобразной онтологии, онтологическом выражении отечественного просвещения. Петербург был задуман как ценностно насыщенное пространство, имеющее парадигмальное значение для России и мира. Его жизнь была призвана выражать всю полноту представлений отечественной культуры о мироустройстве, нести российскую мироустроительную идею.
— Каким образом в Петербурге русские ценности связаны с российскими и мировыми?
— Петербург строился как православный центр Северной России, северный центр Святой Руси, град святого Петра, центр русской православной культуры. Его созидание представляло собой продолжение традиций подвижничества Русского Севера. Однако в системе ценностей русской культуры конкретно-индивидуальное и всечеловеческое связаны неразрывно, то, что глубоко национально видится как всечеловеческое. Будучи городом русским, Петербург творился городом вселенским. Петербург — всемирная проекция русской культуры. Укорененность Петербурга в истории русской культуры обуславливает его вселенский смысл.
Северная столица выразила историческую миссию русской культуры, которая заключалась в том, чтобы служить культурным мостом между народами, в соборном объединении многообразных духовных традиций в целях их взаимообогащающего общения, выступающего фундаментом всех форм сотрудничества. Конечно, миссия русской культуры стала миссией общероссийской, ей прониклись все народы нашей многонациональной страны. Верно будит сказать и что вселенский смысл Петербурга обусловлен его российской историей. При этом русское пронизывает российское, а российское — русское.
Петербург — город, принадлежащий всей России. Его можно назвать зеркалом российской цивилизационной модели. В бытии города на Неве отразился многоуровневый характер российской идентичности. Речь идет о Петербурге как русском, европейском городе, Петербурге как городе евразийском, Петербурге как центре формирования российской гражданской нации на основании культурного многообразия страны.
Город на Неве — город многонациональный, город мирного сосуществования культурных традиций и конфессий, межнационального и межконфессионального сотрудничества и согласия. Он может быть осмыслен как модель всемирных духовных процессов, пространство, где развертываются универсальные духовные смыслы, излучаемые культурой России.
— Тогда можно сказать, что в Петербурге раскрывается российское понимание глобализации?
— Действительно, бытие города на Неве отражает ценностную модель глобализации. Эта модель подразумевает единство культуры в многообразии ее форм, глубинную солидарность культурных традиций как основу братского содружества народов, принципы бесконфликтного многополярного мироустройства.
Петербургский ландшафт — уникальное пространство гармоничного сочетания религий, культурных традиций и цивилизационного взаимодействия. Петербург — пространство универсального культурного синтеза. Здесь исторически осуществлялся синтез русской и западноевропейской культуры, европейской и азиатской, динамичных творческих начал светской культуры и глубокой духовности, имеющей истоком ценности традиционных конфессий.
На этом месте гармонично соединялись инновации просвещения, интеллектуальная динамика и традиционализм, идеациональные и сенситивные принципы культурной жизни, ценностные вертикали и цивилизационные горизонтали. Перед нами образ бесконфликтного многополярного мироустройства, проявляющийся в интегральных характеристиках города. Возможно прочтение города как российской модели мировой культурной ойкумены. Сопричастность петербургскому культурному многоголосию позволяет проникнуть в российскую модель глобального мира, гармонично связывающую национальные и сердцевинные общечеловеческие ценности.
Можно с уверенностью сказать, что петербургский культурный текст несет глобальный этос. Ключевые характеристики петербургской культуры имеют глобальный смысл. В этом смысле петербургский культурный текст — культуротворческий ресурс общепланетарного масштаба.
— Вы упомянули о гармоничном сочетании цивилизационного начала и ценностного. Нельзя ли это прояснить?
— Цивилизационное начало связано с модернизационным движением общества, выраженном в научно-техническом прогрессе, развитии экономической, политической и др. типов рациональности. Город на Неве был задуман как стратегический центр модернизации. Посредством Петербурга как общероссийского маяка модернизации страна осуществляла выход в глобальное сообщество, не подключаясь к нему в качестве периферии, а предлагая этому сообществу определенную модель.
Модернизация была неразрывно связана с реализацией глобальных духовных целей, целостностью культурного жизнестроения, творческой вовлеченностью во всемирные духовные процессы. Она осуществлялась на основании ценностей русской культуры, всего многообразия культурных традиций России.
Сегодня во время интенсивных дискуссий о глобальном характере Санкт-Петербурга необходимо вновь творчески раскрыть смысл города. Важно увидеть развитие Петербурга в перспективе многоуровневого характера российской идентичности, целостной российской цивилизационной модели, ценностной парадигмы глобализации, пространства универсального культурного синтеза, парадигмы бесконфликтного многополярного мира.
Смысл Санкт-Петербурга: к проблеме осмысления стратегических принципов развития города на Неве
Смысл Санкт-Петербурга: к проблеме осмысления стратегических принципов развития города на Неве