Преосвященный епископ Владимир!
Днесь за Божественной литургией, возложением рук архипастырей Церкви Христовой и по молитвам верующих, на тебя снизошел Дух Утешитель, сопричислив тебя преемникам апостолов, бывших «очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1:2).
Послушание, к которому призвал тебя Господь, настолько трудно и ответственно, что никакими ограниченными человеческими силами невозможно его понести. Но благодать, ниспосланная тебе ныне в епископской хиротонии, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, будет укреплять тебя в предстоящем непростом делании.
В соответствии с древней церковной традицией выслушай со вниманием Первосвятительское слово назидания, дабы не преткнуться тебе на полном опасностей и трудностей архипастырском пути.
Вслед за апостолом Павлом, писавшим своему верному ученику Тимофею, обращаю и я к тебе настоятельный призыв: не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14), но возгревай сей дар Божий, который в тебе (2 Тим. 1:6), ибо, как предупреждает святитель Иоанн Златоуст, получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет (Толкование на Мф. 18:21). Чем выше поднимаемся в церковном служении, тем более строгий будет с нас отчет, и не только после смерти, но и при нашей жизни. Очень многие говорят: что же такое, стараюсь-стараюсь, а как-то ко мне не очень хорошо относятся и духовенство, и верующие. Чаще всего в таких случаях говорящий возлагает всю вину на тех и на других, однако забывает возложить ответственность на самого себя. Но для того чтобы быть успешным пастырем своей паствы, нужно в первую очередь научиться видеть свои прегрешения.
В словах Златоуста звучит тема личной ответственности архипастыря и сугубой требовательности в первую очередь к самому себе. Сей важный принцип духовной жизни: строгости к себе и великодушия, терпеливости по отношению к другим — должен лежать в основе твоих епископских деяний. Еще раз повторю, и запомнить надо эти слова: строгость к себе и великодушие и терпение к другим. Святитель Феофан Затворник и вовсе замечает, что если архиерей истинно строг по Богу, то не может не быть вместе с тем и благим (Письмо 997). Строгость к себе порождает любовь к другим, это взаимозависимые величины и взаимозависимые силы. Действительно, если мы стараемся следовать за Христом и жить по Его заповедям, то должны иметь внимательное и доброе отношение к окружающим — очевидная истина!
Почти четверть века ты с усердием нес пастырские труды в Новосибирской митрополии: строил храмы в Бердске, был настоятелем и благочинным, занимался воспитанием молодежи, прилагал усилия для просвещения взрослых и детей Евангельским светом, навещал больных и обездоленных. Накопленный опыт, понимание местных особенностей и знание проблем изнутри, несомненно, поможет тебе и в предстоящих архипастырских трудах.
Старайся быть в единомыслии с Преосвященным митрополитом Никодимом, который сегодня участвовал в твоей архиерейской хиротонии и с которым тебе предстоит немало потрудиться на Новосибирской земле к вящей славе Божией.
Перед тобой открывается широкое поле для деятельности: тебе надлежит заботиться и о созидании крепких христианских общин, и о многом другом. Милостью Божией многое уже удалось сделать твоим предшественникам на этом поприще, однако необходимо еще немало потрудиться для созидания новых и возрождения порушенных в прошлом святынь, а наипаче для приобщения людей ко Христу.
Не оставляй без заботы и подрастающее поколение, ведь в современном мире, наполненном множеством соблазнов и искушений, молодым людям совсем непросто найти правильные духовно-нравственные ориентиры и следовать им. Если мы сможем привить юношеству любовь к Отечеству и духовным традициям русского народа, воспитать в нем стремление устроять свою жизнь в соответствии с евангельскими идеалами и ценностями, то наша страна, несмотря на нападки всех враждебных сил, будет процветать и развиваться дальше и, больше скажу, становиться еще более непобедимой.
Не менее важной обязанностью архиерея является духовное просвещение народа Божия. Поверь моему опыту, большое значение в этом деле имеет ревность в совершении богослужений и активные проповеднические труды — старайся в этом быть примером для своих клириков. Ведь если архипастырь не благовествует или благовествует скучно, непонятно, неубедительно, то почему же другие должны стараться? Поэтому архипастырь в ответе не только за себя, но и за весь свой клир — за то, как они служат, как они молятся и как они проповедуют. И не только в этом епископ должен быть примером, но и во всем многообразии церковных послушаний, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Помни предостережение апостола Павла: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:7-9). Нельзя обличать противящихся, если сам слаб и уязвим, потому что противящийся тотчас осудит тебя самого. Вот такова зависимость, очень тесная, того, как мы живем, что мы делаем, как мы говорим, и нашей способности убеждать других и наставлять их ко благу.
Проповедуя же слово и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), помни, что цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). А как стяжать любовь, если не через дела любви? В самом деле, нельзя же просто говорить «люблю»; это медь звенящая, кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). Любовь познается в делах. Это хорошо знают люди, которые живут в браке: если он или она говорит, что любит, а ничего не делает, то любовь очень быстро улетучивается. Любовь всегда выражается в делах. Конечно, это полезно помнить не только архипастырям, но и пастырям, да и всем нашим благочестивым мирянам. А как стяжать любовь, если не через дела любви? Поэтому особое внимание уделяй развитию того, что мы теперь называем социальным служением, а на самом деле — доброделания; сам посещай больницы, тюрьмы, интернаты и дома милосердия, помогай нуждающимся, ободряй скорбящих, находи слова поддержки и сочувствия.
Совершая высокое и очень ответственное архипастырское делание, среди многих административных попечений находи время — обязательно находи время! — для личной молитвы, потому что, по выражению святителя Григория Паламы, совершающие ее сподобляются величайших Божественных заступлений, которые дают им силу удобно все поднимать и переносить (О молитве и чистоте сердца).
Итак, прими жезл сей как видимое свидетельство епископской власти и ответственности за врученный тебе жребий «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), и от полноты дарований, полученных ныне через рукоположение, преподай архипастырское благословение народу Божию. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Источник