5 августа 2016 года на территории Санкт-Петербурга в Смольном институте Российской академии образования прошел круглый стол «Славяно-тюркские связи: история и современность».
В работе круглого стола принял участие координатор группы «Межнациональный диалог» Экспертного центра ВРНС Посадский Александр Владимирович. Среди организаторов и участников мероприятия: президент РОО «Санкт-Петербургский Дом национальных культур», к. э. н. Б. М. Хамхоков, председатель Совета РОО «Азербайджанская диаспора Санкт-Петербурга», депутат муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Введенский» четырех созывов С. М. Масимов, советник председателя РОО «Азербайджанская диаспора Санкт-Петербурга», к. ф.-м. н. Ф. С. Ибрагимов, председатель татарского общества «Нур плюс», к. т. н. Р. Р. Магдиев, тюрколог, доцент Смольного института, к. и. н. В. В. Познахирев, сопредседатель движения «Гражданский Мир», писатель, к. т. н. В. Н. Валерьянов, академик Российской академии естественных наук, ректор Смольного института Российской академии образования Г. М. Иманов, журналист, доцент СПбГУ, к. и. н. Д. А. Рущин, председатель движения «Гражданский Мир» Н. В. Быков и др.
На круглом столе отмечалось, что исторически сложились глубокие славяно-тюркские связи, при всех различиях очевидно духовное, нравственное и культурное взаимопроникновение славянских и тюркских народов, проживающих на территории Российской Федерации. В стране накоплен огромный опыт многовекового совместного проживания славян и тюрков.
Очень важным признано развивать связи с соседними тюркскими странами и народами, имеющими большой авторитет и большое влияние в тюркском мире. Также отмечалось, что идущая с Запада современная глобализация, особенно ярко проявляющаяся в экономике и массовой культуре, приводит к ослаблению и разрушению культурных связей, выступающих фундаментом развития цивилизаций и их взаимодействия. Запущена машина по разрушению исторической памяти. Необходима духовная мобилизация, как внутрицивилизационная (в самой России), так и межцивилизационная, чтобы отстоять выработанные столетиями социокультурные связи.
Было поддержано предложение академика Г.М. Иманова по созданию Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Славяно-тюркское единение» и подготовке конференции «Славяне и тюрки в глобальном мире».
Посадский А. В., координатор группы «Межнациональный диалог» Экспертного центра ВРНС
Коммюнотарность российского цивилизационного процесса (тезисы доклада)
Когда-то Николай Бердяев справедливо указал на то, что русский народ есть самый коммюнотарный (от лат. communitas — общность, общение) народ в мире. Вслед за отечественным мыслителем можно определить коммюнотарность как устремленность к духовному единению людей, к воплощению идеалов братства. Коммюнотарность означает особый тип межчеловеческого общения, которому присущи такие черты как искренность, уважение другого, его восприятие как достойного субъекта общения, выступающего носителем ценностей и культурной идентичности. Коммюнотарности свойственно глубинное взаимопонимание, ориентированность на одухотворяющую солидарность (отнюдь не равную нивелирующему коллективизму). Коммюнотарность тождественна обретению духовной родственности и близости в соприкосновении и взаимном открытии друг другу человеческих вселенных. В ней раскрывается смысл личного бытия в ракурсе осуществления общения.
Несомненно, русская культура как коммюнотарная оформилась под воздействием православной ценности соборности. Коммюнотарность характерна и для пронизанной русской культурой Российской цивилизации. Последняя также со всем основанием может быть названа коммюнотарной.
Российская цивилизация, будучи многонародной и многоконфессиональной, зиждется на гармоничном сочетании индивидуализирующих и универсализирующих принципов — индивидуально-самобытных традиций и целостной человечности. Российская цивилизация, как тяготеющая к парадигме универсализма, есть цивилизация вбирающая индвидуализации культурного бытия. Исторически для нее характерно связывание народов в целостный цивилизационный комплекс при их восприятии активными субъектами истории, обладающими неповторимыми идентичностями и своеобразными культурными формами. Российской цивилизации присуще взаимодействие со странами как имеющими право на культурное наследие и самобытное развитие.
В настоящее время мировому сообществу предлагается определенная модель общественно-политической коммуникации, требующая дегуманизации содержательного коммуникативного процесса — отречения от собственно человеческого (традиционных ценностей и идентичности, культурных практик и т.д.) в ходе рациональной дискуссии, движимой к предустановленному ценностно-нейтральному консенсусу. Такой консенсус характеризуется равнодушием по отношению к вопросам идентичности, ценностей и морали. Речь идет о консенсусе лишенных субъектности «договаривающихся машин». Установление консенсуса без идентичности имеет манипулятивный характер. Страны и народы «цивилизуются» путем отчуждения права на культурное своеобразие, посредством утраты возможности быть субъектами модернизационного движения.
Российская цивилизация и русская культура никогда не были высокомерными цивилизаторами, не претендовали на роль эксклюзивного монополиста культурных ценностей на евразийском пространстве. В силу присущей им коммюнотарности они сделались носителями нормативных принципов коммуникации между странами и народами. Характерные особенности Российской цивилизации и русской культуры могут быть всецело востребованы в современных евразийских интеграционных процессах. Опираясь на русско-российские принципы коммуникации можно выстроить стратегические линии взаимодействия между странами. Речь идет о взаимодействии как кооперации между активными субъектами исторического процесса, о взаимодействии, зиждущимся на базе признания права на культурное достояние и сопряженного с ним права на суверенное развитие. На путях подобного взаимодействия возможно обретение евразийского консенсуса — согласия относительно безопасного и стратегически стабильного развития стран и народов на основании исторически вызревших ценностей и идентичностей.
Несомненно, Русско-российской цивилизации присуще архитектоническое стремление. Оно выражается в склонности поддерживать и формировать определенный образ мироздания. При этом речь не идет о конструировании некой искусственной идентичности. Имеется ввиду глубинное раскрытие идентичности общечеловеческой, обнаруживающей себя в различных формах, поддержание и содействие развитию мира как всечеловеческого солидарного космоса в неповторимых конфигурациях. Подобное архитектоническое стремление обуславливает логику российского глобального мегатренда.
Важно отметить, что впитав начала византийского универсализма, Россия творчески превзошла их. Являя более, нежели Византия включающие, инклюзивные способности, она соединила многонациональную и многоконфессиональную всечеловеческую цивилизационную ойкумену. Россия более чем Византия проявила устремленность к вырабатыванию солидарных форм жизни. Она создала беспрецедентный в истории государственный союз, который был добровольной общностью народов. Опираясь на творчески преломленные византийские идентификационные ориентиры, Россия оказала стратегическое консолидирующее воздействие на евразийское пространство. Она максимально усиливает и углубляет присущие Византийской цивилизации стратегии сохранения культурной самобытности и преемственности духовного развития народов. Еще более чем в Византии расцвели в России многообразные культурные миры Европы и Азии. Еще более Византии России свойственна сберегающая идентичность. Сохранение уникальных форм жизни во всей полноте и конкретности, жизненных структур, определяющих преемственность духовного пути сообществ, творческих начал жизнедеятельности социальных организмов стали приоритетами развития Российской цивилизации. Российская перспектива евразийской интеграции означала ее культуросберегающую нормативную направленность. России в полной мере удалось стать цивилизацией культурного континуитета, сберегающим государством-цивилизацией.
Неоспоримое доказательство инклюзивных способностей Российской цивилизации — включение в ее ткани исламского и тюркского миров. Самобытный цивилизационный опыт многовекового развития нашего Отечества вбирает бесценный опыт совместного проживания и жизнестроительства славянских и тюркских, православных и мусульманских народов. Речь идет как об их кооперации при сохранении самобытности, так и об их высокой цивилизационной связанности, свободном самоопределении в качестве творцов целостной цивилизационной системы, вырабатывании совместных стратегий цивилизационного строительства, взаимопроникновении культурных наследий. Исторически народы России осуществили выбор в пользу развития в возвышенном значении цивилизационной субъектности. Они стали творцами великой цивилизационной системы. На фундаменте прочных социокультурных связей они возвели устойчивое цивилизационное пространство, где нашли свое раскрытие их творческие силы, и где цивилизационная идея обрела зримое воплощение.
Глубинное соработничество славян и тюрков, православных и мусульман является коренным явлением российского цивилизационного процесса. Исторически их синергетическое взаимодействие несло стратегическую стабильность на просторы Евразии. Их совместный творческий труд по созиданию общеевразийского Дома был источником возрастания солидарности на евразийском пространстве.
Выработанные в ходе длительного исторического пути славянами и тюрками, православными и мусульманами миростроительные, миротворческие образы жизни, ставшие традиционными для России, имеют значение, как для самой страны, так и для всего мира. Они выступают источником формирования общеевразийской стратегической стабильности и безопасности, позволяют гармонизировать развитие евразийского пространства, служат примером согласия, содействует укреплению общепланетарной солидарности и кооперации. Перед лицом современных глобальных вызовов, несущих угрозу ослабления и разрушения социокультурных связей, их замещения зачастую не соединяющим, а разделяющим экономическим взаимодействием, принципиально важной видится задача сохранения и развития всей тотальности российских внутрицивилизационных, а также межцивилизационных связей. При этом нельзя забывать, что внутрицивилизационные связи и межцивилизационное взаимодействие взаимно питают друг друга.