8 ноября состоялся визит президента Израиля Шимона Переса в Москву. Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным Перес заявил, что если раньше между Россией и Израилем была экономика и дипломатия, то сегодня добавились наука и культура. В качестве наиболее яркого примера последнего было упомянуто недавнее открытие в Израиле памятника бойцам Красной Армии, которые понесли наибольшие потери в борьбе с нацизмом. «Я приехал сюда, чтобы сказать вам спасибо. Я надеюсь также и уверен, что Россия и в будущем не даст места расизму и ненависти», — сказал Перес. Президент Израиля подчеркнул, что Советский Союз в борьбе с нацизмом нанес решающий удар, и любой порядочный и честный человек должен сказать спасибо России и отдать честь Красной армии, которая проявила невиданное мужество в крайне тяжелый период.
Впрочем, помимо упоминания заслуг прошлого, Шимон Перес заявил о ключевой роли России и в ближайшем будущем. Перес сообщил, что в течение долгих лет на границе с Сирией была тишина, и Израиль бы хотел, чтобы так продолжалось дальше. Президент Израиля высказал уверенность в том, что у России есть важная роль — прекратить кровопролитие в Сирии и принести покой и безопасность не только в Сирию, но и на Ближний Восток. Такая роль была отведена не только России в целом, но и лично Владимиру Путину. На плечах президента России, по словам Переса, равно как и на плечах переизбранного президента США Обамы, лежит ответственность перед человечеством, несмотря на споры между государствами.
Оценка исторической роли России и её лидеров со стороны президента Израиля безусловно вызывает положительные эмоции. Равно как и признание того факта, что в настоящее время лишь два государства на планете пытаются противодействовать возрождающемуся в Европе и на постсоветском пространстве нацизму. Советский Союз и Израиль понесли максимальные потери в результате «опытов» по разделению национальностей на правильные и «неправильные». Культурное и политическое взаимодействие на таком фундаменте действительно может стать актуальным и интенсивным. Однако в области ответственности перед человечеством некоторые нюансы всё же существуют.
Даже без особенных углублений в историю международных отношений последних лет видно, что из двух «атлантов» (России и США), на плечах которых лежит ответственность за судьбы мира, лишь один последовательно затевает локальные конфликты, свержения правительств, перерастающие в революцию и гражданскую войну массовые беспорядки, нагнетает религиозную нетерпимость, а также стремится к единоличному всепланетному контролю во всех областях, от военного присутствия до финансов и даже системы ценностей и взглядов. Упомянутые президентом Израиля Сирия и Ближний Восток являются, пожалуй, наиболее очевидными примерами несоответствия как задач, так и методов их решения у двух стран-сохранителей. Россия и Китай, единственные из членов Совета Безопасности ООН, категорически отвергают идею разрешения искусственно созданного в Сирии кризиса ещё более радикальными действиями. Внешнеполитическое ведомство США придерживается прямо противоположных взглядов.
Даже само понятие «ответственность» выглядит по-разному. Известно, что главной и зашедшей в окончательный тупик проблемой отношений России и США является выстраиваемая Вашингтоном глобальная система ПРО. Несмотря на свою декларативную направленность против Ирана и Северной Кореи, она возводится от Норвегии до Японии, удивительным образом совпадая с очертаниями границ Российской Федерации. Резонное беспокойство российской стороны, желающей получить гарантии ненаправленности системы ПРО против своего ядерного потенциала, не получает реакции, которая могла бы быть названа ответственной. Гарантии технологического плана, установка на боевое дежурство таких противоракет, которые делают физически невозможным использование потенциала ПРО против России, обсуждать не планируется. Более того, даже юридические гарантии, при всём незначительном их весе, США предоставлять не желают.
Как эту ситуацию видит посол США в России Майкл Макфолл, США не предоставляют письменные гарантии ненаправленности ПРО против России из-за непредсказуемости угрозы со стороны Ирана. США, по его словам, не может сдерживать свои военные силы против угрозы, потому что есть необходимость защищать американских граждан. По мнению Макфолла, который представляет официальную точу зрения внешнеполитического ведомства США, одно дело — это юридические гарантии и договоры, а другое дело — это «транспарентность, сотрудничество и доверие, которые могут быть и без подписания договоров». «Это распространено в бизнесе во всем мире. Если это хорошо для тебя и хорошо для меня, мы можем делать дела и без соглашений» — сказал дипломат.
Другими словами, России предлагают верить США на слово, потому как это наиболее твёрдая гарантия и ответственное поведение, на которое готов Вашингтон. Впрочем, не только политические, но и бизнес-круги будут весьма впечатлены уникальным в человеческой истории подходом, согласно которому всякие договора и твёрдые соглашения необходимо заменить на зависящие исключительно от доброй воли сторон неформальные договорённости. Причём в области запрещения производства оружейных расщепляющихся материалов американская сторона настаивает на выработке именно договора, обязывающего юридически. Равно как и в области контроля над обычными вооруженными силами в Европе, над распространением оружия массового поражения, и прочих важных проблемах.
Также сообщалась иная версия: США не хотят давать юридические гарантии по ПРО из-за возможных запретительных мер со стороны России в будущем. «Наша логика в том, что мы не знаем об угрозах, которые только могут возникнуть в какой-то стране, — поясняет Макфол. — А здесь будет документ, в котором прописано, что мы делаем это и это, а больше нельзя. Но вдруг появляется угроза, и нам нужно реагировать, а есть запрет. Такова наша логика», — добавил посол.
В самом деле — какой смысл подписывать договора и обязательства, тем более в областях, затрагивающих национальную безопасность Российской Федерации, если никто не застрахован от внезапных, до сего момента неизвестных угроз. И — что ещё страшнее! — кто-то может потребовать выполнения условий заключённых соглашений! Возможно, России имело бы смысл впредь придерживаться юридических норм, предложенных послом США, по крайней мере в отношениях с его родиной. Тем более, что спектр возможностей для этого весьма широк — от ВТО до ядерного паритета, программ по предоставлению информации о состоянии российской армии и флота, и многих других. И уж точно необходимо тщательно учитывать в будущем «ответственную» политику нашего партнёра, совместно с которым нам, по словам президента Израиля, предстоит нести ответственность за судьбы мира.
Андрей Полевой
Скользкая ответственность за судьбы мира
Скользкая ответственность за судьбы мира