В культурном центре «Вдохновение» состоялась премьера спектакля Московского драматического театра художественной публицистики «Склоняюсь перед именем твоим» (художественный руководитель Елена Леонидовна Живейнова). Спектакль посвящен истории любви Александра Тучкова и Маргариты Нарышкиной.
Великолепные костюмы, прически, декорации переносят зрителя на 200 лет в прошлое, в прекрасную, давно ушедшую эпоху — эпоху Российской Империи. Герои, как будто сошедшие с полотен картин, предстают перед зрителем во всей своей красе. Манера держаться, говорить, нравы того времени, сочетаясь с внешним видом актеров, дают ощущение реальности — ты понимаешь, что сидишь в зале и смотришь на сцену, но все-таки иногда забываешь об этом и тебя поглощает эпоха 1812 года. Эпоха доблести, чести, благородства и верности Отечеству. Эпоха французских романов, романсов, балов. Эпоха романтиков, которых сейчас так не хватает в нашей современной жизни.
Как уже было сказано выше, театр, поставивший спектакль называется Московским драматическим театром художественной публицистики. Это своеобразная публицистическая специфика, когда прямо во время спектакля читаются слова автора, когда сами герои рассказывают о себе в третьем лице. Такой прием в большой и сложной постановке неожиданно приобретает первостепенную роль. Так, например, в сцене Бородинского сражения задействовано небольшое количество актеров. Но впечатление таково, что показана настоящая битва, то самое Бородинское сражение.
Динамика создается с помощью звукового сопровождения — звуки ожесточенного боя. Зрители в постоянном напряжении. Большое значение имеют спецэффекты: Выстрелы пушек сопровождаются дымом — все как в реальности.. Актеры смогли передать мужество, отвагу людей, идущих на смерть за Родину. В памяти невольно встают образы защитников Отечества: Александра Невского, Минина и Пожарского, экипаж крейсера «Варяг». Мурашки бегут по коже, а память все выдает новые имена: 28 Панфиловцев, дивизия Родимцева, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская. Сколько их — известных и неизвестных героев? На протяжении всей истории России шли войны за независимость нашей страны, за русскую культуру, за землю, за природу русскую, так часто воспеваемую поэтами всех эпох.
Гибель Александра Тучкова на Бородинском поле — кульминация спектакля. Как мастерски сыграл здесь артист Максим Якимов (Александр Тучков)! Солдаты не знали, что делать, знаменосец погиб, и знамя упало на землю. И вот все разбегаются кто куда! Но вдруг Тучков подхватывает знамя и бросается вперед! Звук выстрела и герой со знаменем в руках повержен пулей... Фигуры солдат и самого Тучкова заволакивает красный дым. Александр шатается, но не падает. Мы видим его последний раз, но живым. В зале тишина, все не отрываясь, смотрят на сцену. Гаснет свет. Все кончено. Новое действие. Но почему же так сильно стучит сердце? Маргарита... Вспоминаешь о ней, и становится страшно и холодно в душе. Сейчас она узнает. И ты уже сидишь, затаив дыхание, с широко открытыми глазами и неосознанно примеряешь на себя ту судьбу, которая уготовлена главной героине.
За время спектакля в сценах встреч Александра и Маргариты было показано чувство, связывающее их — любовь. Это чувство, ниспосланное свыше, которое дается не всем, а только тем, кто может жить не только в счастье, но и выдерживать любые испытания. Узнав о смерти мужа, Маргарита сильно переживает. Как искренне сыграла актриса Ираида Краснопольская — исполнительница главной роли! Не менее трагична история матери Александра Тучкова. Женщина потеряла троих сыновей. От горя она ослепла. Актриса Елена Живейнова, исполнившая эту роль, создала образ матери, убитой горем, так, что слезы стояли в глазах. На протяжении всего спектакля звучит необыкновенно красивая музыка, усиливающая и без того сильное эмоциональное впечатление.
Действие разворачивается во времени, проходят годы. Императора Александра I сменяет Николай I. Их обоих играет актер Иван Войтюк — он зачитывает приказы императоров, просто стоя на одном месте. Минимум действия, минимум действующих лиц, а сколько решено задач!
Россию победить нельзя! Это доказывает многовековая история. Всегда русский человек поднимался в бой за Родину. Сейчас очень часто мы слышим в адрес молодежи нелестные слова, что молодые люди теперь не те, и, если что, не смогут, не справятся, не захотят и т. д. Но вот интересный факт из истории Великой Отечественной Войны. Когда немцы подошли к Москве и кремлевские башни были видны в бинокль, в Москве среди пожилого населения началась паника. Причиной этому было — отсутствие веры в молодежь. Люди не верили, что эти слабые, безвольные, как им казалось, ребята смогут выстоять в схватке с фашистами. Сейчас это кажется невероятным! Несколько поколений выросло на примерах этих людей! Так может быть и сейчас не стоит делать скоропалительных выводов? Как хорошо сказала художественный руководитель театра Елена Леонидовна Живейнова, если что-нибудь, не дай Бог, случится, молодые люди встанут и пойдут защищать свою Родину. Нужно обязательно верить. Тогда и молодежь поверит в себя.
Анна Эльвинская, студентка РГСУ
«Склоняюсь перед именем твоим...» Спектакль, перевернувший душу
«Склоняюсь перед именем твоим...» Спектакль, перевернувший душу