XIV Международные Ушаковские сборы. Первый этап
«И ветер, и дождик и мгла над холодной пустыней воды…», — но дальше уже нельзя повторять за И. А. Буниным, потому как жизнь здесь не умерла, а, напротив, проснулась после долгой зимы, хотя и казалось, что уже не дождаться весеннего просвета… Вместе с колокольным звоном, после Божественной литургии в храме святого благоверного князя Игоря в Переделкино прояснилось, загомонили детские голоса…
Впрочем, так было и прошлой весной. И сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылся с первым ударом рынды первый этап XIV Международных Ушаковских сборов, посвященный по традиции празднованию Пасхи на острове Корфу после освобождения Семи Ионических островов святым праведным воином Феодором (Ушаковым), Архистратигом державы Российской…
Совсем юные, подчас еще неумелые ушаковцы тянутся во фрунт вокруг сцены-фальшборта корабля, слушая рассказ председателя Центра Федора Ушакова, автора книги о святом адмирале В. Н. Ганичева:
«…Да… Пасха нынче неожиданная. Холодно, сыро, кости болят. А все-таки радости пасхальной не заменит ничто… Как там сейчас на моей любимой Керкире? Или в Севастополе? Небось яблони и абрикосы с вишней цветут вовсю. — и зримо представляет состояние адмирала Ушакова в те далекие от нас годы: — Вспоминается неприступная крепость и те дни на Корфу. Сколько хорошего было сделано там. Он покидал острова с горечью, но и с удовлетворением. Корфская победа была замечательной. Понимал, что открыл на островах путь к умиротворению и согласию. На островах провожали его со слезами. Сенат преподнес ему золотую шпагу с алмазами. Усладные для слуха и сердца слова звучали: «освободитель», «отец родной», «победитель», «защитник». Нет, нет! Он уезжал, но оставалась Республика семи островов, оставалась сердечная радость, оставалась скрепленная кровью дружба, оставалась слава о победах российских!
Была Россия Беломорская, Балтийская, Каспийская, Тихоокеанская, а ныне Черноморская и Средиземноморская. Твердо встала она на морских южных просторах…
Вспомним, как это было…
Когда в канун святой Пасхи Христовой адмиралу преподнесло островное духовенство икону святителя Спиридона Тримифунтского, чтобы вместе с греками пройти первым после освобождения православным Пасхальным крестным ходом и пронести вокруг мощи святого Спиридона, Федор Федорович Ушаков, наверняка, говорил островитянам:
— Дорог и нам в России святой Спиридон, защитник слабых и убогих. В России его почитают вместе со святителем Николаем Мирликийским. У нас дома была икона: рядом со святым Николаем был Спиридон и Власий. «Зимние благодетели, — говорила моя матушка, — ибо дни их памяти обрамляют зиму». — Сей святой из небольшого города Тримифунта на Кипре поразил современников своею мудростью, прозорливостью, милосердием всех жителей острова. Известно, что он вначале был простым пастухом, но всё, что зарабатывал или имел дома, отдавал нуждающимся, всем, кто просил или проходящим странникам. Господь возблагодарил его за это даром чудотворения. Спиридон исцелял многих больных и изгонял бесов. После смерти жены, при императоре Константине, его избрали епископом города Тримифунта. Пастух — епископ! Сие свидетельство того, что мудрость Божия не только с книгой приходит.
Все это проявление Воли Божией. Мощи его были перенесены в седьмом веке в Константинополь, а оттуда, в дни горестного падения в 1453 году столицы Византии перед турками-османами, иерей Георгий, по прозванию Калохерет, забрал и отвез их вначале в Сербию, а затем на Корфу. Здесь они и находятся в храме его имени. Лишь правая десница сейчас в Риме.
Святитель Спиридон был добрый и участливый. — Ведь он не бросил пастушество, став епископом. Сократ Схоластик приводит одну историю, когда воры решили похитить овец у Спиридона. Они за полночь забрались в овчарню святого, и тут невидимая сила связала их. А утром, когда Спиридон пришел и увидел связанных разбойников, то помолился за них, развязал и долго беседовал и уговаривал их никогда больше не воровать, жить честным путем. А потом подарил им по овце и, отпуская, улыбнулся и сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали…»
***
Ушаковцы, прибывшие на сборы из Москвы, Подмосковья, Украины и даже США, не только слушали рассказ своего бывалого руководителя Сборов, но и сами участвовали в театрализованной постановке по пьесе М. Ганичевой «Пасха на Корфу». Кому-то из них досталась роль матроса, а кому-то и турецкого паши… Необыкновенно красиво девочки танцевали национальный греческий танец сиртаки. Славно переводили с греческого прошение адмиралу принять дары благодарных греков за дарованное возвращение Православия на Ионические острова…
После торжеств открытия Сборов, начались соревнования в разных видах: перетягивание каната; спортивное ориентирование, когда в Переделкинских чащах ребята разыскивали спрятанные в лесных чащах пасхальные яйца, где важно и собрать больше и во времени не промахнуться… Дерзновенно сражались команды за обладание Андреевским стягом… Важную часть занимали в конкурсе командные песни, стихи о героях морских баталий, конструирование кораблей…
По завершению Сборов были подведены итоги, определившие команду-победителя, но в личном зачете, конечно же, победила дружба. Все участники получили подарки и медали, сделанные ими самими из подручного материала…
Прощались долго и со слезами на берегу реки Сетунь, но впереди у ушаковцев лето и Сборы на Белгородчине, Нижегородчине, Рязанщине, на Черном море, в Волгоградской и Ульяновской областях, в Республике Мордовия…
Организовали проведение Ушаковских сборов в Подмосковье Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России, Центр Федора Ушакова.
Сергей Котькало