18 июля православные верующие отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского. Что значила его личность в истории Руси? И почему сегодня его заветы вновь актуальны для России и всего Русского мира?
Об этом рассуждает кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. Ломоносова Федор Гайда.
— Начать, наверное, стоит с того времени, когда фигура Сергия Радонежского проявилась в полной мере?
— Совершенно верно. Он, как мы знаем, жил в XIV веке. Этот период для истории Руси крайне сложный — время татаро-монгольского ига, когда Русь была не только раздроблена, она еще и находилась под оккупацией, платила тяжелую дань. Но именно тогда рождается этот человек, которому суждено было обозначить духовные ориентиры для возрождающейся страны. И вообще говоря, сложно даже представить себе возрождение нашей Родины в XIV веке без этого человека.
— Почему?
— Он родился в боярской семье. Его отец разорился из-за того, что ему постоянно надо было обеспечивать какие-то поездки в Орду для князей. И отец был вынужден переехать в современное Подмосковье — Радонеж, где у него и родился сын. Мальчик не пошел по пути отца, он пошел в монахи. И он повел себя достаточно необычно для того времени. Не потому, что в монастырь ушел, хотя боярские сыновья обычно в монастырь не уходили. Но необычно было еще то, как он выстроил свою духовную жизнь.
Сергий совершил настоящую монастырскую реформу. До него монастыри были некими местами, куда люди уходили по старости, где они жили иногда со своими слугами, у них было там свое имущество и так далее. Преподобный Сергий все это уничтожил, создал так называемое общежитие. Он заставил монахов отказаться от собственности, жить единой общиной, отказаться от милостыни и все зарабатывать исключительно своими руками. И весь этот святой подвиг он посвятил Святой Троице. Именно с него начинается строительство Троицких храмов на Руси. Первый Троицкий храм, который был заложен — был как раз Троицкий храм Сергиевой обители будущей Лавры. По мере того, как расширялась территория Московского государства, по мере объединения земель вокруг Москвы, на этих землях начинали строить храмы в честь Троицы. Это как раз прямая традиция Сергия.
Идея была в том, что Троица нераздельна, это такое безусловное единство и согласие. То, что проповедовал Сергий — он проповедовал единение и снятие всяких противоречий. Единение в любви и трудовой деятельности.
Он очень активно примирял князей. Он заставлял их действовать в национальных интересах. По мере того, как его авторитет ширился, Сергий вошел в политическую деятельность и не считал зазорным в этом участвовать. Потому что считал, что мирить нужно не только простых людей и не только монахов сплачивать друг с другом. А самый известный и очень важный эпизод русской истории — его благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
А его заветы, духовные заветы — они нашли свое наиболее зримое воплощение в знаменитой иконе «Троица» Андрея Рублева, которая написана по завету преподобного Сергия. Вот она дает такой совершенно ощутимый образ того, чему учил Сергий.
— А в чем это проявляется?
— Там изображены, как известно, три ангела, которые сидят за столом. Вот эти три ангела, с одной стороны, образуют удивительное такое, ощутимое единство. А с другой стороны — там видно, что два крайних ангела своими силуэтами образуют жертвенную чашу, в которую помещен средний ангел, приносимый в жертву. Средний ангел — это образ Христа. И вот эта жертва — свободная, разумная, самопожертвование собою — это и есть подвиг любви, который укрепляет наше всеобщее единство.
— После Сергия Радонежского не осталось рукописных трудов?
— Нет, он сам ничего не писал. Но остались, естественно, свидетельства современников, остались его жития, где говорится о нем и его подвиге. Осталась Троица Рублева. И осталось почитание. Его почитали при жизни. Его сразу же почитали святым после его смерти. И это почитание продолжается до сих пор.
— Его чтут как заступника и защитника Руси. От чего он ее защищает?
— Он является возродителем русского монашества. Основателем русского монашества считается Антоний Киево-Печерский. А Сергий возродил эту монашескую традицию. Его подвиг вполне сравним с тем, что происходило в годы крещения Руси, когда создавалась русская христианская традиция. Он ее возродил, причем уже не в Киеве, а под Москвой. У него были многочисленные ученики, которые впоследствии основали большое количество монастырей — вокруг Москвы и дальше на север — вплоть до Соловков и до Полярного круга. Это первое. Потом он наставлял князей, которые объединяли земли вокруг Москвы. В этом смысле он духовный наставник централизации вокруг Москвы.
— Почему именно он благословлял на битву Дмитрия Донского? В этом было что-то необычное?
— Это была действительно необычная ситуация. Когда на Русь пришли татаро-монголы и установили иго, они, как известно, освободили церковь от налогов. И церковь к ним относилась достаточно лояльно. Были надежды на то, что, может быть, их удастся христианизировать, но это не получилось сделать. Но в любом случае, церковь учила так: татаро — монголы являются властью, их наслал господь за наши грехи. И церковь далеко не всегда поощряла борьбу с ними. Ну и тем более тогда, когда это было просто бессмысленно. Можно было бунтовать, но затем они приходили и очень жестко наводили свой порядок.
В конце XIV века ситуация сложилась иначе. Ну, во-первых, Мамай, против которого выступил Дмитрий Донской, он не был законным ханом. Он был узурпатором, совершил переворот. И с ним можно было бороться, так сказать, на легитимной основе. Это знаете — как ситуация с современным Киевом — власть незаконная, поэтому борьба с ней оправдана. Так что Мамая можно считать лидером такого «татаро-монгольского майдана». Это разумеется, вольное сравнение, но тем не менее.
И был еще один интересный момент. В это время — как раз накануне Куликовской битвы — Дмитрий Донской находился в конфликте с Московским митрополитом Всея Руси. Был такой митрополит Киприан, который претендовал на то, чтобы объединить две митрополии — Киевскую и Московскую — под собственной властью. И у него вышел конфликт с Дмитрием Донским. И Киприана просто выслали из Москвы насильственно. И на этот момент какой-то официальной церковной власти в Москве не было. Так что обращаться за благословением Дмитрий мог только к кому-то еще. А в это время наибольшим авторитетом, совершенно непререкаемым, обладал Сергий.
И вот Сергий, который на самом деле поддерживал митрополита Киприана в конфликте с Дмитрием Донским, он поднялся над этим конфликтом. Он понял, что сейчас надо этого князя благословить, потому что он идет на правое дело. И он его благословил. Сергий — человек, который не чуждался политики, решал какие-то политические конфликты, — он понял, что вот здесь надо Дмитрия поддерживать.
— А сам преподобный Сергий не занимал никаких официальных должностей?
— Он был игуменом монастыря. Предыдущий митрополит Алексей перед смертью хотел именно его сделать своим преемником. Но Сергий отказался быть митрополитом. После чего из Константинополя и прислали митрополита Киприана. А Дмитрий Донской хотел такого собственного митрополита, которого мог бы контролировать. На этой почве у него с Киприаном возник конфликт. Поэтому Киприана из Москвы попросили, а когда пришлось брать благословение, оказалось, что не у кого. В этой ситуации благословение давал Сергий — в общем, на свой страх и риск.
— Не случайно же народная память приписывает значительную часть победы в Куликовской битве именно Сергию Радонежскому?
— А тут еще такая важная штука. Благословение преподобного Сергия, который был непререкаемым духовным авторитетом, означает — для всех остальных княжеств русских — что Дмитрий Донской делает правое дело. Именно поэтому это не просто какая-то там победа какого-то московского княжества над Ордой. Благодаря благословению, это победа всей Руси.
— Насколько для нас, сегодняшних, важна фигура Сергия Радонежского?
— Для нас он важен тем, что проповедовал единство. Пока Русь едина, ее никто одолеть не может. Вообще говоря, если мы посмотрим на историю Руси или России, ее одолевали только тогда, когда внутри нее были существенные распри. Понимаете, Россию может одолеть только сама Россия. Больше никто. Пока существует единство Русского мира, а этому нас и наставлял Сергий, пока оно существует, все внешние враги для нас не страшны. Пока оно существует, мы сами себе не становимся врагами тоже. И это его главный завет.
А как достигается единство? Единство достигается через самопожертвование каждого из нас. Что такое единство в бытовом плане? Когда мы преодолевая какое-то усилие и проявляем хотя бы в минимальной степени любовь друг к другу. Чем-то жертвуем. И вот эта идея как раз и выражена в Троице Андрея Рублева.
Источник: портал «Русский век»
Сергий Радонежский: Пока Русь едина, ее никто одолеть не может
Сергий Радонежский: Пока Русь едина, ее никто одолеть не может