Гость программы Сергей Вячеславович Перевезенцев с 2007 года пишет со своим соавтором и супругой Татьяной Владимировной Перевезенцевой школьные учебники по истории России. Первая линейка учебников с 6 по 11 классы была опубликована в 2009–2013 гг. и включена в Федеральный список Министерства образования России.
После того, как Министерство образования России оставило право выпуска учебников лишь за тремя издательствами, Сергей Вячеславович и Татьяна Владимировна работу по подготовке учебников все равно продолжили. В последние годы они готовят учебно-методический комплекс по истории России с 6 по 11 классы, включающий учебные пособия и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителей, в системе Русской Классической Школы, обладающей великолепным слоганом «Образовательная система будущего, проверенная прошлым».
Центр данной образовательной структуры находится в Екатеринбурге, сайт РКШ посвящен возрожденным классическим традициям образования. Именно для этой системы Сергей Вячеславович Перевезенцев со своими соавторами создает исключительные учебные пособия, по которым дети легко, с удовольствием и, главное, результативно изучают историю своей страны. Подробнее об этих учебниках см. с 16-й минуты программы.
Почему же так случилось, что история в российской школе является не просто нелюбимым, но и будто заблокированным для изучения предметом?
«Учебник по истории – это книга учебно-методического плана, а не просто увлекательный рассказ. У него должно быть две функции: обучение и воспитание. Так же, как у учебника литературы. В зависимости от целей, которые преследует автор, и пишется текст, выстраивается его структура, методический аппарат, помогающий школьнику освоить материал, – поясняет Сергей Перевезенцев. – Через знание и воспитание ребенок получает исторический, а также духовный и нравственный опыт, которым с ним делится предшествующее поколение. Причем, это опыт, накопленный столетиями и тысячелетиями. Именно поэтому литература и история – это наиболее важные предметы в школе. Их изучение помогает ребенку постепенно осваивать опыт предшествующих поколений, который позволит уже ему стать достойным членом нашего общества и в дальнейшем передавать обретенный опыт своим потомкам.
В этом смысле любые учебники по любым предметам, а уж по истории и литературе особенно, формируют мировоззрение и идеологию подрастающего поколения. Важно подчеркнуть: любой учебник в любой стране является носителем той или иной идеологии. Даже когда говорят об отсутствии идеологии или подчеркивают неидеологический, академический характер какого-то учебника – это же тоже идеология, утверждает Перевезенцев. И приводит примеры дореволюционных учебников по разным предметам, которые до 1917 года были наполнены религиозным и консервативным смыслами, а советские – коммунистическим.
«Чистой академической науки в школе не существует именно потому, что задача школы – не просто дать знания, но подготовить будущего гражданина к жизни в определенных социально-политических и экономических условиях, – говорит Сергей Вячеславович. – Как это было, допустим, в дореволюционные времена. Учебники истории в дореволюционной России редактировали государи. А писали учебники великие историки, которые были настоящими русскими патриотами: Николай Устрялов, Дмитрий Иловайский, Сергей Платонов…»
Однако в современной России ситуация с общепринятой идеологией сложилась очень сложная и противоречивая. «Мы ведь до сих пор не определились, кто мы», – единодушно восклицают гость и ведущий программы. Идейно-политическое противоречие содержится уже в Конституции РФ: п. 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ утверждают, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие»; дополнения, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г. носят явно консервативный характер. Но ст. 2 декларирует как главный совершенно определенный либеральный идеологический принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И это создает трудности в создании какой-то одной линейки учебников по истории, но предполагает наличие разных линеек.
«Идей много, – говорит Перевезенцев. – Но главный вопрос в том, чтобы какую-то идею утвердили в качестве государственной». Ведь все зависит от того, убежден профессор, какую позицию займет общество в отношении своего прошлого, будущего и настоящего.
Сегодня в образовании, культуре, науке, в интеллектуальном сообществе, во многих государственных структурах господствуют либеральные взгляды. «Государство, поскольку мы живем в демократической стране, должно отражать мнение большинства народа. Если мы говорим о том, что учебник должен отражать интересы большинства населения – он должен ее отражать. Однако на сегодняшний момент большинство учебников выполнено либо на основе либеральной концепции, а это формирует понимание истории как процесса освобождения личности, достижения максимальной свободы человека. Исходя из этого и оцениваются большинство исторических событий. Отсюда и отрицательные оценки многих русских государей, и событий отечественной истории. Или есть другие учебники – позитивистского плана, которые состоят из совокупности фактов и представляют собой гору каких-то событий, явлений, и потому не дают цельного понимания, не могут объяснить смысла существования нашей российской цивилизации».
«И 15 лет назад, когда мы начали в издательстве «Русское слово» готовить учебники по истории России, мы были единственными авторами, которые хотели показать важность традиций и роль религиозного сознания в жизни нашего общества на протяжении всего исторического периода, с древности до наших дней, – говорит Сергей Вячеславович. – И это при том, что учебно-методическое сообщество было абсолютно либеральным. Только наличие 13 статьи Конституции Российской Федерации, провозглашающей, что в России признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, «позволило нам тогда сделать целую линейку учебников, и по этим учебникам несколько лет преподавали отечественную историю в тех регионах, куда они доходили, и отзывы были совершенно замечательные», – рассказывает Сергей Перевезенцев.
Сергей Вячеславович принес с собой на передачу и показал зрителям учебное пособие по истории России для 9 класса, написанное для системы РКШ.
«Мы не боимся говорить, что исторический процесс был противоречив, – подчеркивает Перевезенцев. – Ребенок в 9 классе – это уже взрослый человек, и он должен понимать, что нет простых ответов на сложные вопросы. Это первое. И второе. Ответ на тот или иной вопрос зависит от твоего личного выбора. Ребенка надо научить понимать, что наши предки делали выбор, и он не всегда был верным, а потом делали другой выбор – и результат снова мог оказаться ошибочным, и приходил черед третьему выбору, чтобы снять это неудовлетворение. Ребенка надо научить понимать, что от его выбора зависит многое. И история – это не наука о смене общественно-экономических формаций или только процессах, но это наука изучения действий личностей, сделавших тот или иной выбор и тем самым определивших направление развития тех или иных процессов».
«Если бы не было бы Николая I – не известно, как бы повернулась история. Не было бы Пушкина – история безусловно была бы другой, – уточняет Сергей Вячеславович. – Государи тоже делали свой выбор. Вот, ругают, например, Николая I – дескать, почему крепостное право не отменил? А попробовал бы он это сделать, если его царство началось с попытки дворянского переворота, и он увидел силу дворянского сословия». А ведь Российское государство опиралось прежде всего на дворянство. И большинство дворян вообще были против отмены крепостного права. Сам же Николай I называл отмену крепостничества «своей мечтой». «Незадолго до своей кончины он так и сказал своему сыну, будущему государю Александру II: "Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет ее закончить…". Фактически он завещал своему сыну отменить крепостное право. И как нелегко потом пришлось Александру II – он же лично заставил дворян отказаться от своих деревенек и душ.
Отличительной чертой учебных пособий, подготовленных С.В. и Т.В. Перевезенцевыми для РКШ, является большое внимание, уделяемое религиозной составляющей отечественной истории. Подробные рассказы о Русской Православной Церкви, жизни и деятельности православных святых, значительная информация о других традиционных религиозных организациях России есть во всех учебных пособиях с 6 по 11 класс.
На вопрос ведущего о необходимости единого школьного учебника по истории, Сергей Вячеславович ответил, что общество еще не готово к нему, именно потому, что нет никакой общественной договоренности о единой государственной идеологии. Своим результатам по подготовке учебных пособий он рад, но считает, что нужно стремиться к лучшему.
Записала Ирина Предтеченская,
секретариат ВРНС