«Собор Киево-Печерских святых, наверно, самый древний в русских православных традициях, потому что Антоний Печерский, по сути, стал одним из первых русских святых, а уж из монашествующих – совершенно первый. Собор Киево-Печерских святых большой, канонизировано более ста человек, покоящихся в дальних и ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, ныне известных всем, даже тем, кто не ходит в церковь, – начал свой рассказ Сергей Вячеславович Перевезенцев. – Имена эти известны, потому что это часть нашей общей русской, украинской, белорусской культуры. Это Антоний Печерский, Феодосий Печерский – основатели российского православного монашества, это Илий Муромский – прообраз богатыря Ильи Муромца, это Моисей Угрин – один из самых интересных, специфических, своеобразных насельников Киево-Печерского монастыря, это святитель Пётр Могила, который в XVII веке поднял значение Православной Церкви в тогдашней Малороссии еще в составе Речи Посполитой, это митрополит Владимир Киевский, убиенный в годы гражданской войны, канонизированный как священномученик уже в XXI веке».
«Но интересно другое – в этом Соборе Киево-Печерских святых есть очень много людей, о которых знают мало. Это простые насельники монастыря. И названия их даже после канонизации очень простые: Пимен Постник, Иоанн Постник. Кто-то из них – Трудолюбивый, кто-то из них – Многогрешный. Вот на эту часть Собора Киево-Печерских святых я бы и обратил особое внимание. Почему? Канонизированные святые, которые не совершили каких-то особенных подвигов во имя чего-то, во имя Отечества. Эти люди служили Господу. Они служили Господу своей жизнью. И здесь перед нами встает очень важный феномен. Важный для нас сегодняшних. Большинство, да, наверно, все киево-печерские святые были смиренны. Смирение – одно из самых важных качеств святых, канонизированных в этом Соборе. Но они были смиренны перед Господом, смиренны перед Богом в усмирении собственных страстей. При преподобном Антонии Печерском была даже практика усмирения страстей человеческих – это XI-XII века, и Киево-Печерский монастырь славился этой практикой», – продолжил историк.
Киево-Печерская Лавра / globallookpress.com © Danil Shamkin
«И что для нас в этом важно для нас, сегодняшних? Мы чаще всего смирение понимаем как покорность. Покорность перед обстоятельствами, покорность перед властями, покорность перед другими людьми. Смирение перед Богом – это совершенно другое. Смирение перед Господом, смирение своих страстей означает свободу. Смиренная свобода – вот что значит важнейшее качества всех святых, канонизированных киево-печерских святых. И никто из них не был покорен обстоятельствам. Давайте вспомним, что тот же основатель монастыря не покорился киевскому князю, когда постриг в монахи двух будущих насельников – один был сыном боярина, другой – слугой киевского князя. Там доходило до того, что слуги киевского князя, приходили в монастырь и избивали монахов, требуя вернуть боярского сына. Но Антоний Печерский и Феодосий Печерский с этим не соглашались. Феодосий Печерский не покорился тому, что один из сыновей умершего уже к тому времени Ярослава Мудрого – Святослав – выгнал из Киева младшего брата Изяслава, сел за киевский престол, а Феодосий его не принял. Он даже в монастырь его не пустил, потому что сказал ему: "Ты не по праву занял престол". Феодосий не покорился. Он был смирен перед Господом, но свободен в отношении с теми, кто нарушает Господню волю», – отмечает Сергей Вячеславович.
«Свободное смирение или смирение свободы – это то, что объединяет всех нас.
Всех, кто живет сейчас с великой восточно-славянской православной цивилизации, образно именуемой Русским миром.
Смиренная свобода – это и есть, наверно, одно из важнейших качеств нашего общего Русского мира», – подвёл Сергей Вячеславович итог.
Посмотреть выпуск можно на Rutube-канале т/к СПАС.