"Смутное время, – говорит Сергей Вячеславович, – это первый опыт обретения нашим народом свободы во всех смыслах: свободы совести, свободы нравов, политической свободы. В результате наш народ в начале XVII века оказался в ситуации, когда все дозволено. К примеру, какое место в тогдашней России могло быть выше и недоступней царского, ибо ведь царь -– личность-сакральник, помазанник Божий, предводитель богоизбранного народа, нового Израиля, как тогда именовали Россию сами русские жители. Теперь же оказалось, что царем может себя объявить всякий желающий, нужно просто решиться на поступок – объявить свободу. И всё российское общество стало абсолютно свободным в своем политическом выборе. Прямо как в детской считалочке: кого хочешь выбирай. И заметались: то к одному, то к другому, то к третьему. Вот уже вся Новгородская земля под шведами, а Смоленская – под поляками. Вот и в Кремле уже сидят всякой польско-литовской-европейской наемной каждой твари по паре. А мы все выбираем в то время как по всей Руси неистовствует казачья да литовская вольница. И чем дальше выбирали – тем становилось хуже, хуже, хуже".
"Почему так произошло? Почему свобода на Руси вызвала столь тяжкие последствия? Наши предки, оказавшиеся один на один с подобными вопросами, нашли свои ответы. И один был очевиден: главная беда состояла как раз во вседозволенности, в неограниченности свободы. В результате свобода совести обернулась бессовестностью, свобода нравственности обернулась безнравственностью, а политическая свобода породила горе, неволю и погибель, –рассказывает профессор. – И столь желанная безграничная свобода оказалась свободой греха. Степень падения нравственности в те годы была столь велика, что никто не верил никому. И в первую очередь не верили своим, русским: боярам, дворянам, казакам, друг другу. Оставалась одна надежда на чудо, на прямое вмешательство божественной силы в человеческую историю. Иначе говоря, люди в то время настолько измучились от безвластия, обмана и предательства, что стремились вверить свои судьбы в руки Господа, вернуть хотя бы ненадолго времена Боговластия, о котором они знали из Священного Писания. Наверное поэтому Смута отмечена еще и большим количеством чудесных видений и знамений. Они не только внушали надежду, но и побуждали людей к покаянию и подвигу самоустроения. Очистившись от грехов и восстановив нравственное основание жизни русский народ должен был встать на путь спасения и устроения своей земли. Так на первый план вышел вопрос нравственного авторитета политических лидеров, и вдруг выяснилось, что авторитет сохранился только у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. А величайший подвиг самоотречения, свершенный Святейшим Патриархом Гермогеном, только укрепил этот авторитет. Именно Святейший Патриарх Гермоген был признан духовным лидером сопротивления врагу. Но не только внешнему, но и внутреннему: шведам, полякам, литовцам, разбойным казакам и прочему сброду и всем тем сатанинским искушениям, порожденным безграничной свободой. Святейший патриарх призвал побороть врага в себе и собственным примером доказал, что это возможно. Его примеру последовала и вся Русская Православная Церковь. В пору смуты именно Церковь стала духовным, идейным и организационным центром собирания народа на подвиг покаяния и самоустранения".
"Но самое главное оказалось, что есть кого организовывать – искренних, честных, нравственных людей в России оказалось намного больше тех, кто мог только продавать и предавать. Об этих защитниках знали, о них передавали рассказы и грамотки с записанными на бумагу их подвигами: о героической обороне Смоленска, о защитниках Троице-Сергиева монастыря, державшего оборону против литовских, польских и казачьих полков Лжедмитрия II c cентября 1608-го аж по январь 1610 года, о победителе Л;едмитрия II воеводе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, трагическая и ранняя смерть которого была воспринята как всенародное горе. Такими истинными защитниками веры и Отечества стали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и торговый человек Кузьма Минин. Последние люди, как их называли тогда, ибо и в самом деле, никого уже не осталось тогда на Руси из тех, за кем бы пошёл русский народ – честных, искренних, бессеребряных. А за ними, кого благословили Святейший Патриарх Гермоген и преподобный Иринарх Ростовский, и кто не искал никакой личной выгоды, а наоборот отдал свое имущество на общее земское дело, – за ними пошли. Пошли и победили. Собственно, это наверно самый большой исторический урок, дарованный уже нам из того давнего Смутного времени, когда принесший искреннее честное покаяние, укрепившийся духовно, очистившийся нравственно русский народ под водительством Церкви сам поднялся на подвиг самоустроения".
"Русские люди 400 лет назад нашли выход из Русской смуты и смогли спасти Россию. Сможем ли мы? Должны".
/C.В. Перевезенцев/
Другие видеоколонки "Позиция" с Сергеем Перевезенцевым:
Сергей Перевезенцев: Русский мир – многоцветье народов, сплоченных русским народом в общей исторической судьбе