РУССКАЯ МЕЧТА
«У нас нет совсем мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность. У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть. У француза — "шер франс", у англичан — "старая Англия". У немцев — "наш старый Фриц". Только у прошедшего русскую гимназию и университет — "проклятая Россия". Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии "ниспровержения государственного строя"...» Эти слова не мои. Они были сказаны в 1913 году, то есть ровно 110 лет назад очень тонким и проницательным русским мыслителем Василием Васильевичем Розановым. А не правда ли — такое впечатление будто Розанов говорит о нас с вами, о русских людях начала XXI века? Вот уже больше тридцати лет идет в нашем современном российском обществе разговор о поиске национальной идеи, а воз и ныне там. Вот интересно: а где это там? Впрочем, шутки в сторону. Василий Васильевич Розанов сказал о главном: у всякого народа, творящего историю, есть национальная идея, или, говоря иными словами, МЕЧТА. А была ли такая мечта у нас, у русских? Да, была.
Мы мало знаем о той давней языческой мифологии древних славян. Но даже эти наши отрывочные знания позволяют говорить о том, что глубинным смыслом, т.е. целью всей славянской мифологии было установление гармонии в отношениях людей с природой и в отношениях между различными народами. Славянская мифология, отражавшая глубинные духовные, нравственные и социальные качества самих славян, должна была обеспечить мирное сосуществование различных этносов в рамках одного социума, в пределах одной социальной организации — славянской территориальной общины. Освящение мира, УСТРОЕНИЕ ЛАДА ЖИЗНИ — вот цель, вот смысл славянского язычества.
Кстати, знаменательно, что замечательный русский писатель Василий Иванович Белов совсем недавно, несколько десятилетий назад, свою великую книгу о мировоззренческих основах русского бытия так и назвал: «Лад. Очерки народной эстетики». Но этот славянский ЛАД, он был на земле, в быту, в реалиях повседневности. Языческому славянскому ЛАДУ ЖИЗНИ не хватало… НЕБА, ГОРНИХ ВЫСОТ, ВЕЧНОСТИ… Эту ВЕЧНОСТЬ, эти ВЫСОТЫ, это НЕБО подарило нашим с вами предкам, жившим в той тысячелетней от нас давности, вера во Христа Спасителя.
И не случайно, киевский князь Владимир Святославич, крестивший наших предков, сразу же назвал их «НОВЫМИ ЛЮДЬМИ». А через какое-то время, не сразу, но пройдя сквозь тяжкие искушения и испытания эти НОВЫЕ ЛЮДИ, объединив ЛАД ЖИЗНИ и НЕБО, смогли открыть для себя и для нас с вами новую мечту, новую идею — СВЯТУЮ РУСЬ. Что такое СВЯТАЯ РУСЬ в русском понимании?
СВЯТАЯ РУСЬ: — это вместилище вселенской святости, собор вселенских и русских святых, прославивших Русскую землю перед Господом; — это небесный Покров России; — это идеал, уподобление Русской земли Царству Небесному; — но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых и в стремлении православных людей к устроению Русского царства как земного воплощения Царства Небесного; — и, наконец, это важнейший фактор исторического развития России: вера в СВЯТУЮ РУСЬ стала необходимым элементом русского национального сознания. Именно на основах СВЯТОЙ РУСИ и проходило созидание той цивилизации, которую мы называем Русским миром. История Русского мира была сложной и противоречивой, наполненной победами, но и бедами.
Однако неизменно на протяжении своей истории Русский мир оказывался сильнее внешних и внутренних невзгод, в первую очередь, потому что видел путь к преодолению своей неустроенности. Путь этот состоял в восстановлении СВЯТОЙ РУСИ, богозаповеданного единства по образу Святой Троицы. Эту идею впервые высказал преподобный Сергий Радонежский еще в XIV столетии: «Да воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего». И народы Русского мира, обретая духовное единство, вновь продолжали искреннее и честное исполнение своего исторического предназначения: созидание Русского мира как единого для многих народов Отечества, как земного воплощения СВЯТОЙ РУСИ.
А сто с лишним лет назад мы СВЯТУЮ РУСЬ потеряли… Точнее, нам показалось, что в устроении нового, прогрессивного ЛАДА ЖИЗНИ, чей образ был теперь просто списан из иноземных книжек, СВЯТАЯ РУСЬ нам будет мешать. Вот и захотели ее выбросить. И выбросили.
Великие русские мыслители, начиная с Алексея Степановича Хомякова, Федора Михайловича Достоевского, или уже упомянутого Василия Васильевича Розанова попытались образумить соотечественников в их стремлении избавиться от… чего? От ВЕЧНОСТИ? Трудами этих и многих иных отечественных мыслителей возникла РУССКАЯ ИДЕЯ, в которой была предпринята попытка совместить христианские истины с рациональной наукой. РУССКАЯ ИДЕЯ, как очень своеобразный и очень русский синтез веры и разума, как попытка найти выход из духовного кризиса тогдашнего российского общества, принесла свои положительные плоды, особенно в области философии.
Но революция в начале XX века не дала завершить эти поиски. РУССКАЯ ИДЕЯ была отброшена на многие десятилетия. А в итоге… Величайшая трагедия Русского мира XX столетия состояла в том, что образ СВЯТОЙ РУСИ исчез из сознания, из душ многих и многих русских людей. Утеряв идеал, утеряв Небесный образ, Русский мир оказался ввергнут в небывалые страдания.
А что сейчас? Очень соблазнительно обрушиться на современное состояние дел с национальной идеей самыми грозными словами. Еще более соблазнительно выдвинуться в «пророки в своем Отечестве» и предложить некую формулу национальной идеи-мечты, или точную формулировку, или даже девиз… Но мы с вами пока еще настолько разношерстные, что не можем сегодня спокойно договориться даже о том или ином названии улиц, городов, о тех или иных исторических героях, кому из них и где ставить памятники. Вот и я не буду ничего формулировать. Только я знаю точно: не устроить нам ЛАДА ЖИЗНИ на земле без НЕБА, без ГОРНИХ ВЫСОТ, без ВЕЧНОСТИ, без СВЯТОЙ РУСИ.
Сергей Перевезенцев