Беседа строилась вокруг актуальной повестки: на днях Министерство просвещения России сообщило, что тема СВО будет включена в школьные учебники, полноценно они войдут в программу 2024-2025 учебного года, однако апробация состоится уже в ближайшее время, что стало предметом горячего общественного обсуждения.
Сергей Вячеславович Перевезенцев уверен, что школьникам непременно нужно давать точку зрения на ту историческую реальность, в которой они существуют, с теми оценками, которые присутствуют в государственной политике, поскольку школа – это государственное учреждение, и прежде всего она направлена на формирование патриотов России, которые любят свое Отечество и его историю.
«В каждой стране история преподается так, как ее видит государственная власть – так было, есть и будет всегда», – сказал Перевезенцев. И привел ряд примеров. Так, Швеция после своих военных поражений и избрания нейтрального статуса избегает в преподавании истории военной тематики.
Задача учителя истории и учебника по истории, по мнению профессора, – научить детей думать, дать ценностный, духовный, нравственный фундамент, понимание интересов родной земли и своего народа. С этим возникает осмысление истории, в том числе критическое, что вовсе не значит осуждение, как это было, к примеру, в 1920-х годах, когда устраивались общественные суды над историческими и даже литературными персонажами. Историю не надо осуждать, у нее нужно учиться, говорит Перевезенцев.
Отвечая на вопрос телезрителя о том, как преподавать историю в многонациональном государстве, С. В. Перевезенцев ответил, что нужно говорить правду. Правду о том, что основные тяготы в выстраивании Российского государства нёс русский народ. И привел классический пример. В начале XVIII века численность населения России насчитывала 10-11 млн человек, а в конце XVIII века – около 40 млн. При этом население возросло во всех регионах, кроме центральных русских областей, где оно уменьшилось, потому что освоение новых земель шло именно за счет русских, и основная тяжесть рекрутчины ложилась тоже на русских, хотя, конечно, в рекруты призывались и представители других народов. Об этом нужно говорить, и этого не нужно стесняться, сказал Сергей Вячеславович.
«Кстати говоря, это одна из бед нашей исторической науки, и это касается и многих школьных учебников – они европоцентричны, и во многом исходят из того, что Россия является географической периферией Европы. С этим подходом пора прощаться», – отметил он.
«Школьный учебник истории, написанный с любовью и пониманием того, что и как нужно детям говорить – это один из важнейших инструментов воспитания гражданина, который любит свою страну и говорит правду о своей стране», – сказал в завершении программы Сергей Перевезенцев.