"В частности, два брата Разумовские Алексей и Кирилл по-разному относились к российскому государству. Если Алексей Григорьевич был имперским человеком, то Кирилл Григорьевич был малороссийским. Неоднозначную роль сыграли малороссы и в церковной реформе XVII века. То есть мы должны понимать, что ничто в истории не бывает однозначным", – уточнил Перевезенцев в начале программы.
Говоря о выходцах из Малороссии, подчеркивает Сергей Вячеславович Перевезенцев, нужно ставить четкие хронологические рамки. Тот же Феофан Прокопович, родившийся в конце XVII столетья, и например Иван Фёдорович Паскевич (1782 – 1856) – выросли в разных условиях. Паскевич появился на свет уже в Российской империи и, значит, был русским человеком, сыном полтавского помещика. А Феофан Прокопович получил униатское образование, а потом и католическое, при этом ему не понравилось ни то, ни другое, и он стал менять протестантские учебные заведения, почерпнув наибольший объем знаний именно там, отмечает Перевезенцев.
Люди, рожденные во второй половине XVII века, определили церковную реформу и дух Российской империи XVIII века, потому что основные выходцы и лидеры Церкви были именно из Малороссии, учились в Киево-Могилянской академии, далее получали образование в Европе, а по тем правилам, чтобы получить образование в Европе, нужно было сменить веру. То есть возвращаясь на Родину, они возвращались в православие. Но в итоге всё равно получалось, что Степан Яворский, который был первенствующим лицом после отмены патриаршества, а затем первым лицом в Синоде, – был католического склада человеком и настаивал на развитии Церкви в католическом направлении. А Феофан Прокопович, хоть тоже и был православным, но смотрел на взаимоотношения государства и Церкви с протестантских позиций. Его даже стали подозревать в еретичестве сразу после того, как он вернулся из Европы и преподавал в Киево-Могилянской академии. Иначе говоря, единой мерой деятельность людей, вышедших из Малороссии, родившихся в разные временные периоды, оценивать невозможно, убежден С.В. Перевезенцев.
Профессор также отмечает, что Петру I для усиления государственной власти и уменьшения роли Церкви в государственном строительстве, то есть для перелома, нужны были люди, не родившиеся в России, а с ее окраин, которые не представляли бы Россию как великую страну. Как Семен Полоцкий, который был при царе Алексее Михайловиче. То есть это были люди, служащие государю, которому они были обязаны абсолютно всем. И даже смогли сломать патриаршество.
Прокопович был апологетом абсолютной царской власти. В XVI веке самодержавие имело иной смысл. Оно было символом независимости страны. "Самодержавный государь – это государь независимый. Это свидетельство суверенитета государства. Если государь является независимым, то и государство является независимым. Феофан Прокопович в своих знаменитых проповедях меняет смысл, говоря, что самодержавие – это абсолютная власть государя, он может делать всё, что хочет, потому что он обличен господом и общественным договором. Прокопович соединил две традиции, которые до того существовали отдельно. Одна традиция заключается в том, что власть существует благодаря договору людей, а другая – то что эта власть божественна. Прокопович сделал это первым", – подчеркивает Сергей Перевезенцев.
В итоге дошло даже до того, что государь получил право назначать себе наследника. Такого не было на Руси никогда. Всегда был принцип наследования, и он так или иначе соблюдался. А тут, поскольку у Петра Алексеевича не оказалось ни одного сына-наследника (внуку передавать царь не хотел), то был принят новый закон, согласно которому Петр I сам мог бы выбрать себе наследника, но сделать это он официально так и не успел. Заслуга Прокоповича же в том, что он сделал этому большое теоретическое обоснование. Это произошло потому, что он не был великороссом. Однако, здесь не менее важно учесть, что для Прокоповича государь и был государством, говорит Перевезенцев.
Между тем империю создавал сам Петр Алексеевич, Феофан Прокопович лишь служил ему и выполнял замысел царя, отмечают в передаче участники дискуссии. Петру I некогда было писать речи, он бросал мысли, а Феофан превращал их в тексты, которые далее Пётр I правил лично.
Вторая часть программы (41.50) посвящена периоду после смерти Петра. В частности, разговор шёл о Кирилле и Алексее Разумовских.
Источник
С.В. Перевезенцев – постоянный участник проекта «Следы Империи с Аркадием Мамонтовым».
О предыдущих выпусках здесь:
Сергей Перевезенцев в проекте «Следы Империи с Аркадием Мамонтовым» на телеканале "Спас"
Сергей Перевезенцев: Малороссы сыграли в истории Российской империи существенную, но противоречивую роль
«Малороссы сыграли в строительстве империи существенную, но противоречивую роль, поскольку политические и военные деятели из Малороссии были разными», – считает член Бюро Президиума ВРНС, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова С.В. Перевезенцев. Об этом он заявил в проекте телеканала СПАС «Следы Империи с Аркадием Мамонтовым». Очередную программу журналист так и назвал – "Малороссы".