8 сентября исполняется 44 года давнему партнеру и соработнику Экспертного центра ВРНС, директору Центра гуманистической экологии и культуры Сергею Лаковскому. Мы поздравляем Сергея Геннадьевича с днем рождения и желаем ему с успехом воплотить свои самые смелые замыслы в сфере антропологии, экологии, социального моделирования! На нашем сайте мы публикуем выступление С.Г.Лаковского на II семинаре-совещании молодых лидеров БРИКС в Ульяновске, где состоялась презентация проекта «Антропологическая хартия».
Уважаемые коллеги, хотел бы изложить свои мысли о проекте «Антропологическая хартия».
Перед тем, как приступить к рассказу о нем, давайте зададимся вопросом: что дороже всего для каждого из нас, для каждого человека?
Полагаю, что дороже для каждого из нас сохранить свою идентичность. Остаться самим собой. Не превратиться в кого-то иного, пусть даже более богатого и успешного, чем мы. Или же, страшно сказать — во что-то иное.
Прогнозы футурологов на 21 век противоречивы и хаотичны. Одни сулят человеку благоденствие и многократное продление жизни, вплоть до достижения физического бессмертия.
Другие предупреждают о наступлении техногенной и климатической катастрофы, вызванной глобальным потеплением и изменениями климата.
Третьи отводят человеку роль младшего партнера в мире доминирующего искусственного интеллекта. При том, что выживание в таком мире выглядит вероятным и возможным, но не гарантированным.
Четвертые предрекают выделение из среды людей нового вида, отличного от ныненшнего хомо сапиенс. Который радикально изменит свой молекулярный состав и даже внешнюю форму.
Давайте скажем откровенно: мы не знаем, как будет выглядеть будущее с технологической точки зрения. ХХ век показал нам, что отрасли, показывающие пример стремительного развития, затем останавливаются и стоят на месте. А развиваться начинают совсем другие направления. В 1989 году журнал «Ньюсуик» обещал, что к 2020 году наши звездные корабли будут бороздить галактики. Однако этого не произошло.
В этом смысле все технологические прогнозы — вещь относительная. Технологическая среда неизбежно будет изменяться.
Однако есть константы, которые должны остаться неизменными.
Это — наш внутренний мир. Солидарность. Ответственность. Наша способность к творчестве. Наше стремление к истине.
Религиозные люди говорят, что человек есть образ и подобие Божие. Светские гуманисты называли человека целью развития Вселенной. Ученые даже вывели «Антропный принцип», согласно которому весь наш Универсум является как бы домом, средой, в которой должен проявить себя человек.
Однако сегодня достоинство человека часто ставится под сомнение. Некоторые говорят, что человек — это лишь «конструкт», который можно перепрограммировать, как машину. И это происходит на фоне реальных рисков, связанных с появлением искусственного интеллекта и редактированием генома.
70 лет тому назад Генеральной Ассамблей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Возможно, сейчас наступает время другого манифеста. Который можно было назвать Всеобщей декларацией достоинства человека.
Давайте попробуем ответить на несколько вопросов, которые ставит перед нами 21 век.
Что такое человек? Как сохранить его идентичность? В чем заключаются базовые гуманистические ценности?
Как отнестись к богатейшему наследию, оставленному общественной дипломатией в 20 веке? Что сделать для того, чтобы жить в гармоничном, справедливом мире?
Давайте начнем отвечать на эти вопросы. Начнем с самого начала. С идеалов и ценностей. Им посвящен первый пункт манифеста.
Вы знаете, что в последнее время много говорится о базовых потребностях человека.
Так вот, мы предлагаем считать базовыми потребностями человека не только потребность в пище и проявления пола, но и потребность в сохранении идентичности.
Потребность в самосовершенствовании. Потребность в духовном развитии. Это очень важно, ведь именно это делает человека — человеком.
Второй пункт Антропологической хартии посвящен вопросу свободы человека. Вы знаете, как часто сегодня используются слова «личные данные» или «персональные данные».
Появление социальных сетей и поисков системы сильно облегчило нашу жизнь.
С другой стороны, вопрос о границах нашей частной жизни для часто оказываются весьма размытыми для тех структур, которые ими владеют.
Замечу, что речь идет не о суверенных государствах, которые собирают данные ради нашего блага. Которые защищают нас от террористов, мошенников.
Речь идет о транснациональных корпорациях, которым никто не делегировал такие полномочия. Мы с тревогой констатируем, что их вмешательство в нашу жизнь несет угрозу нашей свободе.
Отметим, что в данном пункте мы ссылаемся на 2 Хартии о сохранении цифрового наследия, принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО
Третий пункт документа - «Единство и мир». Давно говорилось, что страны БРИКС представляют собой крупнейшие локальные цивилизации нашей планеты.
Такие цивилизации, как Китай и Индия, насчитывающие много тысяч лет. Молодые цивилизации Латинской Америки и Африки. И, наконец, Россию, уникальную страну-цивилизацию, имеющую тысячелетнюю историю.
Так вот, мы убеждены в том, что наши цивилизации, наши страны — это не что-то внешнее, нависающее извне над человеком.
Мы считаем, что наш патриотизм, наша гордость за свою страну — это тоже часть нашего внутреннего мира. Часть нашей идентичности.
А вот попытка привести человечество к общему шаблону является опасной утопией. Это преграда на пути к подлинному единству человека. К единству в многообразии.
Четвертый пункт Антропологической хартии посвящен ценности труда и творчества.
Вы знаете, что сегодня много говорят о том, что в связи с появлением роботом, искусственного интеллекта миллиарды людей перестанут быть нужными для своих национальных экономик.
Такие оценки, такой подход вызывает тревогу.
Мы считаем, что нужно обязательно сохранить право человека на труд. При любых возможных достижениях роботизации
Один из важнейших в нашем документе — это пятый пункт Антропологической хартии. От посвящен сохранению идентичности человека как биологического вида.
В Декларации ООН о клонировании человека ясно говорится, что методы генной инженерии, которые могут противоречить человеческому достоинству, должны быть запрещены.
Мы считаем, что задача подобных технологий — это защита, а не разрушение человеческой природы.
Шестой пункт документа посвящен сохранению культурного и природного наследия.
Вы знаете, как много усилий сегодня предпринимается для спасения вымирающих биологических видов.
Однако, по нашему мнению, с таким же усердием мы должны заботиться и сохранении вымирающих, исчезающих, малочисленных народов. О сохранении всех языков, на которых говорят жители нашей планеты.
Мы считаем, что несправедливо одновременно боготворить биологическое разнообразие и при этом проявлять агрессию по отношению к тем или иным культурным, языковым группам и религиозным общинам.
Важнейший пункт документа — седьмой, посвященный семье и нравственности.
Мы напоминаем, что созидание семьи — это особый вид духовного и социального творчества.
Это не просто обязанность, которая обусловлена социально или биологически. Семья, рождение детей, воспитание — это уникальная возможность самореализации для каждого человека.
И конечно же, наша задача заключается в том, чтобы защитить молодое поколение от разрушения морали. Чтобы отстоять образ чистоты чистоты отношений между мужчиной и женщиной.
Восьмой пункт Хартии посвящен таким ценностям, как солидарность и справедливость.
Конечно же, нас не устраивает, что мировое неравенство увеличивается, узкий слой сверхбогатых увеличивает свои активы, в то время как остальные беднеют. Мы видим, что глобализация превратилась в гонку за все более и более дешевую рабочую силу.
Мы видим, как в мировой экономике используется нечестная конкуренция, одним из примеров которой являются санкции, введеннные против нашей страны. Поэтому в Антропологической хартии указано, что каждая страна имеет право на выбор суверенной модели экономического развития.
Девятый пункт Антропологической хартии посвящен информационному пространству. Вы знаете, какое распространение приобрели сегодня информационные войны. Как практически каждый день в информационную сферу выходят так называемые фейковые новости.
В мире есть силы, которые стремятся к контролю над информационным пространством. Которые пытаются навязать все свою точку зрения, а потом на ее основании вводить санкции или выносить судебные решения.
Мы призываем остановить информационные манипуляции и вернуть людям право на правду. Мы возмущены этим и считаем, что информационное пространство не должно погрязнуть в болоте лжи и недоверия.
Последний, десятый пункт Антропологической хартии посвящен способности человека к самоограничению.
Как мы все видим сегодня, все больше людей переселяется сегодня в виртуальный мир. Где снимаются все этические барьеры. Где нет никаких ограничений. Многие хотят любой ценой стать лидерами в виртуальном мире. Получить больше репостов и «лайков». Ради этого идут во все тяжкие, разжигают ненависть и насилие. А потом эти эмоции, эти социальные энергии выплескиваются в общество. Становятся причинами социальных взрывов, мятежей, переворотов. Поэтому мы призываем человечество к ответственному поведению как в реальном, так и виртуальном мире.
Именно способность человека к самоограничению, к контролю над собой является тем фактором, который отличает его от животного.
Я позволил себе столь подробно коснуться всех пунктов Антропологической хартии потому, что считаю ее очень актуальным документом. Она отталкивается от философских проблем, но затрагивает вопросы, от решения которых зависит мир на нашей планете.
В заключение хотел бы сказать следующее. Идеи, изложенные в Хартии, в сокращенном виде отображены в Послании, которое мы призываем оставить для будущих поколений. Напомню содержание этого послания.
Следуйте идеалам и ценностям
Уважайте свободу и достоинство каждого человека.
Сохраняйте мир между народами, единство цивилизаций и культур
Открывайте для себя ценность труда и творчества
Берегите природу и культурное наследие
Создавайте семьи и будьте нравственным образцом для своих детей
Укрепляйте солидарность между народами
Познавайте мир и стремитесь к истине
Умейте ограничивать свои запросы ради общего блага
Храните свою идентичность, помните о высоком достоинстве человека