Своим видением мировой экономики и России в ней поделился советник президента РФ академик Сергей Глазьев в ходе Московского экономического форума «Будущее России: новая индустриализация или сырьевая модель?»
«Мы живем в оффшорной экономике, где приоритетными отраслями являются сырьевые, которые гонят сырье (за границу) в обмен на валютную выручку, и она наполовину растворяется там же — за рубежом, — считает Глазьев. — Наполовину она возвращается в страну, но поскольку внутренних источников кредита не создано, то параллельно с наращиванием экспорта капитала идет импорт займов. В итоге мы отдаем дешевые деньги, которые уходят в оффшоры без уплаты налогов и без процентов, а занимаем деньги дорогие».
«На таком неэквивалентном обмене Россия теряет 35-40 млрд. долларов только на уплате процентов. Выйти из этой ситуации должна помочь деоффшоризация российской экономики. В этом «порочном круге» много заинтересованных субъектов. Это оффшорная олигархия, которая прекрасно себя чувствует в этом кругообороте оффшорного капитала — это примерно 0,5 трлн долларов. Практически большая часть нашего производства замкнута на оффшорах».
«Если анализировать тенденции последних лет, то приходится констатировать, что в отличие от других стран «двадцатки» мы не совершили рывок развития, хотя были потрачены триллионы рублей на антикризисные меры. Львиная доля этих средств просто ушла на поддержку банков и не дошла до реального сектора. Банками эти деньги были употреблены на спекуляции против собственной валюты с выгодой. В других же странах более 80% антикризисного фонда было потрачено на развитие инноваций, и в первую очередь, на повышение энергоэффективности».
«За фасадом глобального кризиса происходит быстрое становление нового технологического уклада. Комплекс производств, составляющих ядро этого уклада (нано-, био-, информационно-коммуникационные и др.) растет с темпом 35% в год. И нет никаких сомнений, что через несколько лет этот уклад сформируется как ядро современной экономики. Мир начнет выходить из кризиса за счет роста группы этих новых производств. У нас пока еще есть возможность вскочить на подножку этого поезда».
«Переход к новому укладу означает и падение спроса на сырье, и снижение цен на сырье. Долго оставаться в сырьевой трясине, где мы еще можем закрывать дыры за счет притока нефтедолларов, не получится».
«Спор при выборе направления экономической политики России сегодня идет не между сторонниками либеральной модели и сторонниками государственного регулирования. На самом деле это спор между здравомыслящими людьми и квази-религиозными фанатиками, которые свято верят в механизмы свободной конкуренции, якобы существующими на рынке, в то, что рынок способен сам приходить в равновесие, а задача государства этому равновесию не мешать, не замечая ни научно-технического прогресса, ни монополизации, ни гигантской роли посредников, которые вздувают цены. Страна нуждается в демистификации и демифологизации рынка».
По сообщению СМИ
Сергей Глазьев: Страна нуждается в демистификации и демифологизации рынка
Сергей Глазьев: Страна нуждается в демистификации и демифологизации рынка