18 июня прошла традиционная ежегодная церемония вручения премии «Серебряная калоша», которая присуждается радиостанцией «Серебряный дождь» за, как говорится в аннотации, «самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе». Подобно многим, если не большинству, явлений в отечественном шоу-бизнесе и родственных ему направлениях, премия является копией американского изобретения — премии «Золотая малина», концепцию которой российский бомонд как уж смог приспособил для своих способностей и возможностей.
Американский прототип «калоши» представляет собой достаточно мирное мероприятие, на которое не гнушаются лично приходить режиссёры, чьё творение вызвало наиболее неоднозначную реакцию. В полном соответствии с позиционированием, организаторы премии высмеивают исключительно собратьев по цеху, соблюдая рамки приличий и понимание того, что есть вещи, которые вряд ли стоит включать в «номинирование». Политика в «Малине» всплыла лишь однажды, и, опять-таки, в достаточно изящной форме — Джордж Буш, Кондолиза Райс и Доналд Рамсфилд в 2004 году стали «худшими актёрами» за счёт своего формального присутствия в документальном фильме «Фаренгейт 9/11».
Такая разборчивость, очевидно, показалась слишком уж пресной для отечественных арендаторов американской идеи. Справедливости ради — первые три года, с момента основания премии в 1996 году, «Серебряная калоша» концентрировалась исключительно на представителях шоу-бизнеса. Однако, на рубеже нового десятилетия, в формате премии начали ощущаться те самые изменения, которые в последующие годы приняли характер массовой тенденции. А именно — представители так называемого креативного класса, под которым обычно понимается достаточно узкая прослойка отдельных деятелей поп-культуры, по каким-то внутренним причинам устремились в те области, которые по своей сложности и важности несколько превосходят привычные сферы песенного искусства и проведения реалити-шоу.
С каждым новым награждением, шоу-бизнеса в награждении «калошей» становилось меньше, а вот весьма странных, если не сказать более резко, объектов для иронизирования прибавлялось. Организаторы премии полагали достойными осмеяния тех, кто проводил «навязчивое», по их мнению, патриотическое воспитание, — Мосгордуму, сотрудников ФСБ, которые, судя по номинации, по определению не могут обладать положительными качествами, руководителей министерств и ведомств Российской Федерации и президента Белоруссии.
Примечательно, что сколько-нибудь пристойным обоснованием своих «номинаций», по факту представляющих уже откровенное издевательство, организаторы премии не утруждались. Равно как и моральной ответственностью. Так, в 2006 году российские спецслужбы были «награждены «за альтернативную Гарри Поттеру сказку «Генерал ФСБ и говорящий камень». При этом в прошлом году было официально признано даже британскими хозяевами набитого аппаратурой приёма-передачи «камня» — сказочного в этой истории не было ничего, а имелась лишь грамотная работа российских органов безопасности.
Рассматривая итоги проведения «калоши» этого года, нельзя отделаться от впечатления, что ведущие и идеологи данного мероприятия либо совершенно утратили чувство реальности, либо всерьёз вознамерились превратить церемонию в медийную площадку, предназначенную исключительно для реализации чистых политических целей. Процесс политизации «калоши» достиг своего апогея — из семи номинаций политическими были семь.
Учитывая оппозиционную специфику собирающейся на церемонию публики — что самое пикантное, мероприятие имеет характер закрытого, и потому принадлежащие к одному кругу посетители имеют возможность резвиться в полной безопасности от альтернативных точек зрения на свои эскапады — ничего удивительного в этом нет. Такая реакция представителей шоу-бизнеса на события, которые, несмотря на все усилия с их стороны, особенных метаморфоз не испытали вполне объяснима.
Ударившиеся в политику граждане, неспособные даже внятно изложить своё видение потребных по их мнению реформ, предсказуемо находят утешение в попытках восстановить личное реноме хотя бы в своих собственных глазах. А закрытое мероприятие, куда мыслящие иначе люди просто не попадают, для такой психотерапии путём высмеивания «обидчиков» оптимально. Так как безопасно и свободно от законного возмущения.
Тем не менее, главной мишенью для «Серебряной калоши» стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви «рассматривался» ведущими совместно с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и руководством ГУВД города Москвы. Кто из этих людей меньше относится к тому самому шоу-бизнесу, который, вроде бы, является прерогативой премии — сказать затруднительно. Тем не менее, основной удар пришёлся именно на Патриарха.
Логично, что для людей, которые никакого уважения к Церкви не испытывают, текст Библии — terra incognita. Не будет лишним сообщить, что в Писании присутствует фраза, согласно которой ищущий соринку в глазу соседа не замечает бревна в собственном. Личные (!) обвинения Святейшего в формировании фотоколлажей, избирательной комиссии — в неправильных, по мнению собравшегося бомонда, результатах выборов и ГУВД Москвы в том, что реальное число бродящих по площадям Москвы без видимой осмысленности оппозиционных граждан не соответствует чаяниям самих гуляющих вполне могут быть переадресованы самим собравшимся.
В наделавшей шуму номинации «Чуровщина года, или Руки по локоть в чудесах» куда более уместно смотрелись бы сами ведущие церемонии, в домашнем хозяйстве у которых совершенно мистическим образом возникают заметные суммы, в несколько раз превосходящие официальные доходы. Премия «За неуправляемые мысли об управлении государством», с гордостью выданная жюри своим политическим противникам в социальных сетях, вполне достойно бы смотрелась, снова таки, на груди самих участников, ведущих и им сочувствующих. Каковые успели отметиться богатым набором высказываний о том, «как нам обустроить Россию» — от производства в кустарных условиях аппаратуры для блокирования сигналов государственных телеканалов до передачи частей российской территории сопредельным державам за денежное вознаграждение.
Абстрагировавшись от формы церемонии «Серебряная колоша» можно сказать лишь то, что данное мероприятие стабильно — и по нарастающей — выбирает объектами для насмешек то, что представляет ценность для России как самостоятельного государства. Армия, спецслужбы, патриотическое воспитание, а теперь вот и Православие. Кому это нужно, выгодно, и кто за это несёт ответственность — вопросы, которые выглядят весьма актуальными. В отличие от самой церемонии и её ведущих, которых достаточно ёмко можно охарактеризовать названием одной из номинаций: «Люди, решившие помочь другим людям, хотя те другие люди их об этом не просили».
Андрей Полевой
«Серебряной калоши» более всего достойны её организаторы
«Серебряной калоши» более всего достойны её организаторы