Отвергая мифы либералов-фундаменталистов и догмы сторонников секулярного мышления, человечество тем самым готовит в наши дни благодатную почву для принятия истинных ценностей человеческого бытия, хранительницей которых была в России и остаётся Русская Православная Церковь.
После неоправданно нашумевшей дискуссии вокруг «Pussy Riot» наиболее активные представители сторонников секулярного мировоззрения возобновили нападки на Русскую Православную Церковь. Они вновь заговорили о якобы назревшей необходимости преобразовать РПЦ в «конфедерацию приходов», переименовать её в «Российскую» православную церковь и даже упразднить («МК», 15.02.2013 г., С. Белковский «Программа реформации РПЦ вкратце и по существу»). Ссылаясь на «кризис католичества в Старой Европе», как на главную причину недавнего отречения Папы Римского от Святого Престола, автор статьи заявляет, что и Русская Православная Церковь якобы «тоже нуждается в кардинальных реформах».
Требования реформации Церкви не новы. В их основе лежит ложный тезис либералов о вытеснении религии из жизни общества наукой, рациональным мышлением и светской этикой. На самом же деле объективная статистика свидетельствует, что за последние полвека даже в США сохранился достаточно высокий уровень религиозности, не говоря уже о странах третьего мира, где позиции религии заметно усилились. При этом в секуляризированных регионах идёт неуклонный процесс сокращения численности населения и, наоборот, этой проблемы нет в странах с высоким уровнем религиозности, что объясняется, в частности, запросом общества на укрепление семейных ценностей и социальную справедливость.
Антицерковная агрессия российских сторонников секуляризма вызвана отнюдь не заботой об авторитете РПЦ, которую они называют не иначе как «агентом авторитаризма», а их опасениями за судьбу либеральных мифов и догм. Маскируясь под современных «иосифлян», которые в своё время были непримиримыми противниками советской власти, они предпринимают сейчас целенаправленные усилия для постоянных обвинений Церкви в её коллективной вине за якобы «обслуживание казённых интересов» государственных структур в прошлом и в наши дни. «Реформаторы» предлагают Церкви перейти на секулярную систему ценностей, то есть воспринять идеи общества потребления, чтобы окончательно не растерять свой авторитет. По их логике, обслуживание секулярной системы ценностей априори является общественным благом, а верность христианским традициям и морали — тормозом на пути прогресса. На самом же деле именно секулярная этика либералов — это тупиковая или, по словам апостола Павла, «мёртвая ветвь» развития человечества, поскольку она стремится отделить нравственность от человека.
Секулярное мировоззрение считает наивысшей в иерархии ценностей бездуховную ориентацию человека на потребление сиюминутных благ и удовлетворение его страстей, часто греховных. Традиционные ценности, которые отстаивает Русская Православная Церковь, являются вызовом для таких взглядов. Именно это обстоятельство и является первопричиной ценностного конфликта между христианской традицией и секулярным мировоззрением.
Выступая на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях в январе с. г., Святейший Патриарх Кирилл счёл необходимым особо подчеркнуть: всё, что делает сегодня Церковь для человека — «это решение самой главной задачи, стоящей перед людьми, от которой зависит само существование человеческой цивилизации... Если будут разрушены те нравственные ценности, которые Бог вложил в человеческую природу и которые сохраняются посредством традиции, то трудно себе представить, вокруг чего будет формироваться человеческая жизнь, — если каждый человек, согласно либеральному подходу, является альфой и омегой, если он определяет, что такое добро и что такое зло, если он, в конце концов, вершитель не только своей судьбы, но и имеет право влиять на жизнь окружающего его мира. Сможет ли человечество жить гармонично, сочетая множество интересов, взглядов, подходов, если у него не будет единого стержня?»
Конфликт секулярного мировоззрения с христианской традицией не случайно особенно остро проявляется во время таких знаковых событий, как, например, массовые выступления в Европе против однополых браков или совместного противостояния христиан вызовам секуляризма, как это наблюдалось в ходе успешного визита Святейшего Патриарха Кирилла в католическую Польшу в августе прошлого года. Именно в такие моменты и решается вопрос «самого существования человеческой цивилизации».
Все социологические опросы свидетельствуют, что в нашем обществе идёт процесс укрепления авторитета Русской Православной Церкви, и она стала сильной структурой. Россияне продолжают доверять Русской Православной Церкви. Нарастающие удары по ней — это прямое следствие указанных позитивных процессов и косвенный показатель тщетности усилий тех, кто хотел бы вовлечь её в политическую борьбу за власть, в том числе и за счёт ослабления российской государственности. Ей не нужно менять для пиара или иных подобных целей название Русской Православной Церкви на Российскую, по советам агрессивного меньшинства ярых сторонников секулярного мышления. Напомню в связи с этим, что в царской России любой выкрест считался русским, если он добровольно принимал православие. Так, например, стал русским после крещения и М. Бланк — дед по материнской линии вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Авторитет Церкви, в отличие от светских структур, не зависит от смены вывесок, поскольку она не разменивает саму свою сущность служения заповедям Христа на сиюминутные и преходящие выгоды.
Сегодня на наших глазах рушится секулярный миф об истине как предмете выбора, при котором свобода человека превращается в заурядный произвол. По словам митрополита Волоколамского Илариона, «истину нельзя выбрать, как выбирают предметы потребления, её можно только свободно принять, чтобы жить в соответствии с ней. В этом высший смысл свободы» (выступление на XXI Международных Рождественских чтениях).
Трещат по швам не только «истины» секулярного мировоззрения, но и в целом либеральная модель социально-экономического устройства человеческого общежития. Против Вашингтонского консенсуса выступают сейчас многие авторитетные лауреаты Нобелевской премии такого уровня как Дж. Стиглиц и Пол Кругман. Множатся ряды критиков этого консенсуса и среди известных европейских политиков, не говоря уже о массовых протестах европейцев против навязанной им модели искусственного стимулирования спроса путём эмиссии бумажных банкнот. Одним словом, представления Хайека и Фридмана, а также их последователей в России о происходящих в обществе социально-экономических процессах остались в далёком прошлом, в королевстве Виктории.
Отвергая мифы либералов-фундаменталистов и догмы сторонников секулярного мышления, человечество тем самым готовит в наши дни благодатную почву для принятия истинных ценностей человеческого бытия, хранительницей которых была в России и остаётся Русская Православная Церковь.
Жукова Н. Б., член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, кандидат исторических наук
Секулярное общество в контексте либеральных мифов и догм
Секулярное общество в контексте либеральных мифов и догм