Религиоведы Всемирного Русского Народного Собора предупреждают об опасности активизации деятельности сект во время пандемии и призывают проявлять осторожность и благоразумие при контакте с представителями деструктивных образований.
Секты псевдоправославного типа встречаются уже ненамного реже протестантских, пользуясь при вербовке важнейшим преимуществом — высоким уровнем мимикрии под традиционных православных. Их немногочисленные храмы внешне и часто внутренне не отличаются от обычных православных, духовные лица одеваются точно так же, как и нормальные православные священнослужители, используются те же таинства и молитвы.
Их основные деструктивные течения выглядят так:
Группа «истинно-православных» («катакомбников»). Насчитывает более 10 сект, самыми известными из которых являются «радиоактивные» («Истинно-православная церковь России» Рафаила Прокопьева-Мотовилова) и сиверсовцы (группа «епископа Готфского» Амвросия Сиверса). Первая группа маскируется под центр народной медицины, а вторая знаменита своими фашистскими взглядами, особенно — канонизацией Адольфа Гитлера.
«Русанцовцы», иначе именуемые сектой «суздальских педофилов» (официальное название — Русская православная автономная церковь) и их ответвление в Санкт-Петербурге — так называемая секта «морганатических педофилов». Первая группа несколько лет назад контролировала большую часть храмов Суздаля, а свое название получила из-за соответствующей судимости своего лидера «митрополита» Валентина Русанцова. Вторую группу возглавил Вадим (Григорий) Лурье, которого выгнали из базовой секты за создание клуба самоубийц и прочие прегрешения. Данная секта специализируется на продаже молебнов около лжемощей Николая Чудотворца.
Группа штрихофобов не имеет единого руководства, однако достаточно многочисленна и активна. Ее представители отказываются от ИНН и паспортов нового образца. Они активны по всей стране.
Группы царебожников также децентрализована и отличается и чрезмерным почитанием последнего русского императора Николая II, которого они фактически обожествляют. Особенно активны в Свердловской области и крупных городах, переживают пик активности.
Секту братьев Дзюбанов (диомидовцев) возглавляют, соответственно, Диомид и Феофил Дзюбаны — бывшие священнослужители Русской Православной Церкви, объявившие о создании собственной религиозной организации. По своим позициям близки к штрихофобам. Особенно активны на Чукотке, Камчатке и в центральной России.
Апокалипсические секты («Церковь Иоанна Богослова» Олега Моленко, «Горний Иерусалим» и ряд других) проповедуют скорый конец света, в связи с чем склонны к строительству убежищ, переселению в глухие места или даже под землю. Так, в 2007 году более 80 членов группы Петра Кузнецова, также известной как «Горний Иерусалим», провели несколько месяцев в собственноручно вырытых пещерах (Мельников А., «Горний Иерусалим» на дне пензенского оврага, НГ-Религии, 3 апреля 2008). Переживают спад активности, однако их можно встретить по всей стране.
Секта «бога Кузи» является небольшой, но очень богатой группой адептов лжеепископа Романа, создавшец масштабный бизнес в сфере сбора пожертвований в пользу несуществующих храмов, монастырей или больных людей. Вообще же подавляющее большинство людей, собирающих на улицах пожертвования такого типа, являются либо обычными мошенниками, либо мошенниками-сектантами. Активны в крупных городах, и, несмотря на резонансные уголовные дела, продолжают свою деятельность.
Признаки псевдоправославных сект:
1. Неуважение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
2. Категорическое непризнание паспортов нового образца и ИНН.
3. Сбор пожертвования лицами, по одежде похожими на духовных — в официальной Церкви это запрещено.
4. Наличие икон Ивана Грозного, Григория Распутина, Ивана Грозного и даже Гитлера («святого Адольфа Мюнхенского»).
5. Склонность к изгнанию бесов (экзорцизму).
6. Младостарчество (порицаемое официальной Церковью явление, при котором молодой и малоопытный священник берется контролировать все сферы жизни своих прихожан).
7. Склонность к предсказаниям, мифотворчество.
Специалист по сектам протоиерей Александр Новопашин из Новосибирска предлагает следующие признаки таких групп:
1. Какова история группы или ее «юрисдикция»? Не говорят ли здесь: «Все прочие монастыри (приходы) никуда не годятся, вы им не доверяйте, но у нас-то все как полагается». Это верный признак культизма.
2. Нет ли ощущения мании преследования — «все против нас», или атмосферы «мы и они»? Не считается ли руководитель «гонимым» и «непонятым» другими в православном мире? Не рассматриваются ли посторонние как «враги»? Ограничивается ли общение последователей группы с теми, кто вне ее? Употребляют ли по отношению к критикам унизительные выражения («тупой», «быдло», «плебей», «мирской»)?
3. Нет ли нарушений в вероучении или экклезиологии, как, например: «Нам епископы (или священники) не нужны», «настоящих епископов больше не осталось». Это, как правило, означает, что руководитель поссорился со своим епископом (если у него вообще когда-то был епископ). Характерны такие выражения, как, например, «св. Марк Ефесский тоже один в Церкви оставался» и т. п. Не заметны ли попытки подорвать репутацию признанных авторитетов Церкви или, по крайней мере, посеять сомнения в их компетенции?
4. Даже если на первый взгляд группа живет небогато, полезно узнать, не склоняют ли новообращенных к пожертвованиям в том или ином виде (деньгами, имуществом, доверенностью на кредит). Даже в монастыре на это следует обратить внимание: обычно до пострижения от послушника не требуется, чтобы тот расстался с личными сбережениями ни в пользу монастыря, ни в пользу своей семьи. Аналогичный вопрос: не оказывают ли гостям и родственниками особых почестей, чтобы выманить у них крупные пожертвования?
5. Не в ходу ли запугивания и обвинения, например, для привлечения в группу («если вы не примете монашество, я вам гарантирую, что вы попадете в ад») или для удерживания в ней («если вы уйдете — вы погибли, вы вернетесь к своему прежнему греху»)! Не лгут ли о тех, кто покинул группу? Известно, например, что кто-то ушел по своей воле, а руководители упорно твердят, что его «выдворили» как развратника, безумца или ослушника, вместо того чтобы просто сказать, что у человека, например, не было призвания к монашеству.
6. Если вы мирянин и ходите в церковь, должны ли вы получать разрешение («благословение») от священника, прежде чем поменять работу, купить машину и т. д.? В нормальных условиях это не подлежит ответственности приходского священника, каким бы мудрым и набожным он ни был. Каждый может — и должен — просить молитвенной помощи и совета в таких обычных житейских делах, но спрашивать разрешение — совсем другое дело. Недопустимо навязывание своей воли, подавляя чужую.
7. Оправдывает ли руководитель ложь или искажение фактов тем, что группа якобы служит «высшим целям»? Другими словами, оправдывается ли средство целью? Оказывает ли группа своим членам медицинскую помощь (физическую или эмоциональную, если они в этом нуждаются), или же их отправляют домой, чтобы расходы несли родственники?
8. Заметны ли проявления мании величия со стороны руководства? Иными словами, не видят ли они себя и группу некими наставниками, избавителями или спасителями всей Церкви?
Многие секты православного происхождения вымогают у людей деньги, жестко контролируют их жизнь, практикуют опасные для здоровья диеты и нетрадиционную медицину, часть из них склонна к переселению в глухие места — например, тайгу Тывы, Пермского края или Иркутской области. Отказ от новых паспортов и ИНН серьезно ограничивает возможности членов этих сект в учебе и работе.