Знаменитый московский протоиерей Александр Ильяшенко 11 июля 2019 года публикует резкое открытое заявление, в котором отказывается быть духовником сайта «Православие и мир», владельцев коего окормлял два десятка лет. Скандал и бурная дискуссия. Священник называет редакционную политику «не церковной и не православной». Отец Александр явно не хочет далее разделять ответственность за материалы, которые появляются на этом ресурсе, однако не объясняет причин указанной нецерковности и неправославности. Возникает некоторая недосказанность.
«Православие и мир» — одна из частей неформального разветвлённого медийного проекта, который обслуживает либерал-православную идеологию. Задача сайта, как и других похожих на него церковных и околоцерковных ресурсов, заключается в легализации противников Церкви, которым под предлогом свободной дискуссии предоставляется православная площадка для разговора на отвлеченные темы. Таким образом, они получают в своё пользование символический ресурс Церкви. Церковная общественность полагает: если некий персонаж появляется на православной площадке, значит, и за ее пределами его мнения приемлемы, соответствуют православной системе ценностей. Таков механизм легализации в православной среде прямых оппонентов Церкви.
Политика изданий подобных сайту «Православие и мир» проводится не столько прямыми оценочными высказываниями, сколько формированием повестки и идиоматики. Работа ведётся в духе современной «войны дискурсов» — с помощью легитимации без аргументации. С помощью этой методики достигается главная цель — деинституализация Церкви как целого.
В разное время «Православие и мир» то прямо, то с помощью косвенных легитимирующих высказываний поддерживает «Пусси райт», политику Константинополя и украинских властей по отношению к УПЦ, идеологию С. Алексиевич и других русофобов, рекламирует «богословие майдана» и квир-богословие гомосексуалистов.
Для того, чтобы понять политическую роль того или иного СМИ, достаточно узнать из открытых источников: а) кто финансирует; б) кто оказывает политическую поддержку через попечительские советы; в) кому само это СМИ оказывает поддержку; г) чьим информационным партнером оно официально является; д) кто осуществляет посреднические функции между изучаемым СМИ и теми структурами, близость к которым легитимирует деятельность данного СМИ. В нашем случае — между частным сайтом и церковными подразделениями.
Будучи формально независимым изданием, но пользуясь поддержкой либерал-православнного лобби, «Правмир» говорил от имени Церкви. Отсюда — его влияние и политическая власть над церковной аудиторией. Опираясь на церковный ресурс — рушить институт Церкви.
Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить «Православие и мир» права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия. Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию «Правмира», конец его власти. Отныне он не церковный и не православный — так его и надо воспринимать. Развенчание. Все встало на свои места, аудитория вышла из состояния дезориентации.
Будущее «Правмира»? Полная смена идеологии и искреннее возвращение в Церковь, что маловероятно. Радикализация, переход в открытую оппозицию Церкви. И как следствие — маргинализация, потому что подобные институты не способны существовать автономно, но только на теле Церкви.
Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член бюро ВРНС.