Главная проблема любого творческого начинания отдельного человека всегда лежала в финансовой плоскости. Техническая или культурная идея единичного творца могли быть реализованы, воплощены в жизнь лишь в том случае, если они оказывались способны заинтересовать источник финансирования — государство или богатых меценатов. Но можно, оказывается, обойтись и без них, если идею поддержат массы людей-единомышленников.
Другими словами, от создателя требовалось не только «родить» саму идею — нужно ещё, чтобы она была актуальной, понятной, в ней ощущалась перспектива, её плоды должны были быть явно достижимы и обещали возврат инвестиций финансовой или имиджевой сторицей. Или, в самых редких случаях, идея должна быть настолько безальтернативной, настолько выражать внутреннюю потребность человека, что не поддержать её было просто невозможно.
Куда более тесная, чем обычно принято думать, связь между разработчиком концепции и способным её профинансировать источником, имеет, разумеется, побочные эффекты. Источник финансирования, в силу своего управляющего положения, обычно определяет приоритеты развития процесса, и в любой момент способен его полностью остановить. Что может диктоваться как объективными причинами — в условиях, когда экономические обстоятельства вынуждают мецената полностью концентрироваться на вопросах собственного финансового выживания, игнорируя всякие «возвышенные» и побочные направления деятельности, так и банальным несогласием с дальнейшим путём эволюции оплаченного меценатом процесса. Проще говоря, зачастую сотрудничество творческой личности и мецената сводится к схеме, когда творческая личность работает исключительно над тем, что интересует спонсора. Впрочем, такое положение дел вполне логично, хотя и делает невозможным «свободный поиск», по определению не имеющий гарантий возврата инвестиций.
Одним из ярких примеров может быть жизнь Николы Тесла, одного из величайших изобретателей XX века, вынужденного заниматься наиболее масштабными своими проектами во вторую очередь, имея в качестве приоритета интересы меценатов и спонсоров. Однако, невообразимо возросшая, в сравнении с прошлыми десятилетиями, скорость информационного обмена, когда большинство населения развитых и развивающихся государств фактически существует в едином ноосферном пространстве, новости распространяются мгновенно, а реагировать на них можно в режиме реального времени, открывает ещё одну возможность по наполнению интересных идей достаточным финансированием. В конечном итоге, безразлично, выделит ли на некий проект десять миллионов рублей один щедрый спонсор или это будут десять миллионов неравнодушных граждан, готовых поддержать проект единственным свободным рублём.
Без Интернета второй вариант выглядит крайне сложным и долгим — ещё сложнее, чем поиск одного-единственного спонсора. Развитие коммуникаций делает его удивительно простым. Сравнительно молодые понятия «краудфандинг» и «краудсорсинг» скрывают за внешней труднопроизносимостью понятия, предельно незатейливые. И, пожалуй, даже исконные для нашей страны, где общинность всегда полагалась одной из фундаментальных черт русского этноса. Краудфандинг и краудсорсинг — это банальная стройка «толпой» или, как сказали бы в старину, «всем миром». Разница между понятиями лишь в том, что краудфандинг подразумевает сбор для нужд некоего проекта именно финансов, а краудсорсинг нагляднее всего иллюстрирует процесс ремонта класса в среднестатистической школе, когда один сознательный родитель может принести банку краски, второй — мешок шпаклёвки, третий готов купить пару окон, а четвёртый способен с этим всем управиться.
Сбор средств через краудфандинг может служить для самых разных целей — от помощи пострадавшим от стихийных бедствий до поддержки политических кампаний и создания кино. В 2008 году Барак Обама на этапе предварительных выборов собрал около $272 млн с более двух миллионов человек — по большей части это были мелкие взносы, то есть, настоящий краудфандинг. В 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion без какого-либо участия самой группы организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Им удалось собрать $ 60 000. Основанная в США компания ArtistShare (2000/2001) отмечена как первый краудфандинговый онлайн-ресурс для музыки.
Краудфандинг в киноиндустрии был основан предпринимателем Эриком Бауманом в 2002 году. В августе 2004-го, французский предприниматель Бенджамин Поммерауд совместно с Гийомом Колбоком из компании Guillaume Colboc начали кампанию по сбору пожертвований через Интернет, чтобы доснять свой фильм Demain la Veille («Ожидание вчера»). В течение трех недель им удалось собрать $50 000, что позволило им продолжить съёмки. Это была первая структурированная интернет-инициатива по краудфандинговому финансированию с использованием посвященного финансированию сайта, а также с различными предложениями-вознаграждениями для своих жертвователей: бонусы, памятные значки, DVD. Именно такая практика поощрения доноров стала общепринятой.
Со временем, суммы, которые можно использовать через краудфандинг, значительно возросли. В 2012 году проекты создания видеоигр Double Fine Adventure и Wasteland 2 собрали по $3 336 371 и $3 040 299 через краудфандинговый сайт Kickstarter. Взносы сделали более 87 000 человек. В 2012 году на Берлинском кинофестивале был представлен фильм «Железное небо» — лента финского режиссёра Тимо Вуоренсолы и совместного немецко-австралийско-финского производства, снятая по оригинальному сценарию. Пародийная комедия про нацистскую базу на Луне порядка 15% из общего бюджета в 7,5 миллиона евро собрала за счёт добровольных пожертвований. Фильм, надо отметить, действительно получился стоящий — успешно прошёл в кинотеатрах 70 стран мира, и это при бюджете в 20 меньшем, чем у голливудского блокбастера аналогичного класса. «Народность» проекта проявилась и в том, что продюсеры предложили всем желающим блеснуть способностями к творчеству: подать идею или проконсультировать создателей, спроектировать 3D-модель, найти актёров или сыграть в фильме роль заднего плана.
Сейчас действует достаточно большое количество сайтов по привлечению средств краудфандингом. Наиболее известный в англоязычном сегменте Сети Kickstarter предоставляет возможность любому человеку изложить свою идею и попытаться привлечь на неё «народные деньги». На разработку нового велосипедного звонка удалось собрать 150 000 долларов, проект представителей Филадельфии по продолжению тематических комиксов получил от фанатов 1 254 120 долларов, институт образования и искусства Марины Абрамович смог собрать 528 000 долларов. Рекордсменом «Кикстартера» является проект по созданию часов на технологии электронных чернил, совместимых с iPhone — идея собрала больше десяти миллионов долларов частных пожертвований.
В Рунете базой краудфандинга можно считать ресурсы Планета.ру и Boomstarter. Общественное объединение молодых архитекторов и неравнодушных людей «Арх-группа PODELNIKI» занимается сохранением водонапорной башни УЗТМ, архитектурного памятника советского модерна в Екатеринбурге. 3 191 595 рублей собрал проект экранизации подвига 28 панфиловцев. Полмиллиона рублей собрал интернет-канал «Простая наука», регулярно выпускающий видеоролики с увлекательными опытами в области физики и химии и приступивший к созданию книги для детей и взрослых «Простая наука», в которой будут самые интересные и в то же время простые опыты. Огромное количество людей собирает деньги на концерты и новые альбомы любимых групп.
Краудфандинг всё увереннее превращается в незаменимый элемент общественной жизни, позволяющий не дожидаться тяжеловесных, порой, решений о выделении государственного финансирования или реакции крупных деловых кругов, а обеспечивать финансами интересные обществу проекты в кратчайшие сроки. Тем более, что инициировать подобный прожект может абсолютно любой человек. Нельзя не отметить и то, что краудфандинг является весьма жёсткой проверкой на прочность идеям и предложениям — будучи непосредственно зависимым от симпатий и антипатий рядового гражданина, неспособные к жизни или недостаточно продуманные идеи поддержки не получат. Тем ценнее народный отклик, который получают инициативы вроде полнометражного фильма «28 панфиловцев» или оригинальных творческих книг по физике и химии.
Андрей Полевой
«С мира по нитке» — технология наших дней
«С мира по нитке» — технология наших дней