"Тотальная оккупация". Диагноз неутешительный. Поставил его современному отечественному высшему образованию и науке доктор Дугин. Доктор социологических и политических наук. И он же предложил протокол "лечения", а точнее – освобождения. Поставив своим докладом на тему "Суверенизация отечественного высшего образования" задачу разработки новой социогуманитарной парадигмы и её внедрения в преподавание гуманитарных и социальных дисциплин в вузах. Парадигмы, которая должна стать если не панацеей, то главным методом исцеления.
А исцелять есть от чего. Так, отечественная политология – никакая не отечественная и даже не наука, а самая настоящая пропаганда западного "идеального государства" в виде США и стремящихся к этому "идеалу" других западных стран. Преподавание истории, если не брать лучшие исторические факультеты, исключительно западноцентрично. Религиоведение – не более чем переименованный "научный атеизм" советского времени, слегка приправленный либеральными теориями. Философия... тут годами продолжающийся русофобский скандал в Институте философии Российской академии наук говорит сам за себя. И так практически во всех социально-гуманитарных дисциплинах. На протяжении десятилетий.
Нет, разумеется, во всех вузах и академических сообществах нашей страны достаточно замечательных патриотичных учёных и педагогов. И многие из них собрались 27 января 2024 года в Храме Христа Спасителя для участия в научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе". Организованной при участии Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата под руководством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения и Всемирного Русского Народного Собора, представленного заместителем его Главы Константином Малофеевым. И ответившей на главный вопрос: как сделать русские науку и образование русскими. Но обо всём по порядку.
Митрополит Евгений: "Церковь – главный хранитель традиционных ценностей"
Как известно, у нас в России Церковь отделена от государства, а школа от Церкви. Это произошло ещё в феврале 1918 года как один из закономерных итогов революционной смуты, начавшейся годом ранее. Несмотря на то, что политика государственного атеизма давно позади, этот принцип разделения до сих пор действует. И некоторыми чиновниками, в том числе от образования, воспринимается вполне по-большевистски: мол, если школа отделена от Церкви, то людям в рясах нечего делать в учебных заведениях.
Благо, в последние годы ситуация начала меняться. Вплоть до того, что ровно год назад начал работу Совет по взаимодействию Русской Православной Церкви с организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере духовно-нравственного воспитания. Возглавивший эту структуру митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений пояснил причину её создания, напомнив о президентском Указе №809 от 9 ноября 2022 года об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей:
Без Церкви, главного хранителя и носителя этих ценностей, невозможно достичь целей, поставленных Главой Государства... При этом до сих пор священники могут преподавать в школах, в том числе "Основы православной культуры", только в том случае, если имеют педагогическое образование. Поэтому основным направлением нашей деятельности является работа с педагогами. На сегодняшний день это уже около 300 тысяч школьных учителей, надеюсь, этот опыт распространится и на высшую школу.
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ ЕВГЕНИЙ УВЕРЕН, ЧТО БЕЗ ЦЕРКВИ, ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ И НОСИТЕЛЯ ЭТИХ ЦЕННОСТЕЙ, НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ ЦЕЛЕЙ, ПОСТАВЛЕННЫХ ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Митрополит Евгений подчеркнул, что воспитательные задачи важны не только для средних школ, но и для вузов. Отметив важность создания при РГГУ Высшей политической школы имени Ивана Ильина под руководством Александра Дугина, поскольку одной из ключевых задач ВПШ станет подготовка проректоров высших школ по воспитательной работе. В первую очередь, для правильного понимания задач по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей среди студентов. А также для корректировки преподавания в вузах нового курса "Основы российской государственности", в которой также очень важно взаимодействие Церкви и высшей школы.
Ольга Петрова: "В вузах началась идеологическая перезагрузка"
Очевидно, любое церковно-государственное взаимодействие, идеалом которого должна быть Имперская модель "симфонии властей", светской и духовной, не может быть односторонним движением. И если ещё недавно могло показаться, что любое такое соработничество основано исключительно на церковных инициативах, то теперь светские чиновники начали осознавать, что это нужно не только Церкви, но и им самим. Причём не просто как верующим людям (благо, таковых среди госслужащих немало), а именно самим государственным структурам, шаткость которых особенно проявилась сегодня.
С началом специальной военной операции, выявившей многие смысловые проблемы нашего государства и общества, стало ясно: главная основа Государства Российского одна, и это – Православие. При всей многонациональности и многоконфессиональности нашей страны, без опоры на православную веру и культуру невозможна ни наша новая Великая Победа, ни дальнейшее выстраивание мирной жизни в возрождённой исторической России (как одном из ключевых центров нового справедливого многополярного мироустройства).
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ДОКЛАДОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ" СТАЛО ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ ОЛЬГИ ПОПОВОЙ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Собственно, поэтому Минобрнауки и активизировало деятельность по совершенствованию воспитательной работы в вузах. И поэтому одним из главных докладов в рамках прошедшей конференции стало выступление заместителя министра Ольги Поповой именно на эту тему. Так, по словам представительницы Минобрнауки, в отечественных вузах началась "идеологическая перезагрузка":
Действительно, после десятилетий тотального доминирования либерально-западнической идеологии упомянутая "идеологическая перезагрузка" жизненно необходима. Главное, чтобы занимались ей не вчерашние либералы (как те же советские преподаватели "научного атеизма" в 1990-е переквалифицировались в "религиоведов"), а носители истинно русских социогуманитарных смыслов. В том числе – эксперты Всемирного Русского Народного Собора, от которых на прошедшей в Храме Христа Спасителя конференции выступили сразу два заместителя его Главы, Святейшего Патриарха Кирилла, Константин Малофеев и Александр Щипков.Необходима единая "ценностная прошивка", которая позволит всем нам быть в одной системе координат, одинаково понимать и выстраивать процессы в высшей школе. Для этого уже началась идеологическая перезагрузка социогуманитарного блока. Это и создание курса "Основы российской государственности". И увеличение в два раза курса истории для непрофильных направлений подготовки (без возрождения исторической памяти, мы не сможем дальше развиваться и просто существовать). И пилотный курс "Обучение служением", призванный привлечь студентов к социальной работе.
Константин Малофеев: "В русских вузах не место преподавателям гендерной теории"
Казалось бы, после той ревизии, которую состоянию отечественной социально-гуманитарной науки сделали Александр Дугин с сотрудниками ВПШ имени Ивана Ильина, сложно даже представить, как можно изменить ситуацию. Но выход есть. И его на конференции "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе" представил замглавы ВРНС, учредитель Первого русского телеканала Царьград Константин Малофеев. И этот выход заключается в том, что законодательная база позволяет достаточно быстро в корне изменить ситуацию в отечественной науке и высшем образовании:
Строго? Безусловно. Но справедливо. Да и просто необходимо, поскольку без этого тотальная западная оккупация в отечественной науке и образовании будут продолжаться. И если до СВО Россия ещё как-то инерционно держалась в условиях этой "мягкой" оккупации, то сегодня избавление от неё – это не что иное, как вопрос выживания. Для чего, в том числе, необходимо вернуться к классическим, Имперским образовательным традициям. И это, кстати, означает, что мы не должны, как прежде, стремиться к максимальному числу людей с высшим образованием.На уровне Минобрнауки мы можем принять ту самую новую социогумантирную парадигму, которая будет выражена в виде доктрин, а затем концепций, где будет чётко прописано, как мы должны преподавать гуманитарные науки в наших вузах. После чего мы должны будем проаудировать вузовские курсы на соответствие этим концепциям... А те преподаватели, которые, к примеру, считают, что не могут преподать собственный предмет без гендерной теории, либо переучатся, либо будут сняты с преподавания.
ЗАМГЛАВЫ ВРНС, УЧРЕДИТЕЛЬ ПЕРВОГО РУССКОГО ТЕЛЕКАНАЛА ЦАРЬГРАД КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ УВЕРЕН В ТОМ, ЧТО ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТАТОЧНО БЫСТРО В КОРНЕ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Так, по словам Константина Малофеева, в нашей стране слишком много частных вузов и коммерческих направлений в государственных институтах и университетах. Что создаёт огромную массу немотивированных к обучению студентов, которые в итоге всё равно не работают по специальности. И всё это – достаточно взрослые 18-24-летние люди, которые могли бы уже получить профессиональное образование, зарабатывать, создавать семьи и служить Родине.
Александр Щипков: "Нам нужны новые, традиционалистские учебники"
Другой замглавы ВРНС, ректор Российского православного университета Святого Иоанна Богослова профессор Александр Щипков продолжил мысль о важности изменения социогуманитарной парадигмы как важнейшей основы возрождения государственного суверенитета. Он рассказал, что ещё в 2012 году Святейший Патриарх Кирилл создал АНО "Русская экспертная школа", которая не вступала в бессмысленную полемику с либералами от науки и образования.
Все эти годы "Русская экспертная школа" занималась социально-гуманитарными исследованиями, развенчивающими либеральные идеологические парадигмы, включая глобализм, секуляризм, трансгуманизм, идеологию прав человека. И, напротив, развивающими идеи традиционализма. Профессор Щипков уверен:
Противостоять либеральной парадигме можно только одним: созданием своего собственного "продукта". Так, мы уже создали учебник по обществознанию для духовных семинарий. Поскольку все подобные официальные учебники насквозь либеральные. Также нами был создан учебник по обществознанию и для 10-11 классов, однако неведомая "рука рынка" этот проект закрыла... И такие традиционалистские учебники, причём не только по обществознанию, жизненно необходимы как средней, так и высшей школе.
ЗАМГЛАВЫ ВРНС, РЕКТОР РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА ПРОФЕССОР АЛЕКСАНДР ЩИПКОВ УВЕРЕН: "ПРОТИВОСТОЯТЬ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ МОЖНО ТОЛЬКО ОДНИМ: СОЗДАНИЕМ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО "ПРОДУКТА". ФОТО: ЦАРЬГРАД
Также Александр Щипков отдельно остановился на необходимости развития теологического образования в России. Действительно, во все века считалось, что философия – царица наук, но служанка богословия. И только в течение последнего столетия западный мир и, к сожалению, и наша страна полностью перестроились на секулярные научно-образовательные "рельсы". Исходя из уже упомянутого превратного представления об "отделении школы от Церкви". Благо сегодня в нашей стране ситуация меняется, и церковно-государственное взаимодействие, наконец, начало затрагивать и сферу науки и образования.
Что с того?
Конечно, по итогам прошедшей конференции очень хотелось бы произнести фразу: а жизнь-то налаживается. Но это пока был бы фальстарт. Дело в том, что всё перечисленное, в основном, не данность, а задание. Хотя уже довольно чёткое, а главное – с пониманием того, что государству наконец-то это тоже надо. А потому это задание, а точнее даже самая настоящая научно-образовательная миссия – выполнима.
ПО ИТОГАМ ПРОШЕДШЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ПРИЗНАТЬ: САМАЯ НАСТОЯЩАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ – ВЫПОЛНИМА. ФОТО: ЦАРЬГРАД
И в качестве примера – та же Высшая школа экономики, которая на протяжении долгих лет, по утверждению целого ряда экспертов-традиционалистов, продвигала в России либерально-западнические ценности, радикально противоположные нашему духовному наследию. В последние же годы "Вышка", напротив, становится одним из флагманов возрождения русских образовательных и научных традиций. И доклад на прошедшей конференции в Храме Христа Спасителя проректора НИУ ВШЭ Дмитрия Земцова, жёстко раскритиковавшего западную модель, противопоставив Болонской системе Византийскую, яркое тому подтверждение.
Но, как говорится, железо нужно ковать "пока горячо". А сейчас горячо не только "за ленточкой", но и в тылу. Главное, не останавливаться. Ведь, уж простите за банальность, приписываемую "железному" канцлеру Отто вон Бисмарку (которому, впрочем, очень много чего приписывают): "Войны выигрывают учителя".
Материалы по теме: