После окончания Евро-2012, которое ввело негласные ограничения на наиболее яркие проявления предвыборной кампании на Украине, политические события приобрели уже знакомый размах, драматичность и оформление. 3 июля в стенах Верховной Рады состоялось рассмотрение во втором чтении законопроекта №9073 о внесении ряда изменений в языковую политику Украины. Как заведено, все законопроекты, в тексте которых встречается слово «русский», вызывают живописную реакцию в виде драк, истерик, спонтанных голодовок и воинственных заявлений.
Собственно, сам законопроект никакого «потрясения основ» в себе не содержит, с первых своих положений сообщая о своей безоговорочной поддержке статуса украинского как единственного государственного языка. Законопроект обещает достаточно косметические и очевидно-необходимые изменения в сложившемся не самом справедливом порядке вещей. Вроде того, что русскоязычные граждане Украины, составляющие примерно две трети всего населения, смогут использовать при обращении в государственные инстанции не только государственный, но и родной язык. Или получат право использовать родное имя, которое будет присутствовать в паспорте в своём натуральном, не украинизированном по умолчанию, виде. Претендующая на некую глобальность перемена — ровно одна, право получать образование, как среднее, так и высшее, на родном языке. Других «угроз» украинской государственности законопроект №9073 не представляет.
Тем не менее, реакция как официальной оппозиции, так и беспартийных граждан, претендующих на немеркнущую славу борцов за украинскую нацию, не могла не быть бурной. Поскольку поднимать престиж государства иными методами — сложно, долго и утомительно. Куда выгоднее бескомпромиссно бороться против всего русского. Тем более — против законодательных инициатив, которые при всей своей формальности и условности обращены к русским вопросам.
В парламентском большинстве Верховной Рады вполне понимали всё вышесказанное, тем более, что рассмотрение законопроекта №9073 в первом чтении уже имело финал в виде массовой экзальтации народных избранников, приводящей к самым непарламентским методам межфракционного диалога. После чего оппозиционеры приносили разнообразные клятвы о том, что будущие рассмотрения «русского» законопроекта будут сорваны любой ценой. Потому-то рассмотрение многострадального закона во втором чтении выглядело как коварная спецоперация. С проведением которой, надо признать, правящая партия справилась блестяще.
Наиболее физически крепкие депутаты от парламентского большинства заблаговременно заняли стратегические позиции в проходах и ложе правительства. Затем председательствующий в отсутствие спикера Литвина на заседании Рады вице-спикер Адам Мартынюк поставил на голосование вопрос о включении языкового законопроекта в повестку дня. В сессионном зале началась драка, во время которой оппозиционные депутаты не смогли «выбить» противников с занятых ими позиций, однако оторвали все микрофоны в президиуме. Впрочем, правящая партия к такому развитию событий была очевидным образом готова. Несмотря на физическую невозможность расслышать, какой именно вопрос стоит на голосовании в данный момент, за принятие соответствующего решения проголосовали 248 народных депутатов из 364, зарегистрированных в сессионном зале. После чего заседание было так же беззвучно закрыто, и Верховная Рада начала готовиться к «каникулам» до осени. То есть, фактически, до самых парламентских выборов, назначенных на конец октября.
Правящее большинство не скрывало радости от проведения элегантного гамбита. Член «Партии регионов» Михаил Чечетов заявил: «Оцените красоту игры. Мы их развели, как котят. Я не знаю, что они будут делать на выборах». В самом деле, удачное принятие законопроекта во втором чтении позволит «Партии регионов» оживить свой значительно пострадавший рейтинг за счёт симпатий своего традиционного, русскоязычного электората. Несмотря на декоративность закона №9073, его можно преподнести как выполнение своих обещаний о защите прав русских на Украине.
Тем самым, надо отметить, в очередной раз было подтверждено — русский язык для украинской политики это такое универсальное средство, которое позволяет стабильно усиливать свои электоральные позиции. И, заодно, в который уж раз стало понятно — реальная роль и значение русского языка, равно как и его распространение в украинском социуме намного превосходят те тесные рамки, в которые его искусственно загоняют задачи построения максимально отделённого от России государства.
Впрочем, «что будет делать оппозиция на выборах» сказать нетрудно. Борьба с русским языком приносит не меньше дивидендов, чем его защита. Особенно, если не вспоминать о тексте закона, а говорить о нём в общем, как о некоей глобальной русской угрозе без чётких очертаний. Несмотря на поспешно зарегистрированный ряд «контрзаконопроектов», надежд на разрешение кризиса парламентскими методами по обыкновению никто не питал. Сразу после скандального заседания, к значимым местам Киева начали стягиваться группы людей, желающих заявить о своей готовности отдать жизнь за украинскую мову. Возле «Украинского дома», в котором президент Украины Янукович планировал провести конференцию по итогам происходящего в парламенте, уютно расположилось несколько оппозиционных народных депутатов, украшенных ленточками, сообщавшими о том, что их носители голодают от безысходности. Голодающие достаточно быстро получили поддержку активистов самых разных политических сил, которые сами не собирались терпеть лишения, но всячески обращали внимание прохожих на героизм сидящих на ступеньках страдальцев.
Поскольку по-настоящему массовые народные волнения без грамотной организации и помощи извне получаются редко, всего защитников украинского языка собралось около 700 человек. Культурная, если её можно так назвать, программа была насыщенной. Одновременно с проклятьями в адрес президента и его партии, «продавших Украину москалям», воодушевлённо распевались песни самых разных репертуаров — от бандеровских до Софии Ротару. Претендующие на прохождение в Раду по итогам октябрьских выборов националисты отыграли речами на митинге привычную роль защитников нации, после чего перешли к прямым столкновениям с представителями служб правопорядка. В которых обе стороны с равной эффективностью использовали слезоточивый газ, дубинки и прочие подручные средства.
Понятно, что пресс-конференция президента в таких условиях представляла собой достаточно опасное мероприятие, и её решили перенести. Это было воспринято собравшимися как несомненная победа над «антиукраинским режимом Януковича», а закрепили успех ободряющие вести о том, что из областей Украины в Киев двинулись десятки автобусов с национально-сознательными гражданами, желающими поддержать защитников украинской державности. Автобусы, впрочем, ничем себя не проявили в дальнейшем, хотя агрессивная риторика возымела действие: мгновенно появившиеся соцопросы констатировали рост существенных симпатий к радикалам в западных регионах страны.
В самих регионах происходило то же самое, хотя и в меньших масштабах. Немногочисленные, но уверенные в собственной правоте граждане пикетировали здания городских и областных администраций, организации политических узников выразили свою обеспокоенность «языковым заговором, нацеленным на раскол Украины», а Национальный союз писателей Украины обнаружил смерть парламентаризма на Украине, о чём не замедлил уведомить население.
Таковы итоги рассмотрения во втором чтении законопроекта №9073. Для того, чтобы он обрёл статус закона, необходима подпись спикера Верховной Рады и отсутствие вето со стороны президента. Учитывая деликатность ситуации, спикер Литвин сделал ряд обтекаемых заявлений, из которых следует равнозначная вероятность того, готов он к одобрению закона или нет.
Естественно, возникает вопрос: что же будет дальше? Нетрудно заметить, что действия оппозиции и власти в равной степени несут отпечаток театральности, шоу, когда реальное значение подменяется внешним видом. Протесты оппозиции — это протесты «вообще», имеющие мало конкретных претензий непосредственно к тексту законопроекта, ограничивающиеся привычными эмоциональными выкриками о неминуемой погибели украинской идентичности, предательствах и порабощениях. Но точно такой же видимостью является забота правящей партии о своих избирателях.
Настолько «далеко» продвинуться в выполнении собственных обещаний пришлось лишь потому, что за пару месяцев до выборов не осталось иных средств доказать свою политическую состоятельность, и необходимо проводить формальные реформы в той области, которая стабильно приносит дивиденды всем участникам политического украинского процесса. Причём президент Янукович явно не собирается резать курицу, несущую золотые яйца без тщательного анализа последствий. Его пресс-служба сообщает, что глава украинского государства вынесет своё решение относительно законопроекта лишь «после основательного и тщательного изучения вопроса, консультаций с широким кругом экспертов и представителей парламента».
Александр Вишняков
Русский язык как предвыборная карта на Украине
Русский язык как предвыборная карта на Украине