Традиционно, в конце октября — начале ноября возникают гармоничные праздникам Дня народного единства и другим памятным датам обсуждения и дискуссии по поводу различных глобальных вопросов, связанных с прошлым и будущим России.
В этот круг вопросов входят русская государственность, державность, межнациональный и межгосударственный диалоги, сохранение культурной идентичности и многообразия — и разумеется, русский язык, как один из мощнейших факторов объединения народа и популяризации всех граней русской цивилизации. Прежде всего, популяризации внешней, где культурный диалог неизбежно принимает форму диалога политического и экономического.
13 ноября в центре Сеула был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину, с идеей которого к членам Союза писателей России в начале года обратилась корейская неправительственная организация «Культурно-образовательный центр «Пушкинский дом», мотивировавшая своё обращение большим интересом корейцев к творчеству русского поэта. По инициативе южнокорейской стороны церемония открытия была приурочена к официальному визиту в Сеул президента РФ.
Владимир Путин признал, что ему сложно представить, что еще могли бы сделать корейцы, «чтобы растопить сердце русского человека», выразил надежду, что открытый памятник поэту подтолкнет местных жителей и гостей города к изучению русского языка, и отметил, что такие события являются знаком начала нового качества двусторонних отношений. Он поблагодарил всех, кто связан с созданием и открытием памятника, выразив надежду, что таких ярких событий в истории отношений России и Кореи будет еще много. В этот день в Сеуле не только открыли памятник великому русскому поэту — президенты России и Южной Кореи подписали двустороннее соглашение о взаимной отмене визового режима, которое начнёт действовать уже со следующего года.
Открытие памятника Пушкину в Сеуле — не единственное озвученное в октябре-ноябре обстоятельство, связанное с мировым развитием русского языка, о котором стоит упомянуть. На проходившем с 31.10 по 02.11 инновационном форуме «Открытые инновации» глава Минкомсвязи России Николай Никифоров сообщил, что русский язык является вторым по популярности во всемирной Сети. Что, в свою очередь, является подтверждением обнародованного в марте исследования портала W3Tech. Согласно которому русский язык по частоте использования на веб-страницах действительно незначительно обошёл немецкий и занимает долю в 5,9% от всех сайтов. К настоящему моменту доля русскоязычного сегмента выросла ещё больше — до 6,6%. Правда, о скорой русификации Интернета и даже о серьёзной претензии на такое говорить пока не приходится — английский язык, разумеется, лидирует.
Учитывая то, что Сеть — более чем репрезентативная выборка, иллюстрирующая языковые предпочтения населения, стоит отметить, что исследование W3Tech констатирует 79-процентную долю русского языка на украинских сайтах, 86.9% — в Белоруссии, 84.0% — Казахстане, 79.6% — Узбекистане, 75.9% — в Киргизии и 81.8% в Таджикистане. Что, одновременно, подтверждает сохраняющуюся роль русского языка, как актуального средства межнационального общения, и тот факт, что огромные усилия, прилагаемые украинским руководством для вытеснения русского языка из всех сфер общественной жизни, далеко не так эффективны, как этого руководству бы хотелось.
Корелляция между интересом к языку и совокупной мощью государства или блока, с ним ассоциирующегося, отражена на сайте Университета штата Флорида — достаточно респектабельного учебного заведения, занимающего сороковую строчку рейтинга всех «национальных» университетов США. Кафедра современных языков и лингвистики указанного университета приглашает желающих изучать славянские языки и, в первую очередь, — русский. Коллектив кафедры сообщает, что в мире существует около 410 миллионов говорящих на славянских языках, 270 миллионов из них приходится на носителей русского языка. Россия же становится ключевой евразийской силой в XXI веке, в связи с чем правительство США полагает русский язык «критическим языком». Сегодня, подчёркивает кафедра, изучение славянских языков и культур «важнее, чем когда-либо».
В развёрнутом виде аргументы кафедры изложены в разделе «Десять причин, чтобы начать учить русский». Прежде всего, в специалистах по русскому языку нуждается правительство США, определившее знание русского как критически важное. Среди учреждений, которые желают получить необходимое количество русистов — Министерство сельского хозяйства США (USDA), Министерство торговли, Министерства обороны, Министерство энергетики, Госдепартамент, а также десяток спецслужб, включая ФБР, АНБ и ЦРУ.
С интересами правительства США — в том числе и теми, которые представляют АНБ и ЦРУ — связан следующий тезис кафедры. Преподавательский состав подчёркивает, что Россия из региональной силы превращается в мировую, что договоры о Таможенном Союзе и ОДКБ стратегически важны для экономики и безопасности региона. Кроме того, от России зависит NASA, аналитики утверждают, что до 50% экспорта природного газа в Европу будет зависеть от России, экономика которой вышла из глобального кризиса практически без потерь.
В связи с этим, нужно «говорить по-русски, чтобы войти в экономику России». Россия является одним из крупнейших, если не самым крупным, производителем многочисленных природных ресурсов и сырья, включая нефть, газ, алмазы, золото, медь, марганец, уран, серебро, платину. Россия — второй по величине производитель стали в мире после Японии и имеет огромный запас древесины. Она является крупнейшим в мире производителем природного газа, третьим по величине производителем нефти и четвертым по добыче угля. Запасы ресурсов в России огромны, она входит в первую десятку стран мира по удобству предпринимательства, только торговля штата Флорида с Россией составила более $986 млн в 2007 году.
Русский язык — важный элемент научного познания. По информации кафедры, количество научных публикаций на русском уступает лишь англоязычному сегменту. Особенно это касается физики, химии, геологии, математики и биологических наук. Отмечается положительный эффект советской практики создания наукоградов и научных сообществ, а также системы предпринимательства при поддержке государственных органов, обеспечившей запуск многочисленных проектов в области программирования, разработки программного обеспечения и информационных технологий.
Другими словами — в XXI веке русский язык становится очень важным с сугубо экономической и политической точек зрения. Русский язык — это выгодно, особенно в те моменты, когда в специалистах такого профиля очень заинтересованы государственные структуры Соединённых Штатов. Именно об этом сообщает Университет штата Флорида. А уж потом следуют аргументы о богатой русской культуре и прочей лирике.
Аргументы в пользу изучения русского языка достаточно ярко характеризуют рост влияния России и суммарную мощь созданных при её участии межгосударственных объединений. Кроме того, можно констатировать, что существовавшая до распада СССР распространённость русского языка, медленно, но восстанавливается. По мнению экспертов, сфера использования русского языка с 1991 по 2000-е годы сократилась примерно на 40-50 миллионов человек, и это было обусловлено сразу двумя причинами — реальным падением на него «спроса», а также политикой построения национальных государств, в которую единый русский язык не вписывался категорически и потому подлежал насильственному искоренению.
Часто можно услышать, что русский язык до 1991 года был популярен исключительно по идеологическим причинам. Однако, первенство по части мотивации сопредельных держав изучать русский язык всё-таки следует отдать военно-экономической мощи СССР, поскольку на ином базисе идеологическая близость любого рода возникает с большим трудом. И в этом смысле констатируемая исследователями тенденция к росту популярности русского языка, тесно связанная с экономическим положением России и растущим региональным влиянием, переходящим в категорию глобальных сил, выглядит вполне оптимистично.
Даже Польша, которую никак нельзя назвать горячим сторонником единения с Россией, демонстрирует эту же тенденцию — рост популярности русского языка с опорой на экономическую выгоду. За последний год резко вырос статус русского языка в школах приграничных с Калининградской областью польских регионов. Мариан Подзиевски, воевода Варминско-Мазурского воеводства, сообщил СМИ, что изучение русского языка на подведомственной ему территории становится нормой. Практически в каждой гимназии уже есть как минимум по три группы, специализирующиеся именно на этом предмете.
Сам Подзиевски прямо связывает скачок популярности с введением в прошлом году режима малого приграничного передвижения между Калининградской областью и его страной. На основании межправительственного договора с 27 июля 2012 года (с момента вступления его в силу) границы в обоих направлениях уже пересекло более 4,5 млн человек. Возросший поток калининградских туристов породил естественный спрос и на соответствующие лингвистические познания, причём спрос выходит за рамки приграничных воеводств — взаимодействие с русскоязычными туристами и представителями среднего и малого бизнеса выводит из депрессии целые воеводства и городские объединения. Сейчас каждый четвертый поляк, по статистике, зарабатывает именно на взаимодействии с Россией, в первую очередь с Калининградом.
Андрей Полевой
Русский язык — фактор не только культурный, но и экономический
Русский язык — фактор не только культурный, но и экономический