В Москве, в новом выставочном зале Русского географического общества открылась выставка «Палитра Родины» Арт-клуба «Традиция». Это событие можно считать возобновлением давних и прочных традиций, связывавших русских исследователей, путешественников и ученых с художниками.
На рубеже XIX и XX веков русские художники сопровождали географические экспедиции, делали зарисовки этнографического характера, фиксировали особенности ландшафтов открываемых земель. В географических экспедициях участвовали В. В. Верещагин, А. А. Борисов, И. Пинегин. Освоение и развитие огромных российских территорий было немыслимо без мощного культурного движения, без визуализации в сознании народном новых территорий, без образов Родины. Великий Суриков утвердил в русском и мировом художественном сознании Сибирь, которой, по слову Ломоносова, прирастало и прирастать будет российское могущество. Образ Родины утверждался в общественном сознании «Владимиркой» И. Левитана, «Московским двориком» А. Саврасова, пейзажами М. Нестерова
Освоение русского Севера в конце XIX века сопровождалось появлением этой темы в изобразительном искусстве — В. В. Верещагин, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. В. Переплетчиков, А. А. Борисов вновь и вновь отправлялись на Север. Живописные образы Архангельска, Карелии, Северной Двины, Новой Земли представали перед зрителем в художественно совершенных образах. Благодаря художнику- исследователю А. А. Борисову на карте Новой Земли увековечены имена выдающихся русских художников — Куинджи, Верещагина, Репина, Васнецова, Крамского.
Знаменательно, что художественное «покорение» Севера не прервалось и после 1917 года, означая непрерывность духовных и живописных традиций. Художники — В. Крайнев, И. Рубан, Ф. Решетников ездили в экспедиции на Север в 30-е годы. Полярные экспедиции, подвиг челюскинцев, северные пейзажи становились важной частью художественных выставок предвоенного десятилетия (таких, как «ХХ лет РККА и Военно-морского флота» и «Индустрия социализма»). В послевоенные годы В. Стожаров, Е. Зверьков, В. Попков, П. Оссовский сделали тему русского Севера одной из самых современных, значительных и честных в национальном искусстве.
Задачи сегодняшней выставки, возможно, не столь масштабны. Но ясно обозначенная тема малой родины, как образа Родины великой, тема традиционная для русского искусства, звучит отчетливо.
«Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком...
Вот, где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли...»
— писал поэт К. Симонов в 1941 году.
Патриотизм сегодня — не только в готовности защитить Родину, но и в стремлении сохранить ее природные и ландшафтные богатства, исторические пейзажи, памятники, которые исчезают с карты России. «Отрадно, что выставка происходит в наших стенах, — заявил исполнительный директор Русского географического общества Геннадий Олейник. — Эти полотна показывают российскую природу, поселки, монастыри — все то, чем славится наша земля. Благодаря картинам удастся сохранить те ландшафты, которые, к сожалению, уходят из нашей жизни».
«По картинам художников разных веков можно изучать историю и географию — они увековечивали ландшафты, образы людей и дух эпохи. Выставка «Палитра Родины» — это взгляд современных художников на сегодняшнюю Россию. Преодолевая тысячи километров, они создают свою собственную карту родной страны кистями и красками», — говорит Олег Журавлев — организатор выставки, руководитель Арт-клуба «Традиция».
Выставка объединила работы известных мастеров, таких, как М. Кугач, Ю. Орлов, И. Рыбакова и картины талантливых молодых художников — В. Бутко, О. Журавлева, В. Кураксы. В этом единстве — живая связь поколений, нерушимость национальных живописных традиций.
Школа русской пейзажной живописи основана на пленэре. Работа с натуры всегда была неотъемлемой частью работы художника. «Я раз и навсегда убедился, — писал А. А. Пластов, — что каким бы ты выдающимся прирожденным колористом ни был, всегда идти за советом к матери-натуре, к правде окружающего, терпеливо выслушай сто раз, что она, эта натура, тебе раскроет и расскажет, и ты никогда не будешь в накладе. Тогда уже наверняка ты донесешь до зрителя то, что хочешь донести, и не бойся — не расплещешь».
Даже сегодня, в век фотографии и 3D-технологий, роль художника как открывателя и интерпретатора окружающего мира огромна. Образно-визуальная самоидентификация нации, осознание связей с определенными географическими и историческими ландшафтами — одна из важнейших составляющих ощущения национальной принадлежности, основа воспитания патриотизма. Именно поэтому так ценны начинания молодых художников — недавних выпускников художественных вузов по возрождению традиций тематического пленера. В таких пленэрах участвуют как столичные художники, так и профессионалы, живущие в малых российских городах России. А ведь эта часть творческой интеллигенции страны зачастую оказывается последним форпостом культуры в русской провинции.
В условиях, когда государство и творческие союзы не имеют возможности поддержки профессиональных художников, Арт-клуб ставит своей задачей привлечение частного капитала для осуществления своих проектов, что позволяет мобильно и профессионально реализовывать интересные идеи. Так, пятый региональный пленер «Середа ямская» (прошедший в городе Фурманов Ивановской области) стал возможен благодаря финансовой поддержке частной художественной галереи, заинтересованной в тематической направленности и высоком профессиональном уровне работ. По итогам пленера была сформирована выставка, а позже — премирование (на конкурсной основе) художников-участников выставкой в Москве.
Традиционное русское поселение (село Середа упоминается с XVII века и означает середину ямского пути между Шуей и Нерехтой, Иваново-Вознесенском и Плесом) с храмами, островками старой архитектуры, историческими ландшафтами (здесь проходил «Екатерининский тракт») стало объектом художественных осмыслений художников. Осознание культурной ценности русской провинции как одной из базовых основ национальной идентичности — еще одна задача таких пленэров. Следующим проектом клуба стал пленэр в городе Таруса, поддержанный руководством городской администрации. Завершением пленэра стала выставка работ художников и акт дарения живописных работ.
Президент клуба А. Журавлев — выпускник МГАХИ имени В. И. Сурикова — имеет большой опыт организации пленэров, в том числе и международных. Международный пленэр «Зеленый шум», прошедший летом 2013 года в Плесе, собравший художников-реалистов из России, США, Италии стал участником культурной Олимпиады «Сочи-2014». Плес, где были написаны известнейшие картины Левитана, впервые открылся молодым иностранными художникам. Они писали те же пейзажи, те же храмы, что и выдающиеся русские художники более века назад. Пленэр показал актуальность и плодотворность традиций реалистической живописи, интерес молодых иностранных художников к достижениям нашего национального искусства, стал мощным импульсом дальнейшему развитию диалога культур.
Татьяна Пластова, президент Фонда поддержки творческой молодежи им. А. А. Пластова
Русский Север: Касаясь трех великих океанов...
Русский Север: Касаясь трех великих океанов...