Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Русский город «Мечта» растет в дмитровских лесах

        Русский город «Мечта» растет в дмитровских лесах

        Русский город «Мечта» растет в дмитровских лесах

        Поселения средового типа — это следующая ступень социального развития человечества. Носителям здорового мировоззрения неизбежно придется объединяться, чтобы защитить свои ценности и возможность передать их своим детям.

        Примеры такого собирания уже есть в России: мы посетили уникальный поселок-спутник Москвы, образовавшийся буквально за несколько лет у ее северной окраины.

        Солидарность — неистребимая черта русского менталитета. В России далеко не все и не всегда отвергали установку «моя хата с краю», зато в любое время русское общество обнаруживает людей, не желающих мириться с этим принципом. Примечательно, что в поговорке речь идет именно о доме — ведь не говорится, что «моя сумка» с краю или «моя телега с боку», мое «золотишко в банке». Поразительно метко выхвачена суть вопроса: ДОМ как средоточие мировоззрения.

        В России миллионы людей предпочли бы поставить свой дом не «с краю», а в родственной мировоззренческой среде. Однако большинству семей приходится решать жилищный вопрос в одиночестве. На это решение уходят лучшие годы, чаще всего отнятые у семьи. Люди отдают все силы приобретению жилплощади вместо того, чтобы рожать и воспитывать детей. Расселение происходит спонтанно, по законам дикого рынка, в гипертрофированной и агрессивной среде мегаполиса. Итог похож на катастрофу: тающее на глазах население России сосредоточено в десяти городах-супермаркетах.

        Народными инициативами трудно подменить отсутствие градостроительной и жилищной политики государства. Но чтобы выжить, это приходится делать. Разнообразным идеям «православных» поселений уже не один десяток лет. С заведомым постоянством они посещают ум русского человека. Увы, при этом счет удачных экспериментов по созданию средовых населенных пунктов можно пересчитать по пальцам.

        Один из русских целевых проектов осуществляется в Дмитровском районе Московской области. Компания патриотически ориентированных строителей разбила в живописном уголке родной земли площадью 260 га, между трех ледниковых озер, городок на 25 тысяч человек. Узнав об этом, мы предпочли поверить своим глазам. В России уже несколько десятилетий не возникает новых населенных пунктов — и вдруг речь идет о полноценном городе, со всей инфраструктурой.

        Первое и самое приятное впечатление от увиденного — населенный пункт «Мечта» (именно так его назвали создатели) не является мечтой в прямом смысле этого слова. То есть, он действительно существует: несколько кварталов с бульварами, автобусными остановками, детскими площадками и жителями из плоти и крови, которые встречаются по выходным в русском культурном центре... Географической и смысловой доминантой этого малого города является храм. Еще одна характерная особенность — по просьбе жителей улицам присвоены названия икон Пречистой Богородицы: Смоленская, Иверская, Владимирская, Тихвинская...

        Создатели городка намеренно не акцентируют внимание на религиозной идеологеме проекта, однако его в качестве места для жизни уже выбрали несколько семей православных священников. Еще одним напоминанием о мировоззренческих предпочтениях обитателей «Мечты» являются поклонные кресты, установленные на въездах в поселок.

        Чтобы приблизить «Мечту» к народу, авторы проекта решили сэкономить на архитектурных излишествах. Пятиквартирные дома, таунхаусы и коттеджи преимущественно выполнены в духе здорового минимализма, из простого кирпича и бетона (собственного производства). Возможность выбрать из четырех типов жилья преследует ту же самую цель: сделать так, чтобы переселение в городок оказалось по карману не только успешному предпринимателю, но и обычному жителю мегаполиса.

        Создатели городка постарались подобрать максимум возможных вариантов для проживания семей: квартиры-студии, квартиры формата таунхаус (ноу-хау застройщика). Воплощению сказки весьма способствует и то, что город обладает индивидуальной инженерной сетью, что в значительной степени облегчает его диалог с энергетическими монстрами России. Проблема расстояния (до Москвы более 20 км) решена при помощи индивидуальной транспортной системы «Мечта-авто». Житель городка едет до метро в уютном автобусе прямо от подъезда, в отличие от многострадальных обитателей остального Подмосковья.

        В «Мечте» есть собственный детский сад, планируется создание собственной школы. В каждом дворе обустроена детская площадка, множество спортивных объектов — от футбольных полей до теннисных столов в тени дворовых садиков, беседки и навесы для гуляющих мам, альпийские горки и прочее ландшафтное благообразие. Приятные мелочи, которые в совокупности меняют жизнь к лучшему.

        Созерцая двор в каком-нибудь спальном районе мегаполиса, поражаешься: почему около тысячи людей каждый день живущих здесь, не могут избавиться от убожества и однообразия? В отличие от жертв гипер-урбанизации, у каждого жителя «Мечты» есть импровизированный палисадник перед домом, где можно «поковыряться», высадив, к примеру, цветы. Дети могут ходить по «Мечте» без взрослых, а теплыми вечерами можно услышать, как мама зовет домой загулявшегося сорванца. На этом моменте у очевидца срабатывает синдром Незнайки — и глаза отказываются верить. Но оказывается, такое еще возможно.

        В больших городах люди смирились с утратой русской улицы, двора, покорно спрятались за стальными дверьми. Авторы «Мечты» целенаправленно культивируют возрождение русской дворовой культуры. Поселок охраняется специальным подразделением, которому в качестве особого наставления поручено следить за безопасностью детей. А по просьбе взрослых администрация городка реализовала проект «поляна за углом». В каждом дворе организовано место для отдыха на свежем воздухе с мангалом. Жители двора встречаются здесь семьями или принимают гостей.

        В чем идея расселения по средовому принципу? Об этом мы попросили рассказать руководителя проекта «Жилой комплекс «Мечта» Валерия Николаевича Артемьева.

        «Все очень просто — ближе к земле, ближе друг к другу, человек в большом городе не видит соседа. А здесь отец с сыном имеют возможность что-то смастерить во дворе, где у семьи мастерская есть, — рассказывает он. — А дедушка с внуком на рыбалку пошел, в условиях мегаполиса такое просто невозможно! Вот элементарные события, которые формируют менталитет человека, они и делают нас русскими людьми. В каждом из нас живут простые критерии добра и зла. А наша задача — эти смыслы расшевелить, вернуть на землю».

        «Мы возвращаем русскому человеку понятие малой Родины, — убежден Валерий. — Трудно с ностальгией вспоминать столичную двадцатипятиэтажку, и трудно назвать родным двор, заставленный чьими-то автомобилями, прокуренный подъезд, лестничную площадку с незнакомыми соседями. Русскому человеку генетически необходимо существование таких смыслов как: родная речка, лес, двор, в котором рос, сад, который посадил».

        Говоря о средовом принципе, строитель «Мечты» умалчивает еще одну характерную особенность: жителям поселка предоставлена возможность самим эту среду формировать. Проще говоря, в «Мечте» намерено созданы условия для развития общинности и традиционного мировоззрения. А главным инструментом для реализации этих запросов стала местная Управляющая компания.

        Особое место в жизни городка занимает Русский культурный центр. Сначала под него отвели небольшую площадь, но оказалось, что «свои» праздники пользуются большой популярностью у населения, и вскоре центр занял почти все здание. В выходные дни здесь можно застать не только лапти и балалайки, но и, например, вечер классической музыки или концерт детской самодеятельности.

        При виде такой идиллии складывается впечатление, что в городке «мечты» все идеально, но это не так. У поселения есть проблема, которую можно назвать фундаментальной для русской стратегии градостроения вообще. Это вопрос занятости жителей. Десятки правильных и самых благонамеренных переселенческих проектов разбились об эту реальность. Конечно, город-сказку выручает близость к Москве, куда его обитатели продолжают совершать трудовые поездки.

        Еще одним бонусом является удачное расположение неподалеку от строящейся транспортной артерии, ведущей в Шереметьево. Руководством «Мечты» предпринимаются нестандартные усилия, чтобы диверсифицировать экономику домохозяйств. Так, для местных жителей создан «бизнес-клуб» — с целью поддержать любые (как здесь говорят, даже самые бредовые) инициативы по организации занятости вблизи и на территории городка. Такой опыт можно назвать беспрецедентным в условиях современной России. Ведь чаще всего местные власти становятся «вампирами» для частных предпринимателей.

        Обыкновенно инициаторы русских средовых поселений являются романтиками и в итоге нередко оказываются фаталистами. У создателей города-мечты есть львиная доля здорового прагматизма. Возможно, поэтому городок существует и продолжает расти. Даже на формирование общины здесь смотрят не без утилитарных целей. Предполагается, что жители «Мечты» будут взаимодействовать друг с другом по артельному принципу, то есть по профессиональному интересу.

        В 2013 году жилой комплекс «Мечта» получил премию «Поселок года 2013», Диплом за эффективную предпринимательскую деятельность и развитие в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также стал победителем премии НАМИКС в номинации «Жилье для российской семьи».

        Создатели города-сказки отдают себе отчет, что построить дома, проложить улицы и замостить площади гораздо проще, чем синтезировать человеческую среду единомышленников. Городок открыт для всех желающих в нем жить и покупать дома. И все же здоровая среда априори складывается здесь по определенным духовным и ценностным критериям. Влиять на этот процесс можно лишь косвенно, через культивацию традиционного русского образа жизни. Здесь заново создают традицию. Это кропотливый и тяжелый труд над человеческим сознанием, который может занять годы. Но к «Мечте» готовы идти экстенсивным путем.

        Артем Сериков

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"