Поселения средового типа — это следующая ступень социального развития человечества. Носителям здорового мировоззрения неизбежно придется объединяться, чтобы защитить свои ценности и возможность передать их своим детям.
Примеры такого собирания уже есть в России: мы посетили уникальный поселок-спутник Москвы, образовавшийся буквально за несколько лет у ее северной окраины.
Солидарность — неистребимая черта русского менталитета. В России далеко не все и не всегда отвергали установку «моя хата с краю», зато в любое время русское общество обнаруживает людей, не желающих мириться с этим принципом. Примечательно, что в поговорке речь идет именно о доме — ведь не говорится, что «моя сумка» с краю или «моя телега с боку», мое «золотишко в банке». Поразительно метко выхвачена суть вопроса: ДОМ как средоточие мировоззрения.
В России миллионы людей предпочли бы поставить свой дом не «с краю», а в родственной мировоззренческой среде. Однако большинству семей приходится решать жилищный вопрос в одиночестве. На это решение уходят лучшие годы, чаще всего отнятые у семьи. Люди отдают все силы приобретению жилплощади вместо того, чтобы рожать и воспитывать детей. Расселение происходит спонтанно, по законам дикого рынка, в гипертрофированной и агрессивной среде мегаполиса. Итог похож на катастрофу: тающее на глазах население России сосредоточено в десяти городах-супермаркетах.
Народными инициативами трудно подменить отсутствие градостроительной и жилищной политики государства. Но чтобы выжить, это приходится делать. Разнообразным идеям «православных» поселений уже не один десяток лет. С заведомым постоянством они посещают ум русского человека. Увы, при этом счет удачных экспериментов по созданию средовых населенных пунктов можно пересчитать по пальцам.
Один из русских целевых проектов осуществляется в Дмитровском районе Московской области. Компания патриотически ориентированных строителей разбила в живописном уголке родной земли площадью 260 га, между трех ледниковых озер, городок на 25 тысяч человек. Узнав об этом, мы предпочли поверить своим глазам. В России уже несколько десятилетий не возникает новых населенных пунктов — и вдруг речь идет о полноценном городе, со всей инфраструктурой.
Первое и самое приятное впечатление от увиденного — населенный пункт «Мечта» (именно так его назвали создатели) не является мечтой в прямом смысле этого слова. То есть, он действительно существует: несколько кварталов с бульварами, автобусными остановками, детскими площадками и жителями из плоти и крови, которые встречаются по выходным в русском культурном центре... Географической и смысловой доминантой этого малого города является храм. Еще одна характерная особенность — по просьбе жителей улицам присвоены названия икон Пречистой Богородицы: Смоленская, Иверская, Владимирская, Тихвинская...
Создатели городка намеренно не акцентируют внимание на религиозной идеологеме проекта, однако его в качестве места для жизни уже выбрали несколько семей православных священников. Еще одним напоминанием о мировоззренческих предпочтениях обитателей «Мечты» являются поклонные кресты, установленные на въездах в поселок.
Чтобы приблизить «Мечту» к народу, авторы проекта решили сэкономить на архитектурных излишествах. Пятиквартирные дома, таунхаусы и коттеджи преимущественно выполнены в духе здорового минимализма, из простого кирпича и бетона (собственного производства). Возможность выбрать из четырех типов жилья преследует ту же самую цель: сделать так, чтобы переселение в городок оказалось по карману не только успешному предпринимателю, но и обычному жителю мегаполиса.
Создатели городка постарались подобрать максимум возможных вариантов для проживания семей: квартиры-студии, квартиры формата таунхаус (ноу-хау застройщика). Воплощению сказки весьма способствует и то, что город обладает индивидуальной инженерной сетью, что в значительной степени облегчает его диалог с энергетическими монстрами России. Проблема расстояния (до Москвы более 20 км) решена при помощи индивидуальной транспортной системы «Мечта-авто». Житель городка едет до метро в уютном автобусе прямо от подъезда, в отличие от многострадальных обитателей остального Подмосковья.
В «Мечте» есть собственный детский сад, планируется создание собственной школы. В каждом дворе обустроена детская площадка, множество спортивных объектов — от футбольных полей до теннисных столов в тени дворовых садиков, беседки и навесы для гуляющих мам, альпийские горки и прочее ландшафтное благообразие. Приятные мелочи, которые в совокупности меняют жизнь к лучшему.
Созерцая двор в каком-нибудь спальном районе мегаполиса, поражаешься: почему около тысячи людей каждый день живущих здесь, не могут избавиться от убожества и однообразия? В отличие от жертв гипер-урбанизации, у каждого жителя «Мечты» есть импровизированный палисадник перед домом, где можно «поковыряться», высадив, к примеру, цветы. Дети могут ходить по «Мечте» без взрослых, а теплыми вечерами можно услышать, как мама зовет домой загулявшегося сорванца. На этом моменте у очевидца срабатывает синдром Незнайки — и глаза отказываются верить. Но оказывается, такое еще возможно.
В больших городах люди смирились с утратой русской улицы, двора, покорно спрятались за стальными дверьми. Авторы «Мечты» целенаправленно культивируют возрождение русской дворовой культуры. Поселок охраняется специальным подразделением, которому в качестве особого наставления поручено следить за безопасностью детей. А по просьбе взрослых администрация городка реализовала проект «поляна за углом». В каждом дворе организовано место для отдыха на свежем воздухе с мангалом. Жители двора встречаются здесь семьями или принимают гостей.
В чем идея расселения по средовому принципу? Об этом мы попросили рассказать руководителя проекта «Жилой комплекс «Мечта» Валерия Николаевича Артемьева.
«Все очень просто — ближе к земле, ближе друг к другу, человек в большом городе не видит соседа. А здесь отец с сыном имеют возможность что-то смастерить во дворе, где у семьи мастерская есть, — рассказывает он. — А дедушка с внуком на рыбалку пошел, в условиях мегаполиса такое просто невозможно! Вот элементарные события, которые формируют менталитет человека, они и делают нас русскими людьми. В каждом из нас живут простые критерии добра и зла. А наша задача — эти смыслы расшевелить, вернуть на землю».
«Мы возвращаем русскому человеку понятие малой Родины, — убежден Валерий. — Трудно с ностальгией вспоминать столичную двадцатипятиэтажку, и трудно назвать родным двор, заставленный чьими-то автомобилями, прокуренный подъезд, лестничную площадку с незнакомыми соседями. Русскому человеку генетически необходимо существование таких смыслов как: родная речка, лес, двор, в котором рос, сад, который посадил».
Говоря о средовом принципе, строитель «Мечты» умалчивает еще одну характерную особенность: жителям поселка предоставлена возможность самим эту среду формировать. Проще говоря, в «Мечте» намерено созданы условия для развития общинности и традиционного мировоззрения. А главным инструментом для реализации этих запросов стала местная Управляющая компания.
Особое место в жизни городка занимает Русский культурный центр. Сначала под него отвели небольшую площадь, но оказалось, что «свои» праздники пользуются большой популярностью у населения, и вскоре центр занял почти все здание. В выходные дни здесь можно застать не только лапти и балалайки, но и, например, вечер классической музыки или концерт детской самодеятельности.
При виде такой идиллии складывается впечатление, что в городке «мечты» все идеально, но это не так. У поселения есть проблема, которую можно назвать фундаментальной для русской стратегии градостроения вообще. Это вопрос занятости жителей. Десятки правильных и самых благонамеренных переселенческих проектов разбились об эту реальность. Конечно, город-сказку выручает близость к Москве, куда его обитатели продолжают совершать трудовые поездки.
Еще одним бонусом является удачное расположение неподалеку от строящейся транспортной артерии, ведущей в Шереметьево. Руководством «Мечты» предпринимаются нестандартные усилия, чтобы диверсифицировать экономику домохозяйств. Так, для местных жителей создан «бизнес-клуб» — с целью поддержать любые (как здесь говорят, даже самые бредовые) инициативы по организации занятости вблизи и на территории городка. Такой опыт можно назвать беспрецедентным в условиях современной России. Ведь чаще всего местные власти становятся «вампирами» для частных предпринимателей.
Обыкновенно инициаторы русских средовых поселений являются романтиками и в итоге нередко оказываются фаталистами. У создателей города-мечты есть львиная доля здорового прагматизма. Возможно, поэтому городок существует и продолжает расти. Даже на формирование общины здесь смотрят не без утилитарных целей. Предполагается, что жители «Мечты» будут взаимодействовать друг с другом по артельному принципу, то есть по профессиональному интересу.
В 2013 году жилой комплекс «Мечта» получил премию «Поселок года 2013», Диплом за эффективную предпринимательскую деятельность и развитие в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также стал победителем премии НАМИКС в номинации «Жилье для российской семьи».
Создатели города-сказки отдают себе отчет, что построить дома, проложить улицы и замостить площади гораздо проще, чем синтезировать человеческую среду единомышленников. Городок открыт для всех желающих в нем жить и покупать дома. И все же здоровая среда априори складывается здесь по определенным духовным и ценностным критериям. Влиять на этот процесс можно лишь косвенно, через культивацию традиционного русского образа жизни. Здесь заново создают традицию. Это кропотливый и тяжелый труд над человеческим сознанием, который может занять годы. Но к «Мечте» готовы идти экстенсивным путем.
Артем Сериков
Русский город «Мечта» растет в дмитровских лесах
Русский город «Мечта» растет в дмитровских лесах