На долю России, русских людей выпало великое множество деяний, которые живительно окропили Запад, защитили и предостерегли весь мир. Истекая кровью, Русь оградила Ренессанс Европы от татаро-монгольского ига, низвергла всемирного тирана Бонапарта, в 40-х годах ХХ века спасла мир от зла. В начале ХХ века Россия оплодотворила Запад и Америку своей культурой, привнесенной русской интеллигенцией и отторгнутой революционной властью. Она показала невиданные успехи в созидании и гибельность некоторых путей движения — образец и предостережение.
Поистине Россия прошла через муки распятия в поисках лучших путей для человека и человечества. И, как Спаситель, выстрадала больше всего сама. Но, может быть, ее культурное сияние, жертвенный подвиг ее обозначают искупительный выход из тупика, в котором оказалось все человечество. «Других спасал, а себя спасти не можешь», — кричали фарисеи распятому Христу. Злоба, пошлость и эгоизм мешали осознать подвиг Христа во имя людей. Весь мир, Европа не постигли пока подвига России. Всемирный Русский Народный Собор есть место, где мы советуемся о путях, по которым ответственно и осторожно должна двигаться Россия. Ни наш исторический опыт, ни наши пока еще необозримые просторы не позволяют нам делать резких, неосмысленных, заимствованных в чужеземье, не принятых народом решений. Революция и перестройка показали гибельность подобных шагов.
Мы должны опереться на истинные ценности России, на краеугольные камни, на которых она покоилась свыше тысячи лет. Только путь духовного укрепления, творческого созидания, приращения Делом, Трудом может быть путем плодотворным. Ныне, в смятенное и отягощенное мраком время, только этот путь единственно верный. И сейчас, когда многие растерянны, обессилены, ищут варианты жизни, мы можем обратиться к Сергию Радонежскому — строителю русской духовной культуры. Говорилось: «Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил». Его доспехи — вера, знание и строительство вдохновляли потерявших надежду, уставших. И мы нынче только верой, знанием и строительством можем заменить разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство.
Для русской нации, взращенной на православной культуре, христианские ценности не только привносят мудрость, но и прорастают сквозь века Веры в суть народного бытия, общественных взглядов, образа жизни. Христианские ценности и есть ценности России, даже известный всем кодекс строителя коммунизма, самым решительным образом перефразируя их, заимствован у христианства. Однако нет сомнения, что каждая нация и культура имеют свои индивидуальные особенности, и, говоря о вселенском мироощущении русских людей, о русском всечеловеке, можно согласиться с Розановым, критиковавшим созданный в отечественной философии образ русского всечеловека, «болевшего душою за весь мир, но мало думавшего о России». Давно пришло время всем поболеть за Россию.
Давно пора выделить те ценности, которые являются необходимой частью жизни русских людей, без которых русские люди теряют существенную часть своего историко-генетического облика. Вычленяя эти духовно-метафизические, философские, державные ценности, мы хотели бы обратить взор наш на православно-бытовые, семейные, обиходные ценности, на реальные очаги, высоты, образцы, которые нам надо постигать, которые нам надо защищать, которые нам надо утверждать в сознании миллионов русских людей. На Всемирном Русском Соборе мы приняли очень важный документ — «Берегите святыни наши».
Думаю, следует вспомнить наставления великого Пушкина: «Нельзя прощать «клеветникам России», особенно тем, которые в ответ на русскую ласку «способны клеветать на русский характер, мазать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами отцов». Закон в России не мог применяться без совести, без чести, без патриотизма, без жалости. У нас с нашим телевидением отмирают добрые чувства. Зато культивируются дурные и злые: жестокость, гнев, мстительность, жадность. Еще недавно все это внушало людям страх, а ныне многим импонирует, ибо показывает волю, энергию, властность. Одновременно утверждает и бессилие добрых чувств.
Ослабление сопротивления злу вызвано многими причинами, в том числе и удесятеренной, умноженной на технические достижения изощренностью зла, и отсутствием страха перед наказанием последнего, выступающего в виде киллеров, организованных банд, государственных преступников, и немощью правосудия. Имеет место и укоренившаяся идея непротивления злу силой. Уроки этого непротивления столь велики, что это стало причиной многих бед и катастроф России ХХ века. Великий мыслитель Иван Ильин говорил о соблазнительной видимой легкости толкования Христова откровения, внушавшей, что любовь есть гуманная жалостливость, что любовь исключает меч, что любит не тот, кто борется, а тот, кто бежит от борьбы, что жизненное и патриотическое дезертирство есть проявление святости, а таким образом, можно предавать дело Божие ради собственной моральной праведности. И призыв Христа любить врагов относился к врагам человека, а не к врагам Божиим. И резкий вывод: «Никто не вправе прощать чужие обиды или предоставлять злодеям обижать слабых, развращать детей, осквернять храмы и губить родину».
Так, христианская любовь имеет не только утверждающий, но и карающий меч. Вдохновляемая любовью к Богу, к святыням, к родине, к ближним, борьба со злодеями и злодейством необходима. Любовь и меч связаны с Архангелом Гавриилом и Георгием Победоносцем. «Учитесь христианской любви у Преподобного Сергия, Патриарха Гермогена, у Александра Невского и не учитесь у Льва Толстого и его последователей. Помните, в любви нужна не только мука за другого, но и гроза за него».
Мы должны очертить те ценности, которые для нас являются безусловными и абсолютными. Мы должны предостеречь от лукавой политики выдать за подлинную культуру всякого рода подделки. Мы опираемся на историю России, на ее святыни, на выходящий на первый план инстинкт национального самосохранения. Мы, к сожалению, должны констатировать, что почти весь послеоктябрьский период отличался резкой русофобией среди руководителей страны (достаточно назвать Троцкого, Свердлова, да и Ленина, а затем и Хрущева, Андропова, Горбачева — все руководящие члены партии и государства улюлюкали в адрес России, называли ее не иначе как «патриархальная», «кондовая», «отсталая», «бескультурная», а в последний советский и постсоветский период «нецивилизованная», «неадекватная», «имперская»), а также в средствах массовой информации, среди так называемых людей науки, в литературных кругах.
Русские в РФ составляют 85% населения, и потому главным вопросом в России, имеющим не локальное, а всеобщее, мировое и, если хотите, судьбоносное значение, является русский национальный вопрос. По численности русские уступали в конце XIX века лишь китайцам, а сейчас американцы и индусы превзошли нас, близки к этому японцы, индонезийцы, бразильцы.
Всемирный Русский Собор на своих встречах прочертил ряд важных направлений, которые являются опорными. Они выстраиваются по линии: Бог — Храм — Семья — Школа — Община (коллектив) — «малая родина» — Родина — Мир — Бог. Попробуем и мы очертить внутри этого поля те некоторые направления, осмысления и действия, вокруг которых, как нам кажется, и следует выстраивать русскую платформу, искать и определять ценности России.
Итак, линии русской платформы: Духовная. Государственно-историческая. Идеологическая. Русское Дело. Труд во благо Отечества и человека; Внешнеполитическая (границы, союзники). Культура. Военно-патриотический дух. Армия. Борьба с неправедностью, с преступностью. Русские люди. Подвижники. Поиск лидеров. Кризисы и выход из них. Будущее России. Объединяющая идея. Символы Отечества.
Нужно познать Россию и создать своеобразный информационно-статистический фонд «Россиянин», где собирать экономико-статистические, культурологические историко-сравнительные данные о России, о людях Отечества, о практических делах в области экономики, культуры, религии. Очень важно обеспечить выход русским, русской идее, нашим ценностям на ТВ. И тут могут быть законодательные инициативы, кампании неповиновения, разоблачение организаторов развращения детей, убийств, порнографии, обращения к патриарху, к обществу, к власти деятелей культуры, политических лидеров, простых людей, подготовка «Белой книги» — ТВ против русского народа, ТВ против Бога и т. д.
Давайте рассмотрим еще ряд важных направлений, которые могут быть опорными в выработке русской платформы. Прежде всего: «русская национальная школа». Без ее создания не может быть надежды на возрождение. Без подвига русского учителя, без подвижничества семьи мы не возродим России.
Уже состоялась вторая Соборная встреча по продвижению в практику опыта первых русских школ, созданию пособий и учебников, разработке методик. Это кардинальный вопрос, и к нему примыкает вопрос о русской высшей школе, который ждет своего дальнейшего утверждения. Это вопрос о подвижническом духе русской науки, ее всеохватности, служении Отечеству...
Нет сомнения, что мы должны продолжать работу по защите русского языка. Именно он стал объектом усиленных нападок и агрессии, предметом манипуляций и подмены понятий. Собор внес проект закона о защите русского языка в Думу, принимал участие в думских слушаниях. К сожалению, мало что изменилось, и мы продолжим наши усилия.
Принимая обращение Собора, мы помним, что после подобного обращения Л. Леонова, П. Корина, С. Коненкова в 1965 году «Берегите святыни наши» было создано Общество охраны памятников, стали возрождаться храмы, защищались памятники Отечества, возводились новые. Ценностью России всегда являлась книга, гордостью — издательское дело. (В 1914 году Россия была на втором месте в мире по выпуску книг: Сытин, Сойкин, Павленков.) В советское время в книгоиздании был невиданный скачок — например, издание собрания сочинений Пушкина тиражом 11 млн. Думаю, что перед нами сегодня стоят не менее важные задачи: выпускать закрытые в спецхранах книги, сохранять читальные залы и библиотеки, дворцы культуры.
Массовость приобщения к культуре в России ничего общего не имела с массовой культурой Запада. (Книжка-копейка, театры, читальные залы, Всесоюзные читательские конференции.) И это тоже наша ценность. В русской культуре всегда была иерархия ценностей. Сейчас она под всякими видами разрушается (захватом эфирного времени низкопробными коллективами, фильмами; оплатой «новыми русскими», а иногда и государством самых нетребовательных образцов в творчестве, резким понижением вкусов не только широкой публики, но и руководителей всех уровней).
А вышвырнутая с телевидения национальная мелодия, русская песня — им не находится места ни в передачах «Доброго утра», ни «Спокойной ночи, малыши», ни «После полуночи». Как сделать, чтобы в России снова звучала русская песня? Надо ли решение Думы? Обратимся ли в Конституционный суд? Или все зависит от Международного Валютного фонда? Вместо русской песни звучит низкопробный шлягер, вокруг которого затеивается радио- и телевизионный пустой разговор, затем показывается полу порнографический и художественно беспомощный фильм, получающий высшие награды, тут же бредовая книжка, награжденная премией... Делается все, дабы не пустить к народу его истинные ценности. Кажется, что телевидение и радио нацелено на перековку душевного, артельного, раздумчивого, лирического, деятельного, духовного русского человека в некий атрибут рынка, поглощающий, впитывающий, всасывающий те духовные эрзац продукты, которые предназначены для колониальных слуг, ухмыляющегося правителя.
Необходимо поговорить и о высшей ценности — нравственном служении людям и Отечеству. Это должно быть свято для русского человека так же, как семья, родители, армия, природа. Наш русский пейзаж, без которого мы — инопланетяне. Как быть с его красотой и непритязательностью, не отягощенностью вещизмом, из которого, модернизируя, вытравляют дух России? Где же наши русские дизайнеры, мебельщики, художники, где наша кустарная промышленность? Великий Менделеев говорил, что только развитие просвещения и промышленности спасет страну. Ныне то и другое разрушается. Спасенье народа — в спасении своих национальных ценностей. Скептицизм сгубил казавшиеся незыблемыми устои древнего мира, разрушил его ценности. Мы же должны осознать их, вдохнуть Веру в людей и утверждать их.
Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России
Опубликовано на сайте Валерия Николаевича Ганичева. 1996 г.
Русские ценности. Слово на Соборной встрече, посвященной русской духовности
Русские ценности. Слово на Соборной встрече, посвященной русской духовности