Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Москва
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Первый Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Москва
    • Мурманская область
    • Ненецкий автономный округ
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Первый Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Москва
      • Мурманская область
      • Ненецкий автономный округ
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Первый Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Москва
          • Мурманская область
          • Ненецкий автономный округ
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тверская область
          • Тульская область
          • Тюменская область
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Первый Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Русские праздничные развлечения на масленой неделе

        Русские праздничные развлечения на масленой неделе

        Русские праздничные развлечения на масленой неделе

        Масленица — праздник проводов зимы. Она проходит за неделю перед Великим постом (сыропустную неделю православного календаря), и заканчивается Прощёным воскресеньем.

        Масленица в традиционном русском быту была самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Её называли честной, широкой, обжорной, разорительницей... Про нее говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». Сегодня праздничные традиции восстановлены во многих городах. В Вологде, например, уже построили огромную катальную гору.

        Катание на горах и в санях

        Почти все масленичные развлечения проходили на улицах и площадях. Праздничные гуляния в русских городах проводились с устойчивой регулярностью — поводом были и церковные праздники, и ярмарки, но и победы, и коронации. Московские гулянья проводились в излюбленных местах — Девичье поле, Новинское и Марьина роща. Тогда это все были живописные окрестности города. А вот зимние гуляния были еще и там, где природный ландшафт позволял соорудить ледяные горы. Масленичные горы в древней Москве возводились на Москве-реке, в селе Покровском, на Разгуляе, на Неглинной, а позже перебрались и на Девичье, и под Новинское. Катание с гор было зимним развлечением в основном молодежи и детей. Для катаний или делались специальные, из дерева сколоченные, горы, или заливались водой горы естественные. Они украшались фонариками, рядом ставились елки. Ледяной скат переходил в ледяную дорожку.

        Катальные горы — любимое развлечение и петербуржцев. Знаменитый знаток балаганов А. Я. Алексеев-Яковлев описывал те, что ставились на Неве, Фонтанке, а также на Адмиралтейской площади: «Горы были двусторонние, они строились параллельно, но в разных направлениях. Вышка одной горы воздвигалась на Дворцовой площади, неподалеку от Александровской колонны, к ней «затылком» ...находилась вторая вышка. Поднявшись на которую по лесенке, съезжали в обратном направлении». Катались на санках и разгон их по ледяной дорожке достигал до ста метров, тогда как высота гор бывала и до двенадцати метров (для безопасности, горы наверху обносились перилами). На особо крутых горах были специальные люди — катальщики. Они за небольшую плату скатывали безопасно с гор нежных барышень. Особый шик — это катание на ногах, а не на санках. Доступно было не каждому!

        Но и другие города не отставали в праздничных гуляниях. На Урале, в Екатеринбурге, например, горы строили уже к Рождеству и катались с них вплоть до Великого поста, а на масленой неделе — каждый день. За катание денег не брали — потому и желающих было, хоть отбавляй. Чего только не использовалось в городах и деревнях для катания! Это были санки, ледянки, рогожи, шкуры, коньки. Это были круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу. Использовались в иных местностях и катульки — широкие выдолбленные доски, а также корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки. Дети любили влезть в одни санки по нескольку человек. А вот парни, показывая девушкам свою удаль и молодечество, умудрялись скатываться с самых высоких гор на вертлявой корежке. Они и лавировали по крутым склонам, управляя с помощью специальной короткой палки корежкой как лодкой. Но особый шик состоял в том, чтобы взяв на руки обмиравшую от страха девушку, спуститься с ней, стоя на ногах. Экстрим того времени состоял в зимних развлечениях! Но чаще всего любили кататься парами и на санках: девушка садилась к парню на колени и благодарила его за катание поцелуем. Если девушка вдруг не соблюдала этого правила, то молодежь, участвующая в катании, «замораживала» санки. Тогда девушка и парень не могли встать с них до тех пор, пока не поцелуются.

        Традиция говорит, что в праздничные дни происходило и катание на лошадях: то вокруг ледяных гор, а то и по улицам города. В Сибири, на Урале катались «утугой» (толпой), то есть собирались от 30 до 50 саней и друг за другом ездили по городским улицам. А сами катания в деревнях назывались «съездки» — участие в катании на лошадях принимали жители всех рядом расположенных деревень. К праздничному катанию готовили и лошадей: их мыли, расчесывали им хвосты и гривы. С шумом и весельем выезжали на катание парни и девушки: звенели бубенцы, быстро мчались лошади, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни... Парни то и дело приглашали в сани гуляющих девушек: «Прошу прокатиться!».

        Однако были и тут правила приличия: катать одну и ту же девушку парень мог не более трех-четырех кругов, а затем должен был приглашать другую. Но и тут лихие парни старались показать себя молодцами удалыми перед девушками: они управляли стоя бегущими лошадьми, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, дерзко свистели. Кульминация катаний наступала в воскресенье, когда молодежь возвращалась домой — стремглав неслись санные упряжки, обгоняя друг друга. Однако, воскресное катание завершалось мгновенно, — с первым ударом колокола, звавшего крещеный народ к вечерне.

        А в столичном Петербурге были принято катание на санях-чухонках. Были они неудобными, на ухабах того и гляди вывалишься из саней, но все неудобства искупались остротой ощущений. В разгул настоящего масленичного веселья, наезжающие в Петербург несколько тысяч крестьян из окрестных деревень, не знали недостатка в пассажирах. Вот как описывалось в дешевой лубочной книжке масленичные городские увеселения, подчеркивая, что деревенское веселие и городское различалось тем, что в селе оно «за так», а в городе — за деньги:

        А в городах, там горы высокие, салазки со звоном.
        И в саночках вертят за денежки кругом.
        Паяцы всех тешат, забавляют.
        Для денег всех людей кататься приглашают.
        Как в селах, так в градах тож,
        Но разность только в том: здесь выжимают грош.


        Масленая неделя

        В понедельник происходила встреча масленицы. Первый день назывался «Чистая масленица — широкая боярыня». Вторник назывался «заигрыш». В этот день на рассвете вывозилось чучело масленицы на какое-либо центральное праздничное место. Вокруг него водили хороводы, играли, катались с гор. Среда — лакомка. Этот день был обжорный — ели много и обильно, но еда была молочная. Разнообразные блины украшали столы. Мясо уже не ели — соблюдали церковную традицию. Не случайно возникла и поговорка: «Не житье, а масленица». Основные масленичные торжества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье. Эти дни назывались широкой масленицей. Четверг — это «перелом». Катались на санях, развлекались кулачными боями, водили медведя (живого или ряженого). Пятница — тещины вечорки.

        Масленичные обычаи были направлены и на то, чтобы ускорить свадьбы, чтобы молодежь находила себе пары, играя и общаясь в праздничные дни. Немало обрядов было связано и с молодоженами, с которыми была связана пятница. В этот день зять посещал тёщу. Она пекла блины и устраивала для молодых настоящий пир. Суббота — золовкины посиделки. Наступал день семейный. Молодые невестки принимали в своем доме родных. Наконец наступало воскресенье — целование или прощание с Масленицей. Народная традиция сочеталась с церковной — люди ходили к друг другу и просили прощения: один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». В этот день рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая злых духов. Их били палками, изгоняли. А зимняя хозяйка Масленица сжигалась за околицей, куда ее торжественно перевозили. В это время хозяйки выпекали для детей из теста «жаворонков». С этими «птичками» в руках дети кликали весну. Масленицу еще называли Сырной седмицей.

        Балаганы

        В городской культуре зимних развлечений с XVIII века стали все заметнее балаганы. Представления в балаганах шли на протяжении всей масленицы. На праздничных площадях, у балаганов, прямо на глазах у публики пекли блины или приносили их из ближайших трактиров. Без блинов, сладостей и традиционных напитков не обходился масленичный нарядный люд. Очень популярен был сбитень — помимо меда в него входили разные пряности. Продающие его сбитенщики ходили по площади с огромными баклангами, завернутыми в толстое полотно и громко выкрикивали: «Вот сбитень! Вот горячий! Кто сбитню моего? Все кушают его...»

        Временные театральные помещения — балаганы — отличались размерами, репертуаром, успехом у публики, и, естественно, достатком их владельцев. В зрительном зале устанавливались грубые и простые скамейки, в зрительном же зале «шла бойкая торговля семечками и орехами, маковниками, пышками, кислыми щами и другой снедью». (Д. С. Альперов). Но бывали балаганы и пороскошнее — в зданиях «первой линии» перед сценой находилась даже оркестровая яма, а к ней примыкали ложи, потом кресла, а далее «первые» и «вторые места». Представления в балаганах обычно начинались в полдень и шли до девяти часов вечера. «Спектакль» длился 30-40 минут, тем самым в течение дня он шел пять-шесть раз.

        Балаганы украшались флажками, вывесками, а позднее — газовыми и электрическими лампами. К рубежу XIX-XX веков делались на них завлекающие надписи, отражавшие программу балагана: «механический и отроботический театр», театр метаморфоз, комические виртуозы и туманные картины», «эквилибро-гимнастико-пантомимы-танцы-театр«...Балаганы любили удивлять редкостью. Так, в мелких балаганах на Девичьем поле в последней трети XIX столетия можно было увидеть «необыкновенные вещи»: теленка о двух головах, мумию «египетского фараона», «дикаря», привезенного из Африки, который «ел» живых глубей, а также человека с железным желудком, выпивающим рюмками скипидар и тому подобное (И. А. Белоусов). Даже и «людоеда» демонстрировали публике в балаганах: «африканский людоед» — артист, обмазанный жженой пробкой или краской, облепленный перьями и посаженный на цепь в клетку, сначала «съедал» живую птицу (искусное чучело), потом дико вращал глазами, и произнося слова, типа, «Вакцендор, вакцендак! Фантран, фампоко!», усиливал их нечленораздельными звуками и щелканьем зубами. А содержатель этого монстра предлагал кому-нибудь из «почтеннейшей публики» проверить на себе способности его к людоедству. Таковых не находилось, зато сборы росли — публика ходила в балаган с надеждой — а «вдруг?!»...

        Одним из крупнейших актеров-предпринимателей и балаганщиков был в начале XIX века Леман. Несколько десятилетий его балаганы увеселяли публику Москвы и Петербурга. До того, как приехал он в Россию, Леман выступал в парижских предместьях. Там показывал французский вариант пантомим-арлекинад в духе классической итальянской комедии масок. В России этот тип постановки тоже стал очень популярен (и вообще, стоить заметить, что как театральные деятели рубежа XIX-XX вв., так и художники, очень многое почерпнули в эстетике балагана). Его балаганы были довольно роскошны внутри, довольно изысканны в убранстве. Он следовал вкусам века своего не только в убранстве балагана. «Леман, — писал неизвестный «любитель карнавальной драматургии», — покажет вам чертей, скелеты, ад, пожар, убийства, но он добр по природе и потому, если разрежет Арлекина на части, то немедленно склеит их...». Но уже в 40-е годы XIX века появились и «русские пантомимы». На сцену вышли Бова Королевич, Соловей-Разбойник. Кащей Бессмертный, Баба Яга, ­ Полкан-богатырь, Змей Горыныч, Жар-птица... Это ­ все любимые персонажи лубочных картинок, книжек и народных сказок. А вот в 1860-е годы русская тема широко вошла в репертуар балаганов в виде сцен из русской жизни.

        Крымская кампания и война с Турцией сделали популярными такой вид пантомим, как батальные постановки. В них преобладали массовые сцены, зрелищные рукопашные схватки, было множество спецэффектов: взрывы, пожары, рушащиеся здания и укрепления, и, конечно же, наличествовал эффектный финал — апофеоз. Победы над врагом. Особенно хороши были батальные постановки в балаганах купца Василия Малафеева. Его балаганы стояли на Адмиралтейской площади и Марсовом поле в Петербурге. У него же начали ставить не только пантомимы, но и разговорные пьесы. Доминировали военные драмы, сопровождаемые рукопашными боями и оружейной пальбой наряду с пением и плясками: «Куликовская битва, или Князь Дмитрий Донской», «Минин и Пожарский», «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири» и др. Обстановка драм была пышная, даже стремилась к историческому правдоподобию в костюмах и вооружении. Апофеоз носил аллегорический характер и прославлял победу русского оружия. Купец Малофеев средств отпускал достаточно — он страстно любил сцену...

        Пустели праздничные площади. Завершалась масленица. Заканчивалось веселье, и наступал строгий Великий пост — время покаяния и молитвы.

        Вероника Иконникова

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"