Спустя почти четверть века после падения Берлинской стены, ознаменовавшей окончание «холодной войны», излюбленной темой голливудских фильмов по-прежнему остаются кинозлодеи из России.
Такая «независимость» от реальности кажется весьма симптоматичной: только за последние несколько лет зритель познакомился с садистом и бывшим русским агентом КГБ в одном лице из «Мстителей», коррумпированными русскими чиновниками из фильма «Крепкий орешек: «Хороший день, чтобы умереть», с наемным убийцей из «Туриста», с русским шпионом из фильма «Шпион, выйди вон!» и с русско-американским гангстером из «Области тьмы». «Русские бандиты» стали своеобразным брендом и отодвинули на второй план знаменитую итальянскую мафию, — так считает The New York Times.
Американцы, заставшие период «холодной войны», по свидетельству их журналистов, переполнены смешанными чувствами: ненавистью и страхом к русским. Боязнь, что обе страны в любую секунду могут прибегнуть к ядерному оружию и уничтожить все Вселенную, вызывает повышенный интерес к фильмам «На следующий день» и «Нити». В них описываются события, которые приводят к третьей мировой войне — со всеми вытекающими последствиями использования ядерного оружия.
Злые русские шпионы проникли даже в мультфильмы. Так, персонаж мультфильма «Приключения Роки и Бульвинкля» по имени Борис Баденов как раз и работает на любимую американскую идею о «красных русских негодяях». Но самая большая странность состоит в том, что многие американские фильмы такого рода идут в нашем отечественном прокате. Неужели, смею задать вопрос, наши «прокатчики» разделяют взгляды американцев на «русских злодеев»?
На роли отрицательных героев американцы выдвигают, конечно, не только русских: можно видеть отрицательных героев-южноамериканцев в «Смертельном оружии 2», немцев — в «Крепком орешке», и палестинцев в фильме «Правдивая ложь». Совсем недавно в героев боевиков превратились албанцы («Заложница») и сомалийцы («Капитан Филлипс»). Но русские все равно остаются «излюбленными беззаконниками». В 90-х годах Билл Клинтон тесно общался с Борисом Ельциным, а не так давно Владимир Путин гостил у Джорджа Буша на ранчо в Техасе. Об этих, уже новейших временах, сняты такие фильмы как «Багровый прилив» — о ядерной катастрофе и «Чудо на льду» — о разгроме американцами советской сборной по хоккею на Олимпиаде в 1980 году.
Всякое лыко идет в строку: любой русский проигрыш, и, напротив, любое, даже малозаметное для большинства, событие на политической арене (или в социально-культурной жизни) становится поводом для американской рефлексии на «заданную тему». Так, после дипломатического скандала в Нью Джерси (2010 г.) появляется новый американский боевик «Солт», в главной роли которого — Анжелина Джоли, работающая на русскую разведку. В 2013 году вышел фильм «Гравитация», где американцы в очередной раз выставили Россию в негативном свете. В картине снималось всего три актера, и почти все действие в фильме происходит на орбите. Но и тут русские показали «свое истинное «я», — они подвергли серьезной опасности американских астронавтов, которая возникла из-за обломков российской ракеты. Ну, конечно же, и ракеты падают, и образуются обломки только у русских. Чтобы у американцев? Ни-ког-да!
А между тем, зрители США с нетерпением ждут выхода в следующем месяце второй части сериала «Американцы», в котором советские шпионы пытаются воплотить в жизнь свои коварные планы. Действия сериала разворачиваются во времена правления президента Рейгана в США. Русские «кинозлодеи» стали своеобразным киноклише, но массовая культура кино вся стоит на культурных и социально-политических клише, которые, правда, все же со временем претерпевают тоже изменения. Но в «русской теме» (как ее понимают создатели самого массового и самого манипулятивного «из искусств») никаких явных изменений по-прежнему, кажется, не намечается.
В январе на широкие экраны российских кинотеатров вышел очередной голливудский фильм, где русские снова изображены злодеями, а американцы пытаются всех спасти. Называется он «Джек Райан: теория хаоса». Режиссер фильма Кеннет Брана позаимствовал своего героя Джека Райана из очень старого (по меркам кинематографа) романа Томаса Клэнси «Охота за Красным октябрем» (1961), центральный сюжет которого строится на фундаменте противостояния России и США в период «холодной войны». Главный персонаж — рядовой аналитик ЦРУ отправляется в Москву, чтобы расстроить страшный замысел русского олигарха Виктора Черевина — разрушить американскую экономику путем террористической атаки. Русский мультимиллиардер, любитель алкоголя и женщин, обладает не только фантастическим состоянием, но и... хриплым угрожающим голосом. Такова «типичная художественная» характеристика, придуманная в Голливуде для кинобандитов из Восточной Европы. Жаль, не вспомнили еще и другие штампы, к примеру, что в России любят матрешек, играют на балалайках и приручают медведей.
Фильм «Джек Райан: теория хаоса» не может не вызывать вопросы: зачем американцы выбрасывают огромные деньги на сюжеты о «русских злодеях» и почему они вновь обратились к роману пятидесятилетний давности? Быть может для них «холодная война» и не заканчивалась? И теперь, как демонстрирует голливудское кино, она просто перенесена из политической в иную область — в область культуры?
Мария Соколова
По материалам статьи «Russians: Still the Go-To Bad Guys»
Русские кинозлодеи не спешат покидать американские экраны
Русские кинозлодеи не спешат покидать американские экраны