Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область (Мелитополь)
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Луганская Народная Республика
  • Москва
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тульская область
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
  • I Архангельский форум ВРНС
  • II Архангельский форум ВРНС
  • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • I Челябинский форум ВРНС
  • I Пермский форум ВРНС
  • IX Ставропольский форум ВРНС
  • I Кемеровский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Запорожская область (Мелитополь)
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Луганская Народная Республика
    • Москва
    • Ненецкий автономный округ
    • Мурманская область
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Бурятия
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Севастополь
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тюменская область
    • Удмуртская Республика
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
    • I Архангельский форум ВРНС
    • II Архангельский форум ВРНС
    • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • I Челябинский форум ВРНС
    • I Пермский форум ВРНС
    • IX Ставропольский форум ВРНС
    • I Кемеровский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Запорожская область (Мелитополь)
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Луганская Народная Республика
      • Москва
      • Ненецкий автономный округ
      • Мурманская область
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Бурятия
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Севастополь
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тульская область
      • Тверская область
      • Тюменская область
      • Удмуртская Республика
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
      • I Архангельский форум ВРНС
      • II Архангельский форум ВРНС
      • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • I Челябинский форум ВРНС
      • I Пермский форум ВРНС
      • IX Ставропольский форум ВРНС
      • I Кемеровский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Запорожская область (Мелитополь)
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Луганская Народная Республика
          • Москва
          • Ненецкий автономный округ
          • Мурманская область
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Бурятия
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Севастополь
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тульская область
          • Тверская область
          • Тюменская область
          • Удмуртская Республика
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
          • I Архангельский форум ВРНС
          • II Архангельский форум ВРНС
          • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • I Челябинский форум ВРНС
          • I Пермский форум ВРНС
          • IX Ставропольский форум ВРНС
          • I Кемеровский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Русская земля в размышлениях Нестора Летописца

        Русская земля в размышлениях Нестора Летописца

        Русская земля в размышлениях Нестора Летописца

        В XIII столетии святой благоверный князь Александр Невский весьма резко ответил послам папы римского, предложившим ему военную помощь Запада против монголо-татар в обмен на принятие русскими католичества: «...От вас учения не приемлем». Затем несколькими решительными военными ударами он остановил натиск рыцарей-католиков на Русь. Тем самым князь спас ее от измены самой себе, от переделывания ее по чужим образцам.

        К тому времени Русь уже давно осознавала себя православной цивилизацией. Но когда она впервые сформулировала свой, отличный от других, «цивилизационный код»? Это произошло в первое же столетие после того, как Русью была обретена сакральная ось любой цивилизации — ее религиозная составляющая. И произошло это не само собой, а усилиями древних книжников — первых отечественных гуманитариев.

        Наиболее известная и легендарная, почти эпическая, фигура среди них — Нестор Летописец. Он воплотил в себе родовые черты всех древнерусских книжников, так же как позднее это произошло с пушкинским Пименом из «Бориса Годунова». Но если Пимен лишь беспристрастный свидетель минувшего, то Нестор — явление в русской истории более масштабное. Его взгляд охватывает не только сбывшееся из Божьего замысла о человечестве и о Руси, но и то, что пока неведомо современникам летописца, что только еще вызревает в сокровенных глубинах исторического времени.

        Мощи святого Нестора Летописца доныне покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры. Сюда, в уже прославленный к тому времени монастырь, он пришел около 1073 г. еще совсем юным, чтобы погрузиться в мир высоких книжных, духовных смыслов.

        Монашество в Древней Руси — питательная среда интеллектуалов, вооруженных знанием всего комплекса тогдашней литературы — от богословской до исторической и естествоописательной. Это был единственный социальный слой, где чтение книг было не только излюбленным, но и предписанным занятием, трудом, приравненным к прочим духовным подвигам. И для человека, с детства погруженного в мир книжного слова — в мир сакральных смыслов, поскольку вся литература была проникнута светом Божественности, не было иного пути, кроме пути монаха — «земного ангела и небесного человека». Книги знакомили с идеалом христианского отвержения мира сего ради мира иного, и эта высшая степень сочетания со Христом не могла не волновать тонкий ум, не вызывать глубокого отклика в чутком сердце.

        Скорее всего, до прихода в монастырь Нестор получил хорошее образование в одной из школ, основанных Владимиром Святым или Ярославом Мудрым, обладал живым и быстрым умом, в его характере созерцательность сочеталась с жаждой деятельности. Его вполне можно представить, к примеру, ... путешественником, красочно описывающим свои «хождения за три моря», или княжеским дружинником, мечтающим побывать в незнаемых землях. Но он облачился в рясу монаха и рассказы о дальних странах и неведомых народах читал в переводных хрониках либо слушал из уст заходивших в монастырь воевод, купцов, паломников. Книжная премудрость, озаренная нездешним светом, позволяла видеть мир шире, чем в любом путешествии, познавать глубже, чем при погружении в самую гущу событий.

        Образ летописца в нашем сознании неотделим от фигуры смиренного, трудолюбивого монаха, исполняющего, по Пушкину, «долг, завещанный от Бога». Летописание было для инока прежде всего монастырским послушанием. Но не в меньшей степени это и способ богопознания. Через события истории познавалась воля Господня, Его отцовская любовь к людям и странам, хотя бы самым диким и непросвещенным, Его долготерпение к совершающим самые невероятные человеческие преступления, эхо которых звучит в истории подобно иерихонским трубам, Его «педагогические меры» по исправлению нравов целых народов. Сохранить в памяти потомков исторические события в их последовательности, точности и назидательности — значило стать переписчиком Книги, которую пишет от создания мира Творец. Это было прикосновение к святыне — только так и понимал свой труд интеллектуал-летописец.

        В 1080-х гг. из-под пера Нестора вышло «Чтение о житии о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Уже в этом житийном сочинении Нестор возвышается до степени публициста и историософа, представляя Русь во всемирно-историческом контексте, как страну, призванную Христом для совершения своего служения и своего подвига во имя Его. Уже здесь внятно прозвучали те интонации, которые полную силу обретут в «Повести временных лет». Цивилизационный код Руси в сознании книжников к тому времени уже сформировался, намного опережая и создание полноценного единого русского государства, и рождение единой нации.

        В то время настоятелем Печерского монастыря был Никон, прозванный Великим. С его именем и связывают появление летописной традиции в обители. Его прямым учеником, по всей вероятности, и был Нестор. На основе более ранней летописи, которая велась в стенах митрополичьей резиденции, при соборе Святой Софии в Киеве, Никон в 1070-х гг. принялся составлять свою. Это и был тот самый Начальный свод, который историки считают непосредственным предшественником «Повести временных лет» Нестора, писавшейся в 1110-1113 гг.

        «Повесть» легла в основание большинства известных русских летописей и до сих пор остается основным письменным источником знаний о древнейшей истории Руси. Она сохранила в себе не только более ранние летописные своды, но и подлинные документы X столетия. Киевский князь Святополк Изяславич открыл для старательного монаха-летописца княжеский архив и позволил переписать договоры Руси с Византией. Это был уже совершенно иной уровень историографии, а Нестора, следовательно, можно назвать первым русским профессиональным историком.

        Основная идея «Повести временных лет» — идея Руси. Образ Русской земли встает на ее страницах многое множество раз, и само понятие «земля Русская» у Нестора весьма многозначно — это и страна, и государство, и народ, и отечество. Но это и нечто более масштабное: словами другого книжника XI в. митрополита Илариона, страна «ведомая и слышимая всеми четырьмя концами земли». Ощущение русской державности, величия красной нитью проходит сквозь все творение Нестора. Чувство особенности и уникальности судьбы Руси — настолько, насколько уникален исторический путь любой самостоятельной мировой цивилизации. Летописец, вглядываясь в прошлое, видел сквозь него будущее — великое без всякого преувеличения: безусловное региональное политическое лидерство, масштабную историческую миссию. Точнее, это было спокойное ожидание большого будущего. Без пафоса и страстных сентенций. Ожидание на основе знания. Но на чем основывалось и откуда бралось это странное знание в то время, когда и русского народа, как сложившегося этноса, еще не существовало, когда и само государство пребывало в зачаточном состоянии (хотя по размерам уже оставляло далеко позади любую страну западной Европы)?

        Одно из значений слов «земля Русская» у Нестора, очевидно, является главным — с уточняющим добавлением: «земля Русская, люди христианские». Формально Русь была христианской вот уже век, на деле же православное население городов являло собой тонкую прослойку в массе по-прежнему темно-языческого сельского люда. Некрещеными оставались и целые племенные союзы. Может быть, Нестор и другие книжники, сидя в Киеве, не знали этого? Но об убийствах миссионеров язычниками в вятичских лесах они хорошо были осведомлены. Или же ученые монахи выдавали желаемое за действительное?

        Так может показаться. В самом деле, Нестор (и его предшественники-летописцы) постоянно оперирует словом «русский», хотя ничего собственно русского, в нашем понимании, еще не было. Ни народа русского, ни языка, ни русской знаменитой души и русского же характера. Но летописец не мечтатель — скорее практик. В своих сочинениях древние книжники как раз и формировали это русское: религиозное, культурное, историческое самосознание Руси — все то, что является фундаментом нации. Но что-то все-таки уже было. То, что можно увидеть въяве, рассмотреть, распробовать — и ощутить тот самый вкус будущего.

        Были «люди христианские». У Нестора это становой хребет не государства, не нации, а новой православной цивилизации, отпочковавшейся от византийской. «Люди христианские» — это та цивилизационная закваска, которая вскоре все тесто поднимет, и в итоге из печки выйдет то, что начало выпекаться на Руси в XIV в., а окончательно поспело к веку XVI-му.

        «...Кого так любит Бог, как нас возлюбил? Кого так почтил Он, как нас прославил и превознес?» — восклицает летописец на страницах «Повести...», имея в виду землю Русскую. Со времен своего крещения Русь мыслится книжниками отдельным христианским миром, рассматривается в отстранении и от «жребия Симова» — исламского Востока, и от папского Запада, и даже от православной Византии. На Руси пересекаются пути, ведущие во все эти земли, но это всего лишь торговые и политические интересы, не более. Русская цивилизация будет говорить с Богом на своем языке, заведет с Ним свои отношения и будет служить Ему на свой манер. А это и есть то главное, что отличает мировые цивилизации друг от друга (если не учитывать такой тонкости, как различие представлений о том, кого или что считать Богом).

        Признаки новой цивилизации были очевидны для древнерусского книжника. В том числе — ее отличие и независимость от Византийской. Византия для Руси не родная, пусть даже Царьград — центр мира и оттуда воспринята нами наша вера. «Греки до сего дня льстивы (лицемерны)», — лаконично отозвался о византийцах летописец. Для Византии христианская Русь — слегка укрощенный варварский сосед второстепенного значения. Для Руси Византия — не вполне добросовестный партнер, покушающийся на ее суверенитет и прочие государственные интересы. Очень быстро у киевских князей пропало желание копировать на Руси политические формы Византийской империи. Очевидно, в этом не было особой потребности. И без того князья и духовная элита ощущали паритет Руси и Византии: мы — равные. Но — другие. Киевская Русь не хотела становиться дубликатом Византии. У нее была иная политическая система совместного княжеского владения страной, которую позднее историки прозвали «империей Рюриковичей».

        Можно предполагать, книжники на Руси считали эту систему гораздо более отвечающей духу христианства — братской любви. Старший киевский князь был для остальных одновременно братом и отцом, обязанным поддерживать справедливые отношения между ними. Сидя на своих «столах», Рюриковичи составляли «княжескую полифонию», голос каждого выводил свою партию в общей мелодии. В идеале братья-князья должны были явиться земным подобием нераздельного единства Лиц в совете Святой Троицы. Но идеал на земле невоплотим, и в истории Руси «империя Рюриковичей» осталась уникальным, однако неудавшимся политическим опытом. Поэтому, когда Византия в XV веке падет, Русь задумается о преемстве...

        О самостоятельности русской цивилизации среди прочих летописцам говорила и складывавшаяся культура, опять же своя, неповторимая. Митрополиты-греки на киевской кафедре еще свысока посматривали на окультуренных «варваров» и значение придавали лишь привозному из Византии и Болгарии культурному продукту. Монахи верили в собственные силы Руси. Для греков прославляемые русские святые оставались сомнительными: митрополита Георгия в 1072 г. лишь явное чудо убедило в святости страстотерпцев Бориса и Глеба. У русских же книжников не было никаких сомнений: святые начальной Руси — князья, преподобные, мученики, безоглядно послужившие Христу, — еще одно свидетельство того, что земле Русской дарована великая судьба.

        Очертания этой будущей судьбы находим в «Повести...». В апокалиптические времена Руси предстоит принять на себя удар «нечистых народов», противостоять им, как противостоит она кочевым хищникам уже несколько столетий — печенегам, торкам, половцам. Именно о Русскую землю стачивают они свои зубы, чтобы обессиленными раствориться в небытии. Мог ли летописец предвидеть скорое появление еще одной орды губителей — монголо-татар? Не только мог, но и предупреждал об этом не раз на страницах «Повести...»: кровавые свары князей и людское нечестие доведут страну до погибели. «Наводит Бог в гневе своем иноплеменников на землю», а Русь, «больше всех почтенная» Богом, и наказывается Им более других. Созвучие этих предупреждений Нестора и горьких покаянных слов книжников эпохи после монгольского нашествия полнейшее.

        Нестор делал свои наблюдения на основе опыта минувших лет и современности. Он видел не только погибель, но и надежду. Прозревал Русь состоявшуюся, зрелую летами и мудростью, славную среди прочих царств-государств. В этом, как ни странно, и Россия нынешняя может видеть свою надежду. Ведь «большие ожидания» Летописца, ожидания большого будущего не исчерпаны Россией до сих пор. Кстати, в 2013 году исполняется 900 лет «Повести временных лет» преподобного Нестора.

        Наталья Иртенина

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"