Заместитель Главы ВРНС Александр Щипков в своей авторской программе на телеканале «Спас» отмечает, что современная социология имеет западное, американское происхождение. Она хороша развита, ее преподают во всем мире, включая российские вузы.
Что же касается социологии религии, то даже само понятие возникло недавно. Но русская школа социологии религии существует давно.
«В России жил и работал основатель социологии религии Александр Ильич Клибанов – выдающийся советский религиовед. Именно Клибанову принадлежит изобретение той методики работы с представителями разных религиозных течений, которой многие из нас сегодня пользуются. Клибанов родился ещё до революции и уже в 1932 году защитил кандидатскую диссертацию по истории меннонитов в России. В чём новация, главное открытие методики работы Александра Ильича? Клибанов был первым, кто стал изучать соотнесение религиозного опыта с общественно-политическим опытом. Даром ему это не прошло, в 1936 году он был арестован, и его посадили на шесть лет. Он освободился в 1942 году и тут же приступил к дальнейшим научным исследованиям. В 1948 году его посадили второй раз, и освободился он уже после смерти Сталина в 1954 году. Так что это был человек невероятного житейского, академического и лагерного опыта. Всю жизнь он трудился не покладая рук и занимался не только протестантизмом, но и православием – писал о Ниле Сорском, трудах Иосифа Волоцкого. Но все же главный его научный интерес строился вокруг русского протестантизма. Клибанов фактически первым затронул тему о взаимоотношениях протестантизма со старообрядчеством, которая сегодня невероятно актуальна. В России были и другие известные религиоведы. Но именно Клибанов стал основоположником русской социологии религии».
«Каковы же основные принципы методологии Клибанова? Во время отпусков он брал рюкзак и отправлялся на полевые исследования. Ездил в разные регионы России, общался с сектантами. Так появилась тетрадка "Потоп" из архива Клибанова. В описаниях таких выездов есть рассказ о том, как он с общался со старообрядцами, с подробным описанием бесед с ними», – рассказывает Александр Щипков.
Таким образом, главным принципом работы Клибанова с людьми было живое общение. «Самый интересный вопрос – почему люди откликались на расспросы? Почему они отвечали? Главный принцип Клибанова был – не обманывать, не врать. Он прямо говорил собеседникам о том, какие задачи он ставит, что он хочет понять в их жизни, обрядах и мировоззрении. Это единственный принцип, который способствует правильному изучению в разговоре с носителями религиозного убеждения», – резюмирует эксперт.
_________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.