В начале беседы Александр Щипков разъяснил, что в советский период существовало два понятия социализма. Первый был основан на комплексе западных идей, который базировался на марксизме. И его частично удалось реализовать на нашей территории, силовыми мерами. Но был и другой социализм – «нутряной, почвенный», который построен на общинной идее – при советской власти его назвали коллективизмом. Эти два социализма, отметил аналитик, существовали параллельно и не пересекались. Но ни тот, ни другой не выжили. И ошибка большевиков была в том, что они отказались от идеи традиции – культурной, исторической религиозной. По сути, отметил также Щипков, причина исхода революции 1917 года кроется в том, что ни белые, ни красные не были почвенниками – по сути, условно, февралисты воевали с октябристами. И красные победили потому, что их поддержал народ, а поддержал он по той причине, что красные умело использовали, а точнее, эксплуатировали, идею социальной справедливости.
В 90-е, подчеркнул А.В. Щипков, все существовавшие на территории России виды социализма были утрачены. И только теперь у нас начинает возрождаться идеология. При этом важно учитывать, что социализмы бывают разные, и это широкое понятие не ограничивается советским периодом. Аналитик отметил, что в речах Президента России В.В. Путина в последние годы появилась риторика традиционализма. И, вместе с тем, поднимаются социальные темы. Всё это предвестники социал-традиционализма.
«Термин социал-традиционализм родился у меня несколько лет назад в результате мучительных размышлений. Ранее я использовал термин "левый консерватизм", но впоследствии отказался от него. Затем буквально "перебрал" все виды консерватизма: динамический, просвещенный и так далее. И понял, что от этого надо уходить, потому что консервировать ничего не нужно, а следует опираться на традицию. А традиция – это не какая-то определенная эпоха, не какой-то определенный стиль. То есть это не статика, а динамика. Это способ передачи опыта – исторического, религиозного, научного, национального. Это механизм передачи опыта. Поэтому в традиции нет прошлого, настоящего и будущего. В ней всё сконцентрировано как бы в одной точке – во Христе, потому что «Отче наш, Иже еси на небесех» произносили со времен Александра Невского и будут произносить. Когда я работал над книгой "Социал-традиция", Святейший Патриарх Кирилл – я ему сказал, что занимаюсь такой темой – меня спросил, что такое социал-традиция. Я говорю, традиция – это Христос, а социал – это справедливость. Евангелие – это книга о справедливости. Святейший сказал "я всё понял"», – прокомментировал Александр Щипков.
Кроме того, в передаче состоялся разговор о двух типах мировоззрения – религиозном и секулярном, единстве Церкви и государства, необходимости передачи религиозного опыта в школах, о либерал-государственниках, России как новой Византии.
По мнению Александра Щипкова, в настоящее время для формирования идеологии не хватает мобилизационной формулировки, мобилизационной идеи. «Все составляющие у нас уже есть, – отмечает эксперт. – Нет лишь фразы. И вот-вот ее скажет кто-то. Мощную, короткую, на уровне лозунга».
Также Александр Щипков добавил, что западные идеологи занимаются сейчас консервированием старой либеральной модели – они хотят укрепить ее. Что же касается России, то у нас, напротив, идёт интеллектуальный подъем, считает Александр Владимирович, поскольку продолжается поиск: «Владимир Путин в Валдайской речи в Сочи говорил о разумном консерватизме. То есть о русском консерватизме. А это и есть социал-традиция».
Завершая беседу, ученые обсудили идеологию Победы. Это прохановский термин, отметил А.В. Щипков /прим. – писатель Проханов Александр Андреевич/: «Мы отталкиваемся от Великой Победы 1945 года, это очень важно, и идём дальше – это победа над смертью, это победа Воскресения. То есть мы должны переходить на религиозный уровень. Формулировка Проханова моет реализоваться только в том случае, если будет прямо сказано, что это победа Христа над смертью. Это Пасхальная победа».
В заключении передачи Александр Владимирович Щипков поблагодарил ведущего Федора Алексеевича Папаяни и коллектив программы за приглашение, а весь донбасский народ – за крепость, стойкость, любовь к Отечеству и за ясность мысли.
____________
Другие материалы на данную тему:Либерализм породил безнравственность
Социал-традиционализм - будущее России
Запрет на православие в школе недопустим
Традиция – это механизм передачи опыта