После роспуска СССР и дискредитации советских идеологических ценностей перед Россией объективно встал вопрос огромной важности: что, кроме института гражданства, будет отныне скреплять многонациональное государство в единую общность? Советскую крайность российские либералы пытались преодолеть обратной крайностью — полным уходом государства из политики исторической памяти. Проблема современной России — по-прежнему в недостаточном развитии у граждан разной этнической принадлежности и разных идеологических ориентаций общей государственно-идеологической и культурно-исторической идентичности.
Нерешённость ряда проблем в сфере межэтнических отношений в условиях постоянно ведущейся информационной войны против России является источником накапливающихся рисков, да и просто прямых угроз национальной безопасности. Объектом внешних манипуляций становится область культурно-исторических ценностей, мировоззренческих смыслов, нравственных представлений, и если она не наполнена позитивными для государства смыслами, Россия рискует эту войну проиграть. А с ней проиграть свой суверенитет и свободу.
Однако годы, прошедшие после роспуска СССР, показали, что выстраивавшаяся в России веками специфическая модель межэтнического взаимодействия обладает достаточным запасом прочности. Этот запас прочности и спас Россию в самый критический период постсоветского «безвременья». Вполне логично, если эта модель станет основой для формирования новой российской идентичности.
Статья председателя правительства РФ и кандидата в президенты В. В. Путина по национальному вопросу намечает путь решения двух ключевых проблем: 1) о содержательном наполнении российской идентичности и роли русского народа в межэтническом взаимодействии; 2) о месте государства и средств государственной политики в целях оптимизации такого взаимодействия на всех уровнях: в экономике, социальной области, идеологии, культуре.
Статья доносит до читателя ту мысль, что в условиях постсоветского развития национальная политика в России — это больше, чем просто формально-юридическое регулирование отношений между отдельными этносами или культурно-языковыми группами; это комплексная государственная политика идентичности, то есть та область, где должна вырабатываться российская национальная идея; это область создания новых смыслов в политике и идеологии, которые удовлетворительно объяснили бы цели существования и значение современной России как для собственных её граждан, так и в её отношениях с остальным миром.
Урегулирование межэтнических отношений — важный, но частный случай более общей проблемы: вокруг каких мировоззренческих, культурно-исторических и политико-идеологических ценностей можно оптимальным образом объединить все этнические группы России. Решение этой проблемы логично выводит на принципиальные вопросы, связанные с политикой российской идентичности: об общих для всех граждан России ценностях, историко-культурных традициях, о месте русского народа в стране, о его цивилизующей роли, о модели сосуществования народов РФ, о роли государства в этом процессе, об оптимальных инструментах и условиях проведения соответствующей государственной политики. Поэтому В. В. Путин, говоря о решении национального вопроса, ставит проблему шире: необходимо «такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы свое место».
Из формулы российской идентичности, заложенной в статью («полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром»), логично вытекают две задачи:
1. Поддерживать и развивать государствообразующие функции русского народа, благодаря которым только и сделалось возможным само Российское государство. Здесь наконец-то громко, на официальном уровне сказано о той определяющей роли русского народа в сохранении и укреплении России, которая замалчивалась десятилетиями в угоду то пролетарскому интернационализму, то демократическому либерализму. «Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. ...скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности».
2. Развивать гражданский патриотизм вокруг ценностей политической нации, которая институтом гражданства и вытекающими из него общими, гарантированными государством правами и свободами (среди которых обязательно — этнокультурные) будет дополнительно скреплять всех граждан России поверх их культурно-языковой специфики. Такая постановка вопроса вдвойне ценна тем, что заставляет сделать следующий необходимый шаг — заняться систематической разработкой политики исторической памяти в России. Сейчас такая политика во многих государствах Центральной Европы с преобладанием антироссийских настроений в политических кругах стала эффективным средством пропагандистской войны против России.
Решение национального вопроса в России в предлагаемом В. В. Путиным ключе даёт Российскому государству возможность не просто укрепить и расширить своё международное влияние, но и принципиально изменить мировую политико-идеологическую повестку дня, увести народы и государства от параноидальной американской игры в «поиск нарушителей демократии» и «спасение демократии в отдельно взятых государствах», игры, грозящей бесконечным кровавым кошмаром для всех (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия... список, если не положить этому предел, не закончен).
У России появляется шанс на данном историческом повороте, когда изменившиеся исторические условия отбраковали евроатлантические модели социально-экономического устройства и межкультурного взаимодействия («плавильный котёл», мультикультурализм), вырваться вперёд. В. В. Путин, по сути, предлагает России и всему миру перспективную модель культурно-цивилизационного взаимодействия, которая по своей универсальности выходит далеко за пределы России.
Эта модель, опираясь на исторически сформировавшиеся в России формы межэтнических отношений, устраняет две крайности: крайность репрессивного доминирования формально-юридических прав и свобод в ущерб этнокультурной идентичности человека и крайность доминирования этнокультурной идентичности в ущерб индивидуальным правам и свободам. Если данный принцип последовательно провести в политико-идеологических концепциях, правовых документах, в политических решениях, в государственном управлении, он для всего мира может стать привлекательным образцом межэтнического взаимодействия на межгосударственном и внутригосударственном уровнях.
Это создаёт одновременно и предпосылки для ценностно-мировоззренческого лидерства России во многих мировых делах. И первый перспективный проект, который в этих условиях обречён на успех, — это проект евразийской интеграции при лидерстве России, когда идея Русского мира, объединение исторической Руси в составе России, Малороссии (Украины) и Белоруссии, опираясь на идеологически внятную и успешную политику России, становится более привлекательным проектом, чем его ложная альтернатива в виде евроатлантической интеграции.
Универсализм русской культуры, русской национальной идеи, о которых напоминает В. В. Путин, и решение вопроса существования разных народов и культур в единой России — это образец для всего мира и иных многонациональных стран. С этой идеей и этим образцом Россия может успешно оспаривать мировое идейное лидерство у США, ибо ценности либеральной демократии и обусловленные ими права — лишь производное от самобытности народов и их права на сохранение собственной идентичности. Среди фундаментальных прав человека — в первую очередь права, защищающие его культурно-языковые интересы (речь — первый признак социализации человека, это всегда и сразу язык конкретного народа).
Однако именно это право яростно оспаривают Соединённые Штаты, именно этому праву угрожает процесс глобализации «по-американски». Россия как главный защитник культурно-исторического многообразия у себя в государстве, сумевшая обеспечить (при всех оговорках и трудностях постсоветского развития) достаточно гармоничное сосуществование культур на своей территории, является гарантом сохранения культурно-исторического лица и своеобразия иных стран и народов. Вот та идея и миссия, с которой сейчас она могла бы возглавить мировые политические процессы, предложить принципиально новую международную повестку дня, альтернативную глобализации.
По мере выхода России на первые роли в мировой конкуренции информационное противодействие ей извне нарастает. Сильная Россия сама по себе расценивается теми же Соединёнными Штатами как вызов их стремлению к доминированию в мире. Информационная война как раз и направлена на манипуляции с общественным сознанием, подмену мировоззренческих ориентиров, девальвацию традиций, ложные трактовки прошлого, стимулирующие исторические обиды разных этнических групп, внушение гражданам России чувства их культурно-исторической неполноценности.
На главное направление пропагандистской атаки В. В. Путин в своей статье указывает прямо: спекуляции на «праве наций на самоопределение», которые практически всегда имели кровавые последствия. Спекуляции здесь обращены как на русский народ с целью дискредитации в его глазах идеи Великой России (великой во всех смыслах и в культурно-географическом в первую очередь) как многонационального государства, так и на иные народы России — с целью дискредитации государствообразующей миссии русского народа.
«Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации — русский народ, русская культура». И далее: «Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России... Русский народ давно самоопределился. Самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром».
Цели очевидны — подорвать Россию изнутри, расшатать её государственность, покончить с её территориальной целостностью. Очевидно также, что эффективное противодействие этой подрывной работе требует формирования прочных, системных представлений граждан России о своих культурно-исторических ценностях, символах, героях, образцах нравственного поведения, о России как общем, едином и неделимом государственном пространстве для всех этнокультурных групп. И тогда так называемое право наций на самоопределение перестаёт быть самоценным принципом и привлекательным лозунгом, а значит — уже не способно выступать оружием в информационной войне.
Системная работа Российского государства в этом направлении запоздала, но точка «невозвращения» ещё далеко не пройдена. Позиция РФ В. В. Путина, его решимость вплотную заняться данным вопросом дают России шанс эффективно нейтрализовать существующие угрозы. «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно — не дождетесь...»
Виктор Пироженко (Украина)
Опубликовано на сайте «Столетие»
Русская скрепа. Заметки на полях статьи В. В. Путина «Россия: национальный вопрос»
Русская скрепа. Заметки на полях статьи В. В. Путина «Россия: национальный вопрос»