Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2020
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
Русская жизнь
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2020
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    Русская жизнь
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2020
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      Русская жизнь
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2020
          • Назад
          • Соборы 1993-2020
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России»
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
        • Русская жизнь
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Русская литература в школе — для креативной личности или творческого человека?

        Русская литература в школе — для креативной личности или творческого человека?

        Русская литература в школе — для креативной личности или творческого человека?

        Школьная программа по литературе представляет собой культурно-мировоззренческий базис, при подходе к которому необходима особая тщательность. По какой-то причине этот базис решено упразднить, что создает неопределённость как в учебном процессе, так и в преемственности любого рода, в том числе и мировоззренческой.

        Россия по-прежнему является одной из наиболее «читающих» стран, что является поводом для оправданного самоуважения. Несмотря на то, что общий уровень культуры неизбежно «просел» за годы смуты на рубеже XX-XXI вв., любовь России к литературе весьма заметна, как с точки зрения тиражей выходящих книг, так и их качества, не упавшего до повсеместного уровня однодневной беллетристики карманного формата. Но, пожалуй, ничто так не говорит в пользу существования в России деятельной любви к изящной словесности, как общественная реакция на отдельные нововведения связанных с образованием структур по части изучения русской литературы.

        За последние дни о новой программе изучения русской литературы для старших классов наших школ не высказался разве что ленивый. Впрочем, остаться в стороне не получится, поскольку ситуация и в самом деле складывается, мягко говоря, из ряда вон. Для начала — немного истории. В июне 2012 года был утверждён общеобразовательный стандарт для средней школы, и он впервые не содержал в себе списка литературы, обязательной для изучения. Согласно существующей до того практике, список содержался в самом тексте и являлся обязательным к изучению шаблоном, по которому, соответственно, готовились экзаменационные вопросы. При наличии свободных часов учителя имели право добавить к списку и другие произведения, но оценка знаний ученика по-прежнему производилась на основе утверждённого министерством списка. Это было оправдано, поскольку школьная программа представляет собой культурно-мировоззренческий базис, при подходе к которому необходима особая тщательность. По какой- то причине этот базис было решено упразднить. Что, разумеется, вносит существенный элемент неопределённости как в учебный процесс, так и в преемственность любого рода. В том числе и в мировоззренческую.

        В настоящее время существует несколько вариантов «эрзац-стандарта», которым неизбежно пришлось заменять отсутствующий в силу неизвестных обстоятельств полноценный список литературы. Согласно описанным в общеобразовательном стандарте критериям, список должен быть ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые было бы корректно привести полностью: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

        Только одна особенность бросается в глаза — составители критериев понимают «креативность» и «творчество» как нечто различное. Хотя само по себе это не может считаться претензией — например, министерство юстиции у нас не называется «министерством справедливости», как это звучало бы, если совершить буквальный перевод термина «юстиция» на русский.

        Минобрнауки составило «Перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению». С точки зрения соответствия мировоззренческим, описанным в ФГОС, критериям, к нему сложно придраться, всё выдержано в нужном ключе, хотя содержание весьма разнообразно — от «Алисы» Кира Булычёва до «Реквиема PQ-17» Пикуля, «Кондуита и Швамбрании» Кассиля, «Моего Дагестана» Гамзатова и «Золотого телёнка»...

        По поводу же книг, которые являлись бы не рекомендованными, а обязательными — информация появилась только в конце декабря прошлого года, когда вышло методическое пособие, созданное, по заявлению составивших её сотрудников Российской академии образования Львовой С. И., Ланина Б. А. и других, «с учётом новых образовательных стандартов, является ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования, за пределами которой остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей». Полное название методического пособия — «Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования. — М.: Вентана-граф, 2013 г.», доступны к покупке через Интернет по цене около 130 рублей.

        «Новогодний» месяц методическое пособие спокойно лежало на полках магазинов и не тревожило никого, пока его не начали покупать — хотя полный переход на новые общеобразовательные стандарты планируется осуществить в 2020 году, отдельные школы в качестве эксперимента будут учиться по новым стандартам уже с нового учебного года.
        Инвариантные познания в русской литературе у школьников будут выглядеть странно, если не сказать больше. Куприн, Лесков и Алексей Толстой, Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов и Бабель отсутствуют полностью. Из «Тихого Дона» теперь можно знать лишь «избранные главы», без уточнений. Не нужны оказались «Медный всадник» Пушкина, весь Гоголь и рассказы Чехова.

        Зато обязательными к изучению стали романы «Generation П» Виктора Пелевина и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой, творчество фантаста Сергея Лукьяненко, ряда других современных прозаиков, а также произведения некоего поэта Асара Эппеля, о величии и даже самом существовании которого автор этой статьи, вынужден признать, узнал только из указанного методического пособия.

        Удивительная метаморфоза, состоявшаяся с предпочтительными литературными познаниями школьников, вызвала огромный резонанс. В зависимости от личных предпочтений критиков из блогосферы, авторов пособия обвиняли в самых разнообразных пороках — от причастности к лобби различных сексуальных меньшинств и педофилов до попыток намеренного искажения культурного кода будущего россиянина в пользу либерализма и, соответственно, русофобии. Пожалуй, кое с чем можно бы согласиться — вымарывание из программы целой плеяды русских классиков-патриотов с заменой их на, зачастую, совершенно неизвестных личностей, само собой вызывает подобное толкование. Например, академик РАН Всеволод Троицкий обращает внимание на то, что «люстрации» подверглись последовательные русофилы. Но поэзия Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы тоже исчезла, что заставляет отказаться от обвинений в излишнем либерализме составителей, остановившись на единственной цели подобных нововведений — простая, безыдейная, деградация системы воспитания.

        Рассматриваемое методическое пособие прямо противоречит ФГОС. По крайней мере, наполовину. Очевиднее всего это демонстрирует предлагаемый «Generation П» Виктора Пелевина, в котором присутствует известный эпизод, где главного героя зовут на должность «криэйтора» в рекламное агентство. Он переспрашивает: «Творца?», — совершая прямой перевод английского слова. И получает ответ: «Творцы нам на... не нужны. Нам криэйторы нужны». Текст оригинала пришлось, правда, смягчить, но и в таком виде можно понять — если с созданием креативной личности, что оговаривается в ФГОС, предлагаемые произведения справляются бесспорно, то уважение к творчеству в них очевидно присутствует не везде.

        Наверное, творчество Улицкой с «Казусом Кукоцкого», главный герой которого экстрасенс-гинеколог, борющийся за право на аборты на фоне описания ужасов тоталитаризма, и произведения Пелевина, полные самой недетской лексики, трансперсональных путешествий и противоречащие в отдельных местах антиэкстремистским законам, в том числе по части пропаганды употребления наркотических средств, может быть сочтено талантливым. Вот только это вряд ли школьная литература. Никто же не изучает в литературе зарубежной вдумчиво, скажем, де Сада, хотя его творчество куда живее, нежели Фолкнер, а местами современнее некуда. И если взглянуть на ситуацию в целом, то становится печально: о каком формировании цельной, патриотической, творческой и так далее личности может идти речь, если изложение русской литературы, наряду с историей выступающая главным инструментом воспитания личности, оказывается полностью бесконтрольным и отданным на откуп личностям, которые, по всей видимости, единственные во всей стране убеждены в возможности воспитания патриота за счёт выбрасывания на свалку истории Пушкина и Гоголя?

        Андрей Полевой

        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2021 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"