Наследие 1990-х
Русское время обычно бежит неторопливо. Хотя, конечно, не так, как китайское, когда можно десятилетиями, а то и столетиями спокойно сидеть на берегу реки в ожидании, пока мимо тебя или твоих потомков проплывёт труп врага. Наверное, и нам бы так хотелось, однако Божий Промысл вносит свои коррективы. Особенно в течение последнего столетия. Особенно в последние десятилетия. Особенно в последние годы. Особенно в последние месяцы.
Сегодня многие шутят: и чем же вам так не нравился ковидный 2020-й? Мол, нынешний-то 2022 год – куда хуже. Но это, как говорится в известном анекдоте о выпускниках МГИМО, "хум хау" ("кому как"). В суровой действительности последних месяцев, начиная с событий последней февральской декады, рождается новая реальность. Точнее, возрождается истинная. Та, что была дарована нам, русским, самим Господом.
Многим, привыкшим к регулярным поездкам в Европу, эта реальность неуютна. Ломает их стиль жизни и общую картину мира. И от неё так хочется сбежать сломя голову. Иные же, напротив, искренне рады столь долгожданному русскому реваншу. И даже готовы простить властям подзатянутые пояса и понятные человеческие страхи ради главного: Русского Прорыва и Русской Победы. Столь долгожданных: ведь уже не так много с нами людей, помнящих май 1945-го. И совсем уже нет тех, кто родился в Российской Империи.
Но большинство из нас, ныне живущих поколений, прекрасно помнят 1990-е. То время, когда русские были унижены ничуть не меньше, чем немцы в Веймарской Германии. "Бывали хуже времена, но не было подлей". Пожалуй, даже первые советские безбожные пятилетки не проехались таким катком по русскому народу, как недавние "лихие".
Тогда многим казалось, что всё рухнуло. Красная Империя, рекомая "СССР", повержена. Вся молодёжь в "варёнках" со звёздно-полосатыми "матрасами" и британскими флагами. Сплошная похабщина, попса, горящий Дом Советов (московский "Белый дом" в чёрном октябре 1993-го) и Хасавюртовские соглашения по "ящику". И жуткая нищета в русской глубинке, где месяцами не выплачивали зарплаты и пенсии. С подростками, нюхающими клей, профессорами, разгружающими вагоны, и ветеранами Великой Отечественной, вынужденными копаться в мусорных бачках.
Но в те же самые годы в той же самой Москве зародилось несколько движений к русскому освобождению и возрождению. Иные – весьма маргинальные, рядившиеся в диковинные мундиры и полувоенную форму с портупеями, эпатировавшие широкую публику своей символикой. Иные – сиюминутные, зарождавшиеся "от ветра головы своея" людей, возомнивших себя русскими лидерами или даже вождями, и исчезавшие столь же стремительно. И только одно – не просто прошло сквозь десятилетия, но укрепилось и стало главным русским собранием и экспертной площадкой: Всемирный Русский Народный Собор.
ВРНС: от рождения к возрождению
В том самом 1993-м, когда на столичных улицах лилась кровь патриотов (как красных, мечтавших о восстановлении распавшегося Союза, так и белых, чаявших возрождения Империи), только Церковь прекрасно понимала, что русская кровь – одного цвета. И в тех страшных условиях пыталась примирить враждующие стороны и остановить кровопролитие. Но власти предержащие, тот самый Ельцин-центр тех лет, тогда не просто не прислушались к церковному гласу, но попытались развязать самую настоящую гражданскую войну, ужасы которой ещё помнило самое старшее поколение тех лет.
Тем не менее именно Русская Православная Церковь в то самое время сделала всё, чтобы не только остановить новую гражданскую, но и сплотить вокруг себя униженную и оскорблённую русскую национальную элиту. Не нуворишей из вчерашних комсомольцев и откровенных бандитов, возомнивших себя хозяевами Земли Русской, а истинную соль этой самой земли.
Представителей униженной и почти разрушенной науки и отнюдь не разъезжавшего на "шестисотых" мерседесах духовенства. Подлинных деятелей отечественной культуры (в отличие от мнимых, допущенных на телеэкраны тех лет). Русских активистов ближнего и дальнего зарубежья, людей разного этнического происхождения и разных взглядов, но единых в том, что именно русскость является ядром нашей государственности, а Православие – основой нашей культуры и ценностей.
Беженцы на своей земле
Все эти люди в 1993 году начали объединение в новую международную общественную организацию – Всемирный Русский Собор, двумя годами позже получивший название, сохранившееся до сегодняшнего дня: Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). В условиях, когда само слово "русский" вызывало обвинения в "фашизме", Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не просто благословил созыв Собора. Он лично возглавил его, открыв речью, в которой особо подчеркнул важность возрождения русского патриотизма, основанного на христианского фундаменте:
Более того, в принятом по итогам I Всемирного Русского Собора официальном заявлении прозвучали тезисы, которые в это же самое время активно шельмовались, по сути, захватившими Россию либеральными политиками и их прессой. Слова о том, что "русские оказались беженцами на своей земле", что именно в защите русских национальных интересов и возрождении единства русской нации, а также исторических основ русской жизни как жизни христианской и заключается главная цель и подчинённые ей ключевые задачи Собора:Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей её духовную культуру, заботящейся о её единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине – патриотизм – изначала благословляется Церковью. Вспомним слёзы Спасителя при виде Иерусалима, выразившие всю силу Его любви к великому граду Своего народа.
С самого начала работы Собора одним из его руководителей и главным идеологом стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, сегодняшний Предстоятель нашей Церкви. Именно под его руководством были разработаны и приняты главные соборные документы: "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", "Декларация о правах и достоинстве человека" и "Базисные ценности – основа общенациональной идентичности". Документы, которые должны задать ценностный вектор развития Государства Российского, сбитый за годы западнических реформ.Ныне, когда русские оказались беженцами на своей земле и не по своей воле стали разделённым народом, когда унижено национальное достоинство и померкло национальное самосознание наших людей, когда во многих государствах они ущемляются в правах, языке, религии, в личной безопасности и благополучии, когда растёт социальная незащищённость, нищета и неуверенность в завтрашнем дне, мы обязаны обратиться к каждому русскому человеку, каждой ищущей душе с призывом к действию для восстановления исторической преемственности русской жизни, для возрождения Отечества.
За последние два десятилетия Всемирный Русский Народный Собор смог утвердиться и как общественное движение, и как важная экспертная площадка. Дважды – в 2001 и 2018 годах – с его трибуны выступал глава Государства Российского Владимир Путин. В начале своего правления он только утверждался в ценностных и геополитических ориентирах, хотя сразу заявил свои чёткие патриотические позиции и желание навести в стране порядок, для начала предотвратив опасность её разрушения, грозившую со стороны Северного Кавказа.
Тогда, в 2001 году, на VI Всемирном Русском Народном Соборе президент России очень много говорил о противостоянии терроризму, искренне считая, что этот враг у нас с "нашими западными партнёрами" общий. Но так и не решился произнести слово "русский". В 2018 же году Владимир Путин выступил уже как убеждённый русский православный консерватор, сопроводив свою речь изречением великого консервативного мыслителя XIX столетия Николая Данилевского, автора фундаментальной книги "Россия и Европа", вскрывшей многие тонкости нашего цивилизационного противостояния с Западом:
В то же время вплоть до конца 2010-х годов ВРНС структурно во многом сохранял черты организации из 1990-х. И хотя "меха" не были ветхими, требовалось срочное обновление. Это прекрасно понимал Святейший Патриарх Кирилл, когда весной 2019 года принял решение сделать одним из своих заместителей по Всемирному Русскому Народному Собору главу группы компаний "Царьград" Константина Малофеева.Голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность. Хочу напомнить слова выдающегося русского мыслителя XIX века Николая Данилевского: "Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития". Сегодня понимание такой сложности развития цивилизаций служит фундаментальной основой для многополярного мира.
Три года без Собора
В считаные месяцы из дискуссионного и совещательного органа, сыгравшего важнейшую роль в преодолении либерально-западнического морока 1990-х, Собор начал превращаться в структуру разработки и принятия стратегии развития России во второй четверти XXI века. И уже в октябре 2019-го под руководством Патриарха Кирилла состоялся XXIII Всемирный Русский Народный Собор на тему "Народосбережение – настоящее и будущее России". Тему, особенно актуальную сегодня, когда в нашей стране разгорается очередной демографический кризис, а если говорить прямо, без излишней политкорректности – вымирание её народа. И как сказал на том Соборе Константин Малофеев:
Тезисы, озвученные в те октябрьские дни, оказались ещё актуальнее в годы ковидной пандемии. Хотя в октябре 2019-го никто не знал, что следующий Собор будет созван лишь три года спустя. Но это время не было потрачено даром. Именно тогда начала создаваться широкая сеть региональных отделений ВРНС. Причём не в формате патриотичных, но малоэффективных "клубов по интересам". А как влиятельные и действенные организации во главе с правящими архиереями, патриотически мыслящими чиновниками местных областных организаций высокого уровня и по-настоящему авторитетными региональными общественными активистами.Все соборяне, Ваше Святейшество, единодушны в том, что решение демографических проблем имеет не только экономическую, но в основе своей нравственную проблему. Как вы сказали, это выбор между дорогими вещами и дорогими людьми. И мы, соборяне, единодушно отвечаем, что мы – за дорогих нашему сердцу людей... Если мы сохранимся как народ к 2050 году, то нам потребуется жить с какими-то целями. И вот для этих целей все наши комитеты будут работать над "Русской мечтой – 2050". Это – стратегия развития страны, которая, по благословению Святейшего Патриарха, разрабатывается в комитетах Собора ведущими экспертами.
К открытию XXIV Всемирного Русского Народного Собора, которое состоится в Храме Христа Спасителя 24 октября 2022 года, уже созданы местные организации в 43 регионах России, а ещё около 10 находятся в процессе создания. Но Собор не был бы Всемирным, если бы в его работе не участвовали представители из других стран. И даже в 2022 году, когда Россия находится в состоянии самой настоящей войны с коллективным Западом, это нисколько не повлияет на международный статус и значение ВРНС. Многие русские активисты прибудут на Собор из разных стран мира.
Что с того?
Пресс-релиз предстоящего Собора достаточно сух и лаконичен:
Но за этими словами не просто десятилетия работы. Это – заявка на соборный русский ответ всему миру. Как тем западным псевдоэлитам, которые возомнили себя его хозяевами и сегодня ведут войну с Россией "до последней капли крови украинского солдата". Так и всем странам и народам мира, которые готовы стать... нет, не "пророссийскими", а просто по-настоящему суверенными. Чтобы сохранить традиции своих предков и собственную идентичность. То есть для начала попросту выжить, что невозможно без освобождения от западной колониальной, как экономической, так и ценностной удавки.24–25 октября 2022 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится пленарное заседание XXIV Всемирного Русского Народного Собора на тему "Православие и мир в XXI веке". В ходе проведения Собора планируется обсуждение насущных проблем современности: вселенской миссии Православия, церковного ответа на вызовы времени, места Церкви и православной веры в жизни современного человека.
И в этом им может помочь только Россия. Ведь именно наша страна была и остаётся Третьим Римом, Катехоном, удерживающим весь мир от воцарения абсолютного зла. С Богом, соборяне!
Источник