Мария Клавдиевна Тенишева была женщиной уникальной: общественный деятель, коллекционер, педагог-эмальер, основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища под Брянском. В Серебряном веке Талашкино прославилось в качестве русского культурного центра.
Бывшая дворянская усадьба Талашкино находится к югу от Смоленска. Когда-то она принадлежала известной русской меценатке Марии Клавдиевне Тенишевой. Усадьбу Тенишевой подарил в 1893 году на день рождения ее муж — князь Вячеслав Николаевич Тенишев, выкупив ее у Е. К. Святополк-Четвертинской. Новые хозяева не стали перестраивать в Талашкине деревянный одноэтажный барский дом на каменном фундаменте, а только наполнили его книгами, картинами, скульптурой, майоликой. А также замечательными гостями и умными беседами. Современники называли Талашкино «Афинами», а его хозяйку — местным «Периклом». Было у имения и еще одно название — «Русская Флоренция».
Тенишева водила дружбу с выдающимися художниками того времени — Васнецовым, Врубелем, Малютиным. В Талашкине гостили Нестеров, Коровин, Репин, скульптор Трубецкой, композиторы Андреев и Стравинский, профессор ботаники Регель, архитектор Николай Бенуа, Дягилев и Шаляпин. Наблюдая за развитием искусства в Европе и России, активно участвуя в художественной жизни, Мария Клавдиевна все чаще и чаще обращалась к судьбе русского национального искусства, у нее рождается мечта возродить русский стиль. Для этого в своем поместье она открыла художественные мастерские — вышивальную, резную, гончарную, эмальерную, мебели, ковки, резьбы по дереву. Руководил мастерскими в Талашкино художник Сергей Малютин.
Через год Тенишевы приобрели хутор Фленово недалеко от Талашкино для создания сельскохозяйственной школы для детей-сирот и местных крестьян. При школе был «большой плодовый сад, огород, ягодник, пчеловодное и рыбоводное хозяйство и показательный хутор». Подлинным шедевром русского малого зодчества стал «Теремок» во Фленове — знаменитый сказочный домик. Это бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Малютина, создает фантастический, праздничный образ: ажурные окна, карнизы, наличники, яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах. Целый период в жизни Талашкино связан с именем Николая Рериха: здесь было создано одно из лучших его монументальных творений — великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная над порталом церкви Сошествия Святого Духа (1902-1905).
В 1917 году княгиня покинула Россию, последние годы ее жизни прошли в местечке Сен-Клу близ Парижа. «Смоленскую Флоренцию» постигла участь многих других дворянских имений: все постепенно ветшало, растаскивалось местными жителями. В церкви, возведенной Рерихом в неорусском стиле, хранился картофель, гробницу князя Тенишева разорили. Даже само имя Тенишевой не произносили, боясь прослыть неблагонадежными. В годы Великой Отечественной войны «почти все в Талашкине сошло на нет...». Но память об усадьбе как о центре художественной жизни не исчезала ни в Талашкино, ни в Смоленске, столице области.
Около тридцати лет спустя после смерти Тенишевой к смоленским чиновникам от культуры пришли две интеллигентные старушки. Они передали государству по описи броши, кулоны, кольца, изумруды и сапфиры в золотой оправе. Уезжая, княгиня просила их сберечь эту красоту и передать в смоленские музеи, «когда придет время». И действительно, на основе этой коллекции в Смоленске была открыта художественная галерея, которая до сих пор является одним из самых посещаемых мест города. Ее экспозиция русского искусства — от древнерусских икон до произведений начала ХХ века тоже берет свое начало в Талашкино.
Возрождение «смоленских Афин» начинается с 1946 года, когда усадьба была объявлена историко-архитектурным заповедником. Здесь вновь было отстроено старинное здание школы, собраны многие предметы из тенишевской коллекции, возродились традиционные народные ремесла. Теперь, как и прежде, здесь можно приобрести изделия самобытных талашкинских умельцев, поучаствовать в мастер-классах и, конечно же, увидеть произведения тех, кто принес усадьбе славу, — мебель, изготовленную по эскизам Малютина, акварели Врубеля, керамику Рериха, расписные балалайки, производившие фурор на Всемирной выставке в Париже 1907 года, и еще многое другое, удивительное и по-талашкински неповторимое.
Слова Тенишевой о русском стиле и сегодня звучат актуально: «Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею?.. Каждая эпоха, каждое поколение, может внести что-то новое, сказать свое слово...».
В настоящее время все силы в Талашкино направлены на возрождение храма Святого Духа. Над украшением возведенной на высоком холме церкви Николай Рерих, еще не порвавший с русской почвой, трудился с 1908 по 1914 год. Однако его отступления от православного канона послужили причиной того, что храм так и не был освящен. Центральное место храма — алтарь, венчало изображение Царицы Небесной. По мнению искусствоведов, иконография ранее не встречалась ни в одном из православных храмов мира. Перед реставраторами стоит нелегкая задача — вернуть храму облик столетней давности. Внутренние росписи храма не сохранились, но художники планируют воссоздать убранство храма. Достаточно хорошо сохранилась правая часть мозаики на портале. Зато реставрация левой стороны панно потребует больших затрат, ведь подбор смальты — достаточно кропотливая процедура. В дальнейшем планируется и воссоздание исторического ландшафта прилегающей к храму территории. Жители и гости Смоленска смогут увидеть утраченные участки росписи благодаря демонстрационным материалам экспозиции, рассказывающие об истории возникновения этого уникального объекта.
...Возрождаются и живут новой жизнью другие традиции, заложенные княгиней Тенишевой. Одним из самых интересных явлений фленовской школы был театр, в котором сама Мария Клавдиевна была и режиссером, и актером, и портным, и гримером. В настоящее время детский Тенишевский театр предлагает спектакли, конкурсы, игры и подарки для всех желающих школьников 1-4 класса. Так, зимой этого года в репертуаре театра появился спектакль «Госпожа Метелица» по сказке братьев Гримм.
Еще одной жемчужиной Талашкина был детский балалаечный оркестр под руководством известного музыканта В. Лидина. Народная музыка звучит в Талашкине и сейчас — во время фольклорных фестивалей и народных гуляний. В такие праздничные дни припоминаются слова о Фленове из письма художника Стелецкого к Кустодиеву: «Музыка, шум, беготня, суета как на ярмарке... Постановка действительно художественная и исполнение очень недурное, хотя все исполняют простые мужики, только роли солистов исполняют сама княгиня и другие интеллигенты».
В усадебном парке недавно установлен скульптурный портрет основательницы. Статная ее фигура хорошо видна гостям усадьбы, кажется, что она ждет полного возрождения своих прежних владений и вынашивает новые планы. Ведь многие ее пожелания сбылись уже тогда, когда ее не стало. Княгиня внимательно «наблюдает» за происходящим, возможно, вспоминая свои слова: «Талашкино совсем преобразилось, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами... В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни... Идешь — и сердце радуется».
Алла Филиппова
«Русская Флоренция» меценатки княгини Тенишевой
«Русская Флоренция» меценатки княгини Тенишевой