С времен Великого князя Святослава Игоревича первые русские люди повстречались с царством Болгарским царей Симеона и Крума. До этого времени, как и до поры сформирования русского этноса, на территории Болгарии поселились так называемые семь славянских племен, которые и легли в основу формировании болгарского этноса как такового.
После создания первого болгарского государства в 681 г. и возникновения Киевской Руси, некоторые русские купцы начали приезжать в Болгарию и через ее территорию торговать с Византией. Хотя самый короткий путь все еще оставался «из варяг в греки, который с давних времен пользовался как русскими, так и варягами, да и всеми скандинавскими народами и племенами. Русские купцы стали осваивать и территории — в основном по черноморскому побережью, которое стало в более позднем времени основной их базой для проникновения в глубь еще пока неведомой страны.
Так, еще в первые века создания болгарского государства в общем-то связи между Киевской Русью и Византией создавали и благоприятствовали развитию торговых связей между русскими и болгарами. Благоприятствовали тому и сходные языки между двумя народами. Практически это был почти один и тот-же язык, который очень напоминал современный церковнославянский язык, каким мы его теперь знаем. Некоторые купцы селились среди болгарского населения и торговали шелком, солью, серебром, мехами, медью и пушниной. Купцы поселялись преимущественно как в столицах первого и второго болгарских государств — городах Плиске и Преславе, так и в наиболее важных городах — Друстуре, Одессосе, Месимврие и Сизополе.
В средних веках, при образовании и нарастании могущества и влияния Киевской Руси, а позже — Московского и Новгородского княжеств, установленные торгово-купеческие отношения развивались, и купцы уже частенько стали поселяться в новой столице болгарского царства — Тырновграде. Почти все города по черноморскому побережью были столь важны в торговом отношении, что уже нередко там начали встречаться, как мы по- современному говорим, «представительства» купеческие. Там же, используя старый путь «из варяг в греки, суда находили благоприятную гавань в непогоду, а купцы торговали как с болгарами, так и с византийцами, а после падения Константинополя — и с турками.
Новая эпоха русско-болгарских отношений началась после освобождения Болгарии от турецкого ига. Во времена временного русского управления, практически половина болгарских министров первого болгарского правительства составили русские, ибо болгар с административным опытом было слишком мало для того, чтобы занимать высокопоставленные должности. Например, начиная с первого министра обороны, генерала инфантерии, известного писателя Петра Дмитриевича Паренсова и кончая Александром Федоровичем Ридигером, являвшимся дальним родственником Патриарха Алексия II (Ридигера). Вообще, первые семь правительств новоосвобожденной Болгарии были составлены в основном русскими генералами из-за нехватки, как было выше сказано, административного опыта у болгар. Только немногим — в основном сынам богатых болгарских купцов удавалось получить образование за границей, да и некоторым церковным деятелям, которые опять-таки получали образование на средства русского правительства или по ходатайству графа Игнатьева (посла Российской Империи в Константинополе) — либо в России, либо (гораздо реже) — в европейских столицах. Временное русское управление первоначально возглавил императорский комиссар князь В. А. Черкасский, в качестве начальника Первой канцелярии гражданского управления освобожденных задунайских земель. После его смерти в марте 1878 года во главе управления встал князь А. М. Дондуков-Корсаков. В честь этого славного русского князя назван бульвар в центре болгарской столицы, который начинается прямо у Министерского Совета — Дома болгарского правительства. С 20 мая по 10 октября 1878 г. резиденция комиссара находилась в Пловдиве, а затем была перенесена в Софию. Многие управленцы Болгарии тех времен остались на жить на этой же земле, за освобождение от турецкого ига которой, сражались как они, так и их друзья, часть из которых пали за свободу этой поистине братской страны.
На день нынешний существуют три основных луча русской диаспоры в Болгарии, сформировавшейся на протяжении нескольких сотен лет. Первой, стройно организованной русской общиной, является и по сей день старообрядческая община Болгарии.
Вообще история начала возникновении русских диаспор в Болгарии, в значительной степени, связана с возникновением самого фактора старообрядчества в Болгарии. Начало эмиграции положил Большой Московский собор 1666-1667 годов, известный установлением многих канонических церковных норм и положивший начало активной борьбе со старообрядчеством. После реформ Патриарха Никона в конце XVII века начались большиe эмиграционные процессы по всей Руси. Многие старообрядцы основывали новые поселения на окраинах Российского государства — общины в Августове и на Сулинках, в Белой Крынице и на юго-западе Малороссии. Некоторые находили места для новых поселений на территории Оттоманской империи, где встретили «радушный прием» султана, который принимал их ради того, чтобы те служили в пограничных отрядах.. В Татарице проживают так называемые поповцы, связанные с Белокриницкой иерархией, а в селе Казашко близ города Варна — т. н. беспоповцы. Заметно, что села названы по населению, проживающему в них. С другой стороны, это являлось и традицией в XVII-XVIII веках — называть села по составу населения — например, в области, где проживали в основном турки, существовало болгарское село Булгаркёй, т. е. буквально означающее в переводе с турецкого именно «болгарское село». До середины ХХ века между поповцами и беспоповцами браки были запрещены. Община насчитывала в начале 90-х годов более тысячи односельчан.
Русские старообрядцы находят приют на окраинах Турции после т. н. Булавинского восстания Кондратия Булавина. В 1881 году из 332 человек населения в Татарице проживало 264 старовера. Прадеды, которые приехали с берегов Дона, составляли 16 семей. Еще позже с румынского берега прибывают еще 60 семей, а в начале прошлого века семей в деревне насчитывалось более 300. У каждой семьи имелось по 6-10 детей. Исследование Российской Академии Наук, сделанное в 2006 году, показало, что жители старообрядческих русских общин вне России смогли сохранить традиции, культуру и фольклор, как и различные виды декоративно прикладных искусств и зодчества, и это может нам дать представление о русском быте, характерном в XVII и XVIII веках.
В Татарице на сегодняшний день проживает немалая по современным болгарским понятиям численность населения — около трехсот старообрядцев, число которых, к сожалению, быстро падает из-за внутренней миграции — в большие города Болгарии, и внешней — за границу. В Румынии проживают т. н. липоване — русские старообрядцы, которые поддерживают тесные связи с общиной в Татарице. Румынский старообрядческий владыка часто приезжает в гости на церковные праздники к своим болгарским соседям. Язык, на котором говорят липоване, является особым диалектом — южнорусским. Но для болгар липоване являются казаками, так что их диалект похож на тот, на котором говорили казаки, когда освобождали Болгарию. Староверы села Казашко (некрасовцы) долгое время были беспоповцами, но в конце XX века часть жителей по настоянию российских староверов присоединилась к Новозыбковскому согласию, а часть осталась беспоповцами. Таким образом, для Татарицы характерна конфессиональная и «формальная» твердость, тогда как в селе Казашко наблюдаются известные колебания в отношении к иерархии, своего рода «раскол».
Вторая массовая волна эмиграции русских в Болгарию поднялась после революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войной. В этот период — с 1920 по 1922 год — в Болгарию прибыло около 35 тыс. русских, хотя в результате репатриации, организованной Советской Россией в 1923 году, 11 тыс. вернулось на родину. Красивая русская пара порно трахается на диване до оргазма
К середине 20-х годов в Болгарии обосновалось около 20 тыс. русских эмигрантов. Переехав в Болгарию, русские эмигранты стали создавать свои организации. Одной из самых значимых стало Общество единения русских в Болгарии, просуществовавшее до 1924 года. Общество занималось объединением русских эмигрантов, оказанием им материальной помощи, созданием промышленных и сельскохозяйственных трудовых организаций. Очень много раненых — жертв Гражданской войны — целыми кораблями вывозили и высаживали в портах Варны, Созополя и Бургаса, а позже болгарское правительство специальным декретом выдавало беженцам земельные участки близ Новой Загоры и Княжево — пригорода столицы Софии. Там белые эмигранты построили великолепный храм во имя Святого мученика и целителя Пантелеимона, освященный в 1923 году. Староста храма, урожденный в апреле того же года, нынче 90-летний Петко Петков — сам болгарин, беспризорным ребенком был усыновлен русскими военными инвалидами. Сейчас он является не только старостой церкви, но и председателем военно-инвалидного дома. В военно-инвалидном доме на сегодняшний день проживают всего несколько пенсионеров — потомков белых эмигрантов.
Вторая организация т. н. белой эмиграции — «Движение потомков белых эмигрантов» Леонида Ходкевича. Он занимает должность с начало 90-х годов. Последнее большое и значимое достижение организации — полный ремонт Русского памятника в Софии. Памятник был полностью обновлен в 2011 году по проекту и предложению г-на Ходкевича. Многие русские дома строились и в областных городах Болгарии, а там, где существовали дома, строили и церкви — в Софии, Пловдиве, Новой Загоре, Варне, Ямболе, Пернике и других городах, да и многие монастыри — у села Кабиле (около Ямбола), в Княжеве и в Софии.
В общей же сложности, с 1920 по 1944 год в Болгарии было зарегистрировано более 100 русских эмигрантских организаций, основными идеями которых были сохранение русской культуры, религии и языка. Многие носили антисоветскую направленность. Достаточно популярна в их среде была идея возрождения в России монархии. В 30-х годах после дипломатического признания СССР большинством европейских государств среди русских эмигрантов распространилось движение младороссов.
С установлением дипломатических отношений между Болгарией и СССР 23 июля 1934 года деятельность некоторых русских эмигрантских организаций прекратилась. За оставшимися со стороны государства был налажен серьезный контроль. Во время Второй мировой войны из-за связи Болгарии с гитлеровской Германией и возросшими антисоветскими и антирусскими настроениями некоторые эмигрантские организации были вынуждены приостановить свою деятельность. Кроме того, нападение Германии на СССР тяжело переживалось русскими эмигрантами, так как на оккупированной территории у многих остались близкие и родственники.
Огромнейшею роль в православной, духовной и вообще общественной жизни сыграл архиепископ Богучарский — Владыка Серафим (Соболев), который, став архиепископом на Керченской земле, выехал из Крыма через Константинополь в Болгарию. Ему предсказали, что он не погибнет в родной стране за веру православную, а приедет в «добрую сторонушку», какой и стала для него Болгария. Сейчас к его могиле в крипте храма приходят с горячей молитвой многие и многие люди — русские, болгары, греки, сербы, румыны, православные и неправославные. Когда Владыка прощался перед своей блаженной кончиной со своими близкими, он ответил на вопрос: «Как мы без Вас, Владыко, теперь будем жить?» — такими словами: «А вы пишите мне письма. Если у меня будет дерзновение перед Богом, я буду молиться за Вас, не оставлю Вас». И по правде и милости Божьей, по дерзновению святителя, многолюдный народ буквально со всех концов света приходит в крипту храма, пишет письма и молится Владыке. И воистину, по милости Божьей, многие просьбы исполняются, и благодарные люди приходят и свидетельствуют о чудесах, которые случаются с ними благодаря молитвам Владыки.
Русская община в Болгарии — одна из самых многочисленных за рубежом. Официально она насчитывает свыше 25 тыс. человек. Хотя реально количество русских, проживающих в Болгарии, значительно больше и с каждым годом все увеличивается. В Болгарии функционируют несколько русских организаций. Самая значительная из них — Федерация «Союз соотечественников», сформированная в 2000 году на основе 20 региональных «русских клубов», действующих в крупных городах страны. Такие клубы действовали не только там, где работали консульские отделы и Генеральные консульства Российской Федерации в Болгарии — в Софии, Пловдиве (закрыто на нынешней день), Варне и Русе, но и в почти во всех областных городах. Основу «Союза соотечественников» составил «Русский клуб» в Софии, который в начале 2000 года организовал культурную работу вместе с Российским Культурно-Информационном центром и многими культурными болгарскими учреждениями. «Союз Соотечественников» ведет культурно-просветительскую работу, занимается мониторингом преподавания в стране русского языка, оказывает помощь ветеранам войны и престарелым.
Русские организации в Болгарии принимают активное участие в сохранении и реставрации мемориалов, посвященных русским солдатам, и православных святынь. «Союз соотечественников» работает в тесном сотрудничестве с Посольством РФ в Болгарии, Правительством Москвы, Московским Фондом развития межрегиональных связей «Сотрудничество», Росзарубежцентром в Москве и Российским Культурно-информационным центром в Софии, многими другими общественными и государственными организациями. При поддержке московских властей в Болгарии выходит газета «Соотечественник», церковная газета «Луч» и «Русское Слово». Русская Православная Церковь с ее Подворием в Софии и храмами «Св. Николая» и «Св. муч. Пантелеимона» объединяет множество прихожан церковной жизнью и общей молитвой к Богу и молитвенным заступничеством Владыки Серафима. На нынешний день многие известнейшие люди являются частью русской диаспоры в Болгарии — это член болгарской Академии Наук Сергей Рожков, новоизбранный мэр города Варны — Иван Портных. Среди них также актер и эстрадная звезда Део (его дед эмигрировал в Болгарию после революции 1917-го года), известные фотографы братья Трейман, Саша Безуханова — болгарская бизнес-леди и начинающий политик, Ованез Мелик-Пашаев — бизнесмен и многие другие.
Владислав Беспалов
Русская диаспора в Болгарии: вехи истории и жизни
Русская диаспора в Болгарии: вехи истории и жизни